Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37625
Российский центр защиты леса (ФБУ "Рослесозащита") собирается провести в 2021 году в рамках так называемого "государственного мониторинга воспроизводства лесов" обследование молодняков на площади 15680 гектаров. В основном это будут "участки, отнесенные к землям, на которых расположены леса, в 2018-2019 годах" (ссылка).
На первый взгляд, выглядит красиво - но, к сожалению, в реальности эта работа почти полностью лишена смысла, как и весь государственный мониторинг воспроизводства лесов в том виде, в каком он существует сейчас. Дело в том, что "отнесение к землям, на которых расположены леса" (старое название этого действия - "перевод в покрытую лесом площадь") представляет собой лишь бюрократический обряд, ничему реальному в жизни молодого леса не соответствующий. Время проведения этого обряда определяется специальными таблицами в приложениях к Правилам лесовосстановления, и обычно составляет 7-10 лет после собственно лесовосстановления, в зависимости от породного состава молодняка, типа леса и лесного района.
Фактически этот обряд приходится примерно на середину периода ухода за молодняками (который и по факту, и по правилам составляет обычно около двадцати лет). Завершающие приемы ухода за молодняками (прочистки), а иногда, в зависимости от толкования правил, и первые приемы рубок ухода в них (осветления), проводятся уже после этого обряда. А именно от ухода в первую очередь зависит то, каким будет "восстановленный" лес: даже самая правильная и качественная посадка без последующего ухода почти всегда оказывается безрезультатной, а правильным и своевременным уходом почти из любого молодняка даже естественного происхождения можно сформировать ценное лесное насаждение.
Таким образом, система государственного мониторинга воспроизводства лесов, основанная на статье 61.1 Лесного кодекса РФ и приказе Минприроды России от 19 февраля 2015 года № 59 "Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов", оценивает не результаты воспроизводства, а всего лишь одну из его промежуточных стадий. Причем эта промежуточная стадия ("отнесение к землям, на которых расположены леса") связана не с каким-то реальным этапом в развитии молодого леса или реальным лесохозяйственным мероприятием, а всего лишь с "бумажной" формальностью - годом, когда участок, на котором проведено лесовосстановление, перестает числиться в документах не покрытой лесом площадью, и начинает числиться покрытой.
Конечно, и на этом этапе (как и на любом другом случайно выбранном этапе в жизни молодняка) можно оценить качество уже сделанных работ по воспроизводству леса и с какой-то долей вероятности предположить, каким будет результат. В некоторых случаях можно даже предсказать результат с уверенностью - например, если лесные культуры (искусственно восстановленный лес) погибли, можно не сомневаться в том, что они не оживут. Но практический смысл такого обследования минимален: оценить количественно, насколько воспроизводство лесов эффективно с точки зрения получения результатов, оно не позволяет.
Это, впрочем, хорошо вписывается в общую систему государственного управления лесами, основанную на Лесном кодексе РФ 2006 года, поскольку позволяет чиновникам тратить на лесовосстановление большие бюджетные деньги и принуждать лесопользователей к трате своих, обеспечивать красивую отчетность и статистику, но при этом вообще никак не отвечать ни за какие итоговые результаты.
Типичный результат искусственного лесовосстановления в таежной зоне: сажали ель, выросла береза. Автор фотографии - Игорь Подгорный
в реальности эта работа почти полностью лишена смысла
В реальности смыслов гораздо больше, чем Вы предполагаете. Тут надо рассматривать все в комплексе: задачи и бюджетное финансирование РЛЗ, взаимоотношения с ОИВ и возможности РЛЗ по получению дополнительного внебюджетного финансирования. В итоге получается очень даже интересная коррупционная схема созданная в последние годы в интересах РЛЗ. К такому же бюджетному благополучию стремится и РЛИ с монополизацией лесоустройства и раздачей лицензий на отводы.
Глубокий смысл в том, что это есть материальное выражение неофициального признания того факта, что ГИЛ (или то, что под ней понимают) не способна решить эту задачу в принципе. То есть даже можно предположить, что в головы первых лиц закралось сомнение относительно адекватности информации, содержащейся в "регулярно обновляемом" лесном реестре. Ну или соответствующие управления пытаются переделить финансирование.
А возможная опасность в том, что если это делать просто как учет сохранности лесных культур, то заглушающие их мелколиственные породы просто не будут учитывать вообще.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37625
нифигасе писал(а):
А возможная опасность в том, что если это делать просто как учет сохранности лесных культур, то заглушающие их мелколиственные породы просто не будут учитывать вообще.
Это, уже, думаю, не опасность, а фактически сложившаяся реальность.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37625
Просто лесник писал(а):
В итоге получается очень даже интересная коррупционная схема созданная в последние годы в интересах РЛЗ. К такому же бюджетному благополучию стремится и РЛИ с монополизацией лесоустройства и раздачей лицензий на отводы.
Да, наверно, я не совсем точно выразился. Коррупционный смысл в такой схеме, конечно, есть. А вот реального лесохозяйственного смысла - практически нет.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37625
Похоже на ложь.
Но фактически учитывается ведь не сформировавшееся молодое насаждение в целом, а то, есть ли в его составе нужное количество целевых деревьев, из которых гипотетически можно было бы вытянуть рубками ухода ценное насаждение. Такой подход был заложен еще ОСТом по лесным культурам 1993 года:
То, что на самом деле абсолютное большинство этих целевых деревьев при отсутствии грамотного последующего ухода обречено на гибель - никого не волнует. Еще не сдохли - значит, все хорошо, заданная Правилами лесовосстановления цель достигнута. А чтобы из них в конце концов что-то дельное выросло - правила не требуют.
То, что на самом деле абсолютное большинство этих целевых деревьев при отсутствии грамотного последующего ухода обречено на гибель - никого не волнует. Еще не сдохли - значит, все хорошо, заданная Правилами лесовосстановления цель достигнута. А чтобы из них в конце концов что-то дельное выросло - правила не требуют.
Так это не техническая проблема, а экономическая. Только изменением Правил лесовосстановления её не решить.