По мере прояснения ситуации с подготовленными Минприроды поправками к прошлогоднему постановлению Правительства РФ № 1509, фактически вводящими полный запрет на развитие лесоводства на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, становится все более понятным, что большую роль в их появлении сыграли депутаты Государственной Думы Кашин и Николаев. Николаев и сам писал в своем телеграм-канале, что "мы достучались - постановление будет изменено":

Судя по публичным выступлениям, претензий к действующей редакции постановления № 1509 у него три.
Во-первых, то, что владелец неиспользуемой сельхозземли может заявить о выращивании лесов и отделаться от претензий Россельхознадзора. Действительно, может, и это правильно: земли, пустующие в течение уже двух-трех десятилетий, вновь вернутся в продуктивное хозяйство - лесоводство, дадут людям работу и средства к существованию; это может не нравиться депутату Николаеву, но для большинства людей и для страны это хорошо.
Во-вторых, то, что постановление создало лазейку для легализации через сельхозземли любого объема незаконно заготовленной древесины. Это просто неправда: на самом деле, такая лазейка была (наглядный пример - огромные рубки в верховьях реки в 2018 году Москвы под предлогом "расчистки сельхозугодий", и многие другие в разных регионах страны). Постановление 1509 в действующей редакции, хоть и не закрыло ее целиком, но сильно ограничило, введя требования к учету, маркировке, транспортировке и декларированию сделок с древесиной с земель сельхозназначения в соответствии с требованиями лесного законодательства. А предлагаемая новая редакция фактически открывает ее обратно.
В третьих, что "постановление по сути вводит частную собственность на леса", а "такое системное политическое решение явно не может приниматься просто решением Правительства". И в связи с этим депутат Николаев заявляет о подготовке парламентских слушаний на тему "могут ли российские леса быть частными?". И вот это - большое и очень опасное лукавство.
Дело в том, что значительная часть земель сельскохозяйственного назначения, особенно в густонаселенных районах с благоприятным климатом, уже находится в частной собственности. По данным Государственного доклада "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году", по состоянию на 1 января 2020 года в собственности граждан находились 106 630,9 тыс. га сельхозземель (27,9% от их пощади в России), и в собственности юридических лиц - 20 915,6 тыс. га (5,5%). А растущие на частных землях сельскохозяйственного назначения леса тоже являются частными ("если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения" - ст. 261 Гражданского кодекса РФ).
В этой же статье говорится, что собственник земельного участка вправе использовать это все по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законами - а вот требования законов по поводу лесов на сельхозземлях противоречивы. Статья 123 Лесного кодекса предусматривает существование и освоение таких лесов - а статья 78 Земельного кодекса не предусматривает возможность использования сельхозземель для лесоводства. До принятия прошлогоднего постановления № 1509, а также связанного с ним постановления № 1482 о признаках неиспользования сельхозземель по целевому назначению, за сам факт существования самовольно выросшего или выращенного леса на земле сельхозназначения собственник мог быть оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей, а земельный участок изъят. Эти два постановления частично исправили ситуацию - позволили, при соблюдении некоторых формальностей, лесу на сельхозземле быть, а собственнику - его выращивать без опасения, что его за лес оштрафуют, а землю отберут.
Таким образом, частные леса на землях сельскохозяйственного назначения в России уже есть, и очень давно - со времени массовой приватизации сельхозземель в начале девяностых. Однако, до принятия правительством прошлогоднего постановления № 1509, собственник земли имел право только уничтожать такие леса, и даже был обязан уничтожать - а сохранять и выращивать права не имел.
То есть вопрос, если говорить о постановлении № 1509, не о том, появятся или не появятся в России частные леса (они на самом деле появились за три десятилетия до выхода этого постановления), а в том, получит ли собственник право не только уничтожать эти леса, но и сохранять и выращивать.
Действующая редакция постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 позволяет выращивать, сохранять и использовать леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения; а предлагаемая новая редакция - только уничтожать, или, в отдельных случаях, по разрешению специальной комиссии-"тройки", использовать для заготовки древесины, потом уничтожать оставшееся.Но опасность инициативы Николаева не только в этом. Действующая редакция постановления 1509 позволяет выращивать частные леса вообще без приватизации государственной собственности - на тех землях, которые уже десятки лет принадлежат гражданам или организациям. И это очень важно: не растаскивать оставшуюся государственную земельную и лесную собственность, а налаживать эффективное хозяйство на той, которая уже была приватизирована давно.
Депутат Николаев почему-то отвергает этот подход, и затевает новую дискуссию по поводу того, могут ли российские леса быть частными. Возникает вопрос: если вариант развития лесоводства на землях и в лесах, уже находящихся в частной собственности, ему не нравится - не для того ли затевается эта дискуссия, чтобы в очередной раз подступиться к разделу и приватизации государственных лесов? В прошлый раз такая попытка была предпринята в 2004-2005 годах, при подготовке проекта нового Лесного кодекса РФ. Похоже, что в ближайшее время она может повториться еще раз.
Очевидно, что если попытка приватизации государственных лесов и земель лесного фонда будет предпринята сейчас, основная часть приватизированного окажется в руках организаторов-приватизаторов или контролируемых ими коммерческих структур, а основными проигравшими сторонами окажутся страна и большинство ее граждан. Поэтому от идеи приватизации лесов, растущих сейчас на землях лесного фонда, однозначно надо отказаться по меньшей мере на ближайшую пару десятилетий, а скорее и на более долгий срок. А развивать частное лесоводство надо на тех землях, которые уже принадлежат гражданам и организациям, или могут им принадлежать по действующему законодательству.