Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 31 дек 2019, 12:15 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36498

Минвостокразвития продолжает работу над проектом так называемого "Дальневосточного лесного кодекса" - специального законопроекта, который должен ввести на территории Дальневосточного федерального округа экспериментальную систему государственного управления лесами, избавленную хотя бы от части излишних ограничений и глупостей, обязательных для остальной территории страны. Законопроект пока не готов даже в черновом варианте, но официально считается, что он должен вступить в силу уже в июне 2020 года. Ссылка:

О проведении на территории Дальневосточного федерального округа эксперимента по совершенствованию системы управления лесным комплексом и развитию лесной инфраструктуры


На днях полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе - вице-премьер Правительства РФ Ю.П.Трутнев провел совещание, посвященное развитию лесного сектора российского Дальнего Востока. Из сообщения об этом совещании, размещенного на сайте полномочного представителя, очень хорошо видно, что может стать главной ошибкой дальневосточных лесных реформаторов, и главным источником множества других ошибок. Трутнев (а именно он является зачинщиком и главной движущей силой разработки "Дальневосточного лесного кодекса") представляет себе Дальний Восток как очень богатый лесными ресурсами регион, в котором эти ресурсы очень сильно недоиспользуются. Цитата из сообщения: "как отметил вице-премьер, на Дальнем Востоке сосредоточена практически половина земель лесного фонда Российской Федерации (556,2 млн га, 49%) и третья часть российских запасов древесины (24,6 млрд куб. м, 31%), при этом здесь заготавливается менее 9 % древесины от общего объема заготовки в стране (21 из 238 млн куб. м)".

В реальности же Дальний Восток представляет собой огромную территорию, основная часть которой приходится на районы с экстремально суровым климатом и сплошной вечной мерзлотой, в которых лес растет крайне медленно, и фактически является невозобновляемым природным ресурсом. Продуктивные леса Дальнего Востока сосредоточены в относительно узкой полосе на самом юге - эти леса на протяжении уже многих десятилетий используются для заготовки древесины самым хищническим образом, и к настоящему времени приведены практически в полный упадок. Даже если исходить из приведенных Трутневым цифр, средние запасы древесины на гектар в дальневосточных лесах составляют около 44 кубометров на гектар - но это заведомо недостоверные данные, поскольку качественное лесоустройство на большей части Дальнего Востока не проводилось уже в течение мноих десятилетий.

Из того, что разрешенный объем заготовки древесины в этих лесах (расчетная лесосека, которая, кстати говоря, считается по старинным немецким алгоритмам времен наполеоновских войн, разработанным совсем для иных природных и хозяйственных условий) используется в малой степени - совсем не следует, что леса продолжают прирастать, а запасы древесины в них накапливаться. Главными потребителями растущей в дальневосточных лесах древесины являются лесные пожары: от огня ее гибнет в разы, а в худшие годы - в десятки раз больше, чем заготавливается. Например, в 2019 году, по предварительным и пока очень примерным оценкам, площадь лесов, погибших от лесных пожаров в ДФО, более чем в десять раз превысит площать всех сплошных рубок в нем. А кроме пожаров, есть еще вредители, болезни, ураганы, наводнения, лесные воры и другие факторы, ведущие к непроизводительным потерям лесных ресурсов.

Так что на самом деле Дальний Восток представляет собой изначально небогатую лесными ресурсами территорию (с большими площадями лесов, но из-за преимущественно сурового климата и мерзлоты очень малыми приростами), и при этом очень истощенную десятилетиями хищнического лесопользования и катастрофических лесных пожаров. При этом для ведения лесного хозяйства - то есть не просто добычи древесины из диких лесов, а ее целенаправленного выращивания - годится лишь очень малая часть дальневосточных лесных земель, максимум одна десятая, в самых южных районах, и именно эта часть истощена сильнее всего.

Конечно, и эта одна десятая часть дальневосточных лесов представляет собой очень большую территорию, которая при правильном управлении лесами могла бы стать одним из важнейших российских лесохозяйственных регионов. Но эта часть дальневосточных лесов уже предельно истощена и разорена, и для того, чтобы завести в ней правильное лесное хозяйство, в ближайшие пару десятилетий в нее придется вложить очень много сил, денег и ума. Если же просто продолжать пользоваться ею, тупо наращивая объемы заготовки древесины, не вкладываясь в интенсивное лесовыращивание и надежную охрану лесов от пожаров - то ценные продуктивные леса этой территории будут в основном добиты в течение следующего десятилетия. И если это случится, то подъем дальневосточной лесной отрасли из руин превратится в практически нерешаемую в обозримом будущем задачу.


Ниже приводится сообщение с сайта полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ссылка).


Юрий Трутнев: лесной фонд должен управляться эффективно

30 декабря 2019

Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросам развития лесопромышленного комплекса на Дальнем Востоке. Рассматривались вопросы стимулирования переработки древесины, внедрения в макрорегионе новой системы управления лесным комплексом.

Как отметил вице-премьер, на Дальнем Востоке сосредоточена практически половина земель лесного фонда Российской Федерации (556,2 млн га, 49%) и третья часть российских запасов древесины (24,6 млрд куб. м, 31%), при этом здесь заготавливается менее 9 % древесины от общего объема заготовки в стране (21 из 238 млн куб. м). Правительством РФ приняты меры для снижения сырьевого экспорта и увеличения производства продукции деревообработки на территории ДФО. «Наша задача – создать возможности для новых эффективных методов управления лесным фондом. Мы этим обязаны заниматься. Мы должны добиваться того, чтобы лесная отрасль помогала развиваться экономике страны. Надо сделать так, чтобы лесной фонд давал как можно больше пользы Российской Федерации, людям, которые в нашей стране живут», – подчеркнул Юрий Трутнев.

На Дальнем Востоке реализуется 14 приоритетных инвестиционных проектов, направленных на производство продукции глубокой переработки древесины с общим объемом заявленных инвестиций более 32 млрд рублей (фактически вложено более 38 млрд рублей). Построены и введены в эксплуатацию 5 проектов: 3 проекта в Приморском крае, 2 проекта в Хабаровском крае. Еще 9 проектов находятся в стадии реализации (4 проекта в Хабаровском крае, 2 проекта в Республике Бурятия, по 1 проекту в Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области).

Как напомнил Юрий Трутнев, в декабре 2017 года было принято постановление Правительства Российской Федерации об увеличении экспортных пошлин на необработанную древесину (с 25 до 40% в 2019 году, до 60% в 2020 году и до 80% в 2021 году). В результате по итогам 9 месяцев текущего года экспорт необработанной древесины снизился на 25,4%, а экспорт продукции деревообработки увеличился на 4,1%. «Это значительное повышение экспортных пошлин на необработанную древесину, такие меры направлены на повышение степени переработки дерева в России, увеличение объемов прибавочной стоимости в стране, создание рабочих мест. Есть ряд обращений от коллег, которые у нас занимаются лесным бизнесом, что что-то надо смягчить, растянуть сроки. Отмечу сразу - менять мы ничего не будем. Постановление Правительства РФ принято. О нем участники рынка знали, в течение двух лет было время предпринять соответствующие меры для модернизации производств. Мы будем помогать лесопромышленникам, которые нас услышали и стали работать над повышением степени переработки древесины на территории РФ», – отметил Юрий Трутнев.

Рассматривалась возможность снижения ставки таможенной пошлины в рамках тарифной квоты с 13% до 6,5%. Действующий механизм расчета квоты основывается на «историческом принципе»: квота фиксированного объема 4 млн куб. м распределяется пропорционально между лесопроизводителями, в структуре экспорта которых продукция деревообработки составляет более 40 %. Вице-премьер поручил Минпромторгу России, ФРДВ, Агентству Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта повторно провести анализ лесопромышленного комплекса и выработать общие предложения по внедрению мер поддержки для отрасли. «Мы должны создавать все условия для того, чтобы предприятия переходили на более глубокую переработку леса и этот процесс шел максимально эффективно, быстро и безболезненно для рынка. Это надо распространить и на скорость административных процедур, надо убирать лишние барьеры. Процедуры должны быть прозрачными. Не должно быть субъективных решений чиновников», – акцентировал внимание присутствующих Юрий Трутнев.

Обсуждался вопрос оказания государственной услуги по выдаче сертификата «СИТЭС». Представители компаний лесопромышленного комплекса считают, что регламент вводит избыточные и ухудшающие положение экспортеров в ДФО требования. В частности, устанавливается перечень дополнительных документов необходимых для получения разрешения «СИТЭС», в том числе акт осмотра мест рубок. Данный акт составляется лесничеством в течение трех месяцев после окончания рубки. При этом согласно правилам заготовки древесины срок от начала до завершения рубки может составлять до 24 месяцев. Такой акт осмотра мест рубок не является документом, подтверждающим легальность заготовки древесины.

Представители компаний высказали мнение, что частые изменения законодательства отталкивают инвесторов от вложений в развитие лесной отрасли и создание мощностей по глубокой переработке древесины. Среди таких трудностей – непрогнозируемое ежегодное повышение арендной платы за лесной участок, введение запретов на заготовку отдельных видов древесины, изменение таможенного законодательства.

По словам Юрия Трутнева, «важно, чтобы меры по повышению таможенных пошлин на круглый лес и другие меры приводили к повышению объемов переработки древесины в России, чтобы создавались новые рабочие места, чтобы создавалась прибавочная стоимость, чтобы мы здесь, в России, работали с нашим лесом». «Этот процесс пошел. Уже сегодня мы фиксируем рост объемов вывоза переработанной древесины, готовых изделий из дерева. Но мы видим, что людям, инвестирующим деньги в строительство производств по переработке леса, надо помогать. Будем заниматься и механизмом совершенствования предоставления квот, посмотрим объем изъятия. Важным вопросом является принципы выделения лесных участков. Пока процесс не всегда прозрачен: достаточно долго тянутся процедуры, не всегда видна корреляция между тем, что инвестор создает предприятие и выделением под это предприятие ему лесного участка. Со всем этим будем разбираться. В достаточно короткий срок постараемся навести порядок», – сказал он.

Рассматривался ход исполнения поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева по внедрению в качестве эксперимента новой системы управления лесным комплексом Дальнего Востока и созданию интернет-сервиса для инвесторов Лесвосток.РФ. «Процесс управления лесного хозяйства во многом несколько архаичен. На таксацию не хватает ни денег, ни людей. Ситуация не меняется десятилетиями. Теперь мы будем внедрять современные системы: таксация будет создаваться на основе снимков из космоса, после этого будет проходить распределение лесных участков через торги, а сама древесина будет продаваться через биржу. Вся цепочка будет прозрачной. Дерево будет маркироваться. Мы будем отслеживать весь процесс движения древесины. У нас есть разрешение Президента РФ Владимира Владимировича Путина провести эксперимент в лесной отрасли на территории Дальнего Востока. Мы обязательно это сделаем. Сейчас Минвостокразвития России, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики разработали новый механизм, связанный с повышением эффективности управления лесным хозяйством, уменьшением бюрократических процедур», – сказал Юрий Трутнев.

Как пояснил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков, эксперимент направлен на создание условий для устойчивого развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности, формирование открытых публичных данных и процедур предоставления в пользование лесных участков, внедрение механизмов биржевых торгов, создание инфраструктуры для формирования публичного рынка сделок с древесиной. Предусмотрено, в том числе, создание автоматизированной информационной системы по распределению лесных участков, управлению и контролю цепочек сделок с древесиной, совершению сделок с древесиной через электронную биржу (интернет-сервис). Создаваемый интернет-ресурс – это инструмент для инвестора по выбору лесного участка посредством электронного аукциона, позволяющий перевести все взаимодействие государства и бизнеса в электронный формат.

Предполагается, что интернет-сервис для инвесторов Лесвосток.РФ будет состоять из 4 основных блоков. Первый блок – открытая интерактивная карта с актуальными данными о доступных лесных ресурсах, на которой любой инвестор сможет выбрать интересующий его лесной массив, и отправить заявление о предоставлении участка в пользование в уполномоченный орган через электронный документооборот. Второй блок – открытая электронная торговая площадка для распределения прав пользования лесными участками через аукцион. Такая площадка заменит закрытые и непрозрачные механизмы выделения участков. Третий блок – электронная биржа товаров и услуг. Обязательное использование биржевых механизмов позволит сформировать прозрачные индикативы цен на продукцию и услуги лесного комплекса. Четвертый – цифровой паспорт древесины – ядро интернет-сервиса, обеспечивающее мониторинг всего жизненного цикла древесины и продуктов ее переработки. «Реализация проекта позволит снизить сроки предоставления лесных участков в 3 раза, ввести электронный контроль, исключающий влияние человеческого фактора, за статусом древесины на этапах заготовки, транспортировки, переработки и реализации, перейти от контроля за площадью к контролю за объемными показателями, обеспечить прозрачность сделок с древесиной и создание индикативов цен. Эксперимент начнется со следующего года», – рассказал Алексей Чекунков.

Генеральный директор ФРДВ проинформировал о том, что 24 декабря 2019 года во Владивостоке успешно прошли первые торги древесиной на российской бирже с расчетами в рублях. Они были организованы Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей, которая является партнером ФРДВ по созданию цифровой платформы лесного комплекса ДФО. На экспорт было реализовано 530 куб. м пиломатериалов. Биржевые торги лесоматериалами на экспорт являются составной частью работы по совершенствованию системы управления лесным комплексом и развитию лесной инфраструктуры в целях создания условий для устойчивого развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности на территории ДФО.

Эксперимент в лесной сфере предполагает корректировку нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, связанные с использованием лесов в ДФО, а также на отношения, связанные с оборотом древесины и продуктов её переработки. Минвостокразвития России и ФРДВ подготовлен проект Федерального закона о проведении эксперимента. Юрий Трутнев поручил ускорить согласование проекта федерального закона. «До конца января нужно согласовать документ. Надо эту работу завершать», – подытожил вице-премьер.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 янв 2020, 18:56 

Сообщения: 1737

Непонятно почему дальневосточные чиновники названы лесными реформаторами.
Из приведенного текста о намерениях, с сайта полномочного представителя, понятно, что административное давление на бизнес будет усилено, регуляции усложнены, соответственно развитие в таких условиях маловероятно. О лесном хозяйстве, кроме упоминания, - ничего.
Собственно, зачем чиновникам реформы? На свою шею. Этим обычно занимаются политики. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 янв 2020, 14:11 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36498

А чем же они не реформаторы? Реформа - это всего лишь преобразование, изменение чего-либо (от французского reforme - преобразовывать, изменять). Совершенно не обязательно реформы должны быть здравыми, разумными, вести к улучшению чего-либо. Могут вести и к ухудшению, примеров в истории полно (или, как вариант, к улучшению для одних, к ухудшению для других). А бывает, что "хотели как лучше, а получилось как всегда".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 янв 2020, 15:02 
Аватара пользователя

Сообщения: 1115

Цитата:
Теперь мы будем внедрять современные системы: таксация будет создаваться на основе снимков из космоса, после этого будет проходить распределение лесных участков через торги, а сама древесина будет продаваться через биржу.


Опять двадцать пять. Насколько я знаю, даже на уровне "менеджмента" , задействованного в этом проекте, появилось понимание, что "пурги нагнали" на первоначальном этапе (совсем недавно между прочим). Привлечь технологии, ДЗЗ, "космосъемку" и можно и нужно, только надо перестать называть это лесоустройством или таксацией. Скажем, ближе всего будет термин "оценка" лесных ресурсов по данным ДЗЗ или что-нибудь в таком роде, что перестанет вносить путаницу хотя бы.

В Хабаровском крае столкнулись с тем, что вроде бы даже есть таксационные описания в цифре, а соответствующих им геометрий выделов в "цифре" - нет. Т.е. SHP есть, из РЛИ, с кучей правок, но он напрочь (на 75% территории края) не соответствует таксационным описаниям. Т.е. таксухи старые, а повыделка сильно правилась (под ГИЛ ли, или под каким другим соусом - не знаю). И таким образом даже существующие таксационные данные показать на карте не представляется возможным.

И вот есть такая идея начать просто начать цифровать лесные планшеты.. Но затея эта сомнительная по множеству причин. Прежде всего это трудоемкий процесс. Плюс "цифра" будет все-равно сильно плавать и официально лесосечный процесс с отчетностью посадить на такие пространственные данные будет очень проблематично (как практически так и с точки зрения лесного законодательства) . Это как раз тот кейс, где система КЕДР пока что уперлась в тупик.

Ну вот если подумать, какие данные они могут на свой "геопортал для инвесторов" вывести? Либо лесоустройство как есть (а тут куча проблем с отсутствием корректной "цифры", как написал выше), либо новые данные по космосъемке (т.е. "оценка"). И то и другое без колоссальной работы какими-бы ни были денежные вливания сделать будет в короткий срок практически невозможно. Я сомневаюсь. А если сделают, то можно неглядя утверждать, что там какая-то феерическая халтура.

Причем нужно понимать, что если запускать бизнес работать на основе "оценки" - то это практически все текущее лесное законодательство коту под хвост. Как минимум нужно будет параллельное регулирование лесной отрасли для Дальнего Востока создавать.

До конца января управятся?

_________________
специалист на стыке IT, GIS и ЛХ
"накормлю борщём"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 янв 2020, 16:20 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36498

vitalus писал(а):
Насколько я знаю, даже на уровне "менеджмента" , задействованного в этом проекте, появилось понимание, что "пурги нагнали" на первоначальном этапе (совсем недавно между прочим).
Насколько я знаю, так и есть. Но, как писал Салтыков-Щедрин, "в сфере административной деятельности, первая-то ошибка и есть самая фатальная. ... давши с самого начала административному бегу направление вкось, она впоследствии все больше и больше будет отдалять его от прямой линии". Адекватные люди в проекте точно появились, но не знаю, насколько там можно еще что-то исправить.
vitalus писал(а):
Причем нужно понимать, что если запускать бизнес работать на основе "оценки" - то это практически все текущее лесное законодательство коту под хвост. Как минимум нужно будет параллельное регулирование лесной отрасли для Дальнего Востока создавать.

До конца января управятся?
Нет. Если следовать Конституции (тому, что лесное законодательство - предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ), то на прохождение любого лесного закона через систему законодательной власти нужно, как минимум, около трех месяцев. Даже если задействовать отработанную обходную схему (принятия "Дальневосточного лесного кодекса" в виде поправок к какому-нибудь уже прошедшему первое чтение законопроекту-пустышке), то нужно несколько недель - но тогда "Дальневосточный лесной кодекс" с самого начала будет иметь репутацию незаконного закона, и отношение к нему будет не очень серьезным. У нас и так-то законы не очень уважают, а такой тем более уважать не будут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 янв 2020, 23:00 

Сообщения: 97

у Юрия Петровича уже имеется опыт работы над Лесным кодексом России,
так что для какого-то Дальнего Востока сочинить - не фиг делать.
А насчет незаконности - так способ утверждения через окружного уполномоченного президента даже и придумывать не надо.
С Минюстом договорится, а с бывшими своими подчиненными - тем более
Если что - перетрут в верхах по кё-ку-син-кайски.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 янв 2020, 17:05 

Сообщения: 850

Отчего-то законопроект не разобрали по полочкам совсем... Вот читаю и много интересных вещей вижу. Уже с первых страниц:
Цитата:
Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением вида использования лесов для заготовки древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 5, частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Эксперимент проводится на землях лесного фонда и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения.


И куда же без лесоустройства:
Цитата:
7. Лесоустроительная документация изготавливается в электронной машиночитаемой форме юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися участниками и (или) членами саморегулируемых организаций, созданных в соответствии с положениями законодательства об оценочной деятельности, и учитывается в государственной информационной системе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, являющейся составной частью цифровой платформы лесного комплекса Дальневосточного федерального округа

Цитата:
10. Работы по таксации лесов с назначением мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются, в том числе методом аналитико-измерительного дешифрирования материалов аэрокосмосъемки и методом лазерного сканирования. Продолжительность работ по таксации лесов не может превышать один календарный год.
11. Работы по таксации лесов и изготовлению лесоустроительной документации являются видом предпринимательской деятельности, осуществляемой с учетом положений законодательства об оценочной деятельности.

Цитата:
9) содержащаяся в лесных декларациях, в том числе о границах (абрисах) участков, угловым точкам которых присвоены географические координаты, в которых проводились и (или) проводятся рубки спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уход за лесами, лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов;


А дальше ещё интересней... Лесные плантации.

Цитата:
1. Для целей создания и ведения лесных плантаций предоставляются в аренду на 49 лет неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа на удалении не более 30 км от автомобильных дорог общего пользования и не более 60 км от населенных пунктов.

Цитата:
3. Приватизация неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Цитата:
4. Начальной минимальной ценой неиспользуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения для целей создания и ведения лесной плантации, в том числе изъятого по основаниям, предусмотренным законодательством, на публичных торгах в электронной форме, проводимых в рамках интернет-сервиса лесного комплекса Дальнего Востока, является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом количества и качества лесных насаждений, произрастающих на приватизируемом земельном участке, а также с учетом предполагаемого использования такого участка для целей создания и ведения лесной плантации.

_________________
С уважением, Александр


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Текущее время: 04 дек 2020, 10:45


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Google [Bot] и гости: 38


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100