Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2004, 19:50 
сотрудник Гринпис

Сообщения: 93
Статьи: 17

Несмотря на то, что система управления лесами в России меняется в течение последних полутора десятилетий практически непрерывно, основные принципы управления лесами остаются неизменными. Не решаются и базовые проблемы лесного хозяйства, определяющие его низкую эффективность. В основном перемены затрагивают лишь внешнюю, бюрократическую сторону дела и состоят в переименовании и переподчинении отдельных властных структур, пересаживании чиновников из одного кресла в другое, косметическом обновлении правил и инструкций.

Вместе с тем, необходимость серьезной лесной реформы в России назрела уже давно. Нынешняя система управления лесами основывается на причудливой смеси правил и принципов из разных исторических эпох, наслаивавшихся друг на друга еще со времен Российской Империи и далеко не всегда соответствующих друг другу и современным представлением о разумном управлении лесами. Консерватизм российской системы управления лесами, с одной стороны, позволил сохранить российские леса и в какой-то степени кадровый состав лесничих в эпоху хаоса начала 90-х г.г. ХХ века. С другой стороны, сейчас он становится серьезным тормозом в развитии лесной отрасли, которая все дальше и дальше отстает в своем развитии не только от наиболее развитых лесных стран мира, но и от многих стран бывшего "социалистического лагеря".

Наиболее наглядным свидетельством низкой эффективности работы лесной отрасли России в целом является низкая эффективность использования древесных ресурсов. Из одного кубометра заготовленной в лесах Росси древесины производится примерно в 10 раз меньше продукции, чем в скандинавских странах (которые можно в какой-то степени считать эталоном стран с развитой лесной отраслью). Еще нагляднее разница в суммарной заработной плате, выплачиваемой работникам лесной отрасли в пересчете на один кубометр заготавливаемой в лесах древесины (на всех стадиях, начиная от лесного хозяйства до производства готовой продукции переработки древесины) - она достигает 15-20 раз. Эта низкая эффективность использования древесных ресурсов является одной из важнейших причин, обуславливающих нищету российской лесной отрасли - лесничих, лесопромышленников, лесных поселков. Одной из главных причин такой низкой эффективности использования древесины из российских лесов является огромный, не имеющий аналогов в мировой истории и современности, вывоз круглого леса за рубеж (примерно треть заготавливаемой в России древесины - причем лучшая по качеству треть - вывозится за границу в необработанном виде).

Не менее очевидными свидетельствами проблем, существующих в российской лесной отрасли, являются российские лесные поселки. В подавляющем большинстве случаев эти поселки - абсолютно нищие, с большим трудом находящие хоть какие-то средства на поддержание имеющегося жилья и социальной инфраструктуры, без перспектив нахождения приличной работы для подавляющего большинства жителей. Причем нищета - это удел не только тех поселков, в которых полностью прекратилась деятельность лесозаготовительных предприятий (ради которых такие поселки и создавались). Во многих случаях даже при работающих леспромхозах уровня зарплаты работникам хватает лишь для того, чтобы не погибнуть от голода и холода. При этом проблемы безработицы и нищеты в лесных поселках не только не уменьшаются с течением времени, а скорее наоборот - усугубляются, по мере износа старой инфраструктуры и истощения наиболее доступных лесных ресурсов. Эти проблемы лесных поселков обычно не столь очевидны для жителей городов (в том числе чиновников, отвечающих за лесные реформы и развитие лесной отрасли), но это не значит, что их не существует.

Работа лесной охраны в России тоже оставляет желать лучшего. Российская лесная служба - самая крупная в мире государственная лесная служба. По сравнению со временами СССР количество работников лесной охраны нисколько не сократилось. По количеству работников лесной охраны на единицу площади доступных лесов наша страна превосходит многие страны мира, в том числе США, Германию, Финляндию, Швецию и другие. Тем не менее, в реальности большинство жителей нашей страны воспринимают лес как бесхозное имущество, за которым практически нет никакого присмотра и контроля (отсюда и размах незаконных рубок, пожаров, возникающих из-за неосторожного обращения людей с огнем, самовольных захватов лесных земель и других правонарушений в лесах). Происходит это потому, что работники лесной охраны за выполнение своих прямых обязанностей (охрану лесов) получают от государства смехотворное вознаграждение, которого в реальности может хватить лишь на хлеб и воду. Чтобы заработать хоть сколько-нибудь приемлемую зарплату, они вынуждены большую часть своего времени (в реальности - почти все свое время) заниматься выполнением различных вспомогательных работ, позволяющих получить хозяйственно ценную древесину, которую лесхоз может продать и этим заработать средства на свою деятельность. Фактически государство вынуждает работников лесной охраны не охранять лес, а заготавливать древесину под видом рубок ухода или санитарных.

Кроме того, работники лесной охраны полностью деморализованы чередой хаотических преобразований в лесном ведомстве, происходящих со времени расформирования Федеральной службы лесного хозяйства в 2000 году. С тех пор никто так и не удосужился официально объявить, какая же именно судьба ожидает лесхозы и их работников. Было много разных служебных записок, приказов и распоряжений, но они не добавили ясности в этот вопрос. Так до сих пор работники лесхозов и лесничеств и не могут однозначно понять, что их ждет в будущем, будут ли они вообще нужны государству или нет. Не удивительно, что при таком "подвешенном" в течение почти пяти лет положении далеко не все сохраняют энтузиазм и желание действительно работать.

Наконец, само состояние российских лесов говорит о многом. Конечно, данные государственного учета лесного фонда выглядят успокаивающе - леса много (четверть от мировой площади), преобладают до сих пор "спелые и перестойные" леса, которые и должны составлять основу для лесной промышленности. Расчетная лесосека (разрешенный объем ежегодных промышленных рубок) велика - полмиллиарда кубометров в год, больше, чем когда-либо заготавливалось в России за год и в три с лишним раза больше нынешних объемов рубок. Казалось бы, не это ли свидетельство того, что хоть с лесными ресурсами у нас все в порядке? Как бы не так.. В реальности каждый, кто видит российские леса не через справки и учетные формы, понимает, что ценные хвойные и широколиственные леса на самых продуктивных лесных землях в густонаселенных районах страны, особенно вблизи населенных пунктов и вдоль дорог, уже практически истощены. Большая расчетная лесосека обеспечивается в основном за счет более труднодоступных и низкопродуктивных лесов, к которым не всегда и подобраться возможно. На месте самых ценных в прошлом лесов сейчас можно найти в основном березняки и осинники. Даже те доступные леса, которые в прошлом охранялись как наиболее ценные с защитной точки зрения - леса первой группы, исключенные из рубок главного пользования - за последние десять лет почти все подверглись воздействию так называемых "рубок дохода" - заготовки наиболее ценной древесины под видом проведения рубок ухода и санитарных рубок, и в результате утратили изрядную долю своей хозяйственной ценности.

И все эти проблемы продолжают расти и накапливаться. Косметические реформы не помогают. Новые руководители в основном лишь требуют новых справок и новых форм отчетов, и привычные ко всякой дури подчиненные легко предоставляют бумажные свидетельства усиления, углубления, удвоения и тому подобных процессов. В реальной жизни в это время лишь теряются наиболее квалифицированные кадры, усиливается зависимость работников лесной службы от собственных заготовок древесины, растет бумагооборот (уже сейчас съедающий все творческие способности российских лесничих), находятся новые способы воровства леса, разваливается лесное образование (за отсутствием потребности в квалифицированных лесных специалистах).

Чтобы остановить развал российского лесного хозяйства, нужна реальная лесная реформа с четко определенными целями и задачами, сроками, ответственными. Лидерами реформы должны быть люди, вызывающие доверие у лесных специалистов, достаточно грамотные и способные объяснить окружающем, чего же именно они хотят добиться. Цели и методы реформы должны быть понятны работникам леса (работникам как государственной лесной службы, так и предприятий лесного комплекса) и общественности. Наконец, люди, которых эта реформа затронет, не должны чувствовать себя ненужным отработанным материалом, они должны видеть перспективы своей работы после проведения реформы, должны чувствовать свою необходимость для государства.

Если эти условия не будут выполнены - реальной реформы не будет, все попытки преобразовать лесную отрасль будут и дальше наталкиваться на ожесточенное сопротивление со стороны практиков. В этом случае реформы будут постоянно вязнуть, а реформируемая лесная отрасль через некоторое время будет возвращаться опять на более или менее исходную позицию - что и произошло с реформой Федеральной службы лесного хозяйства, затеянной в 2000 году. Как это происходит в наши дни практически со всеми реформами, проводящимися правительством Российской Федерации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 10 июл 2020, 18:46


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100