Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 июл 2005, 16:16 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31779

По региональным агентствам лесного хозяйства разослано письмо заместителя руководителя Рослесхоза В.В.Нефедьева № ВН-04-46/3243 от 21 июня 2005 г., включающее рекомендации по подготовке конкурсов на право аренды участков лесного фонда.

Рекомендации указывают, каким именно образом следует организовывать подбор и формирование участков лесного фонда для передачу в аренду с целью заготовки древесины рубками главного пользования, а также подгатавливать документацию для проведения лесных конкурсов. Рекомендации имеют ведомственный характер и рассчитаны на работников региональных агентств лесного хозяйства.

Документом рекомендуется передавать в аренду участки лесного фонда, на которых возможна заготовка древесины рубками главного пользования в объемах не менее 5 тыс. кубических метров в год (участки с меньшими объемами заготовки выставлять на конкурс не рекомендуется). Эта рекомендация может серьезно ущемить интересы мелких лесопользователей, ориентирующихся на мелкое производство или местные потребности. В целом это, безусловно, дискриминация малого лесного бизнеса в угоду крупным лесным компаниям.

Более того - рекомендуется и срок аренды ставить в зависимость от объемов лесопользования. "Мелким" лесопользователям (5-10 тыс. кубометров ежегодных рубок главного пользования) рекомендуется не давать аренду более чем на пять лет, "средним" (10-50 тыс. кбм) - больше чем на десять лет, и "крупным" (свыше 50 тыс. кбм) - более чем на 25 лет. Это также, безусловно, послужит одним из способов дискриминации малого и среднего лесного бизнеса.

Далее приводится текст письма и "рекомендаций ..." (без приложений, содержащих различные формы таблиц и отчетных документов).

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

№ ВН-04-46/3243 от 21.06.2005

Агентства лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации
(по схеме рассылки 2)


В целях обеспечения обоснованного выбора участков лесного фонда для передачи в установленном порядке в аренду и совершенствования организации лесных конкурсов Федеральное агентство лесного хозяйства направляет Рекомендации по организации подбора, формирования участков лесного фонда для последующей их передачи в аренду для заготовки древесины рубками главного пользования, по подготовке конкурсной документации и программ лесных конкурсов на право аренды этих участков.

Обеспечьте представление на рассмотрение экспертной лесосырьевой комиссии Рослесхоза программ лесных конкурсов в соответствии с указанными рекомендациями.

Приложение: на 9 листах.

Заместитель руководителя В.В. Нефедьев


Рекомендации по организации подбора, формирования участков лесного фонда для последующей их передачи в аренду для заготовки древесины рубками главного пользования, по подготовке конкурсной документации и программ лесных конкурсов на право аренды этих участков

Настоящие Рекомендации по организации подбора, формирования участков лесного фонда для последующей их передачи в аренду для заготовки древесины рубками главного пользования и лесных конкурсов на право аренды этих участков (далее – Рекомендации) разработаны в целях устранения имеющихся недостатков в организации лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда для заготовки древесины, обеспечения единого подхода к данному мероприятию и повышения эффективности лесопользования.

Рекомендации основаны на действующем лесном законодательстве Российской Федерации и накопленном опыте подготовки и проведения лесных конкурсов.

Рекомендации предназначены для работников агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации.

1. Подготовительные работы

1.1. Прежде, чем принять решение о передаче участков лесного фонда в аренду, рекомендуется провести анализ фактического использования лесосечного фонда по лесхозам за предыдущие 3-5 лет и установить:

- процент использования расчетной лесосеки;

- объем неиспользованного лесосечного фонда;

- объем отпуска древесины на корню для краткосрочного пользования (для обеспечения потребностей бюджетных организаций, сельскохозяйственных организаций и местного населения, объем древесины, реализованной по результатам лесных аукционов);

- объем фактической заготовки древесины и степень использования установленного ежегодного объема лесопользования на арендованных участках лесного фонда;

- тенденции динамики объемов заготовки древесины (при краткосрочном пользовании, аренде и в целом) за прошлые годы и прогноз на последующие 2-3 года;

- размещение неиспользуемого лесосечного фонда, его структура по хозяйствам, наличие лесных дорог и др.

1.2. Собрать и проанализировать данные о лесопользователях, осуществляющих свою деятельность на территории лесного фонда каждого лесхоза, а также о возможных претендентах на аренду участков лесного фонда:

- фактический годовой объем заготовки древесины за предыдущие годы, степень использования переданного в пользование лесосечного фонда, соблюдение правил лесопользования;

- ежегодные потребности в древесине для полной загрузки имеющихся производственных мощностей по ее переработке;

- наличие инвестиционных проектов по развитию производства на ближайшие 2-3 года;

- годовая потребность в древесине для обеспечения развития производства на перспективу;

- финансовое состояние лесопользователя (по возможности).

1.3. По данным о состоянии использования лесосечного фонда установить целесообразность и возможности предоставления участков лесного фонда в аренду для каждого лесхоза. При этом рекомендуется в качестве основных критериев оценки этих возможностей использовать следующие:

- объем неиспользуемой годичной расчетной лесосеки превышает возможный в ближайшие годы объем краткосрочного пользования более чем на величину его ежегодного роста;

- неиспользуемый лесосечный фонд имеет компактное размещение, позволяющее передать в аренду не отдельные лесосеки или разобщенные участки, а единые, транспортно доступные лесные массивы;

- на каждом из участков лесного фонда, возможном для передачи в аренду (отвечающем двум предыдущим условиям), ежегодный объем заготовки древесины составляет не менее 5 тыс. куб. м, срок использования эксплуатационных запасов – не менее 5 лет.

Передача лесного фонда в аренду целесообразна в тех случаях, когда наличие и использование ресурсов древесины отвечают всем указанным критериям.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, передача участков лесного фонда в аренду не рекомендуется.

1.4. Организация долгосрочного лесопользования на условиях аренды при наличии необходимых ресурсов экономически целесообразна и рекомендуется в тех случаях, когда имеются лесопользователи-потенциальные претенденты на аренду, соответствующие следующим критериям:

- имеющие производственные мощности для заготовки и переработки древесины и стабильное финансовое состояние;

- способные ежегодно заготавливать не менее 5 тыс. куб. м древесины.

При отсутствии лесопользователей, соответствующих указанным критериям, планирование аренды участков лесного фонда не рекомендуется.

1.5. В целях повышения эффективности лесопользования на основе данных маркетинговых исследований о состоянии, использовании и тенденциях динамики заготовки древесины, о существующем состоянии и перспективах развития лесопромышленных предприятий рекомендуется разработка перспективных планов организации лесопользования на условиях аренды на ближайшие 3-5 лет.

2. Формирование участков лесного фонда для выставления на лесной конкурс

2.1. При наличии возможностей и целесообразности организации долгосрочного лесопользования с учетом рекомендаций раздела 1 проводится подбор и формирование участков лесного фонда для выставления на конкурс.

2.2. В качестве основных критериев для формирования участков рекомендуются:

- возможный ежегодный объем заготовки древесины потенциальными лесопользователями (фактически существующий и с учетом развития производства на ближайшие 3-5 лет);

- сроки аренды.

2.3. Участки подбираются и формируются под производственные мощности потенциальных арендаторов таким образом, чтобы возможный ежегодный объем заготовки древесины на них соответствовал производственным возможностям лесопользователей (с различными потребностями в лесосырьевых ресурсах), осуществляющих свою деятельность в данном регионе.

Например, если в регионе действуют лесопользователи-потенциальные арендаторы, ежегодно заготавливающие от 5 до 100 тыс. куб. м древесины, то нельзя формировать участки для передачи в аренду с ежегодными объемами пользования более 100 тыс. куб. м, поскольку ни один из будущих арендаторов не сможет полностью использовать весь имеющийся на них объем древесины, а выберет лучшую и оставит худшую. В подобных случаях организатор конкурса своими непродуманными действиями способствует неэффективному использованию лесных ресурсов и снижению качества оставляемого лесосечного фонда. Поэтому, исходя из производственных возможностей лесопользователей, указанных в данном примере, целесообразно подобрать и сформировать несколько участков лесного фонда для предприятий с различными ежегодными потребностями в древесине, например: 5-6 тыс. куб. м, 10-12, 20-25, 30-40, 50-60, 100 тыс. куб. м.

Одним из вариантов решения вопроса о размере участков лесного фонда, формируемых для выставления на конкурс, может быть подбор этих участков по предварительным предложениям лесопользователей-потенциальных арендаторов при условии, что заявляемый ежегодный объем пользования не превышает производственных возможностей заявителя.

2.4. Общий размер участка для передачи в аренду рекомендуется определять исходя из установленного ежегодного объема лесопользования и срока аренды.

2.5. Сроки аренды целесообразно дифференцировать для лесопользователей с различными производственными возможностями:

для мелких лесопользователей с возможным годовым объемом заготовки древесины не более 10 тыс. куб. м – до 5 лет;

для средних - с объемом заготовки древесины от 10 до 50 тыс. куб. м в год, способных выполнять работы по ведению лесного хозяйства, – до 10 лет;

для крупных предприятий, особенно развивающихся, способных обеспечить транспортное освоение лесных массивов и ведение лесного хозяйства, с ежегодным объемом заготовки древесины более 50 тыс. куб. м – до 25 лет.

Более длительные сроки аренды нежелательны, т.к. пока отсутствует наработанный опыт арендных отношений и лесное законодательство находится в стадии реформирования.

2.6. В целях повышения качества работ по подбору и формированию участков лесного фонда для их проведения рекомендуется привлекать лесоустроительные организации.

3. Особенности подготовки конкурсной документации

3.1. При подготовке конкурсной документации особого внимания требуют: критерии отбора участников конкурса, критерии оценки конкурсных предложений и критерии отбора победителей конкурса.

3.2. Критерии отбора участников конкурса устанавливаются в соответствии с Порядком организации и проведения лесных конкурсов, утвержденным приказом МПР России от 21.04.2005 № 103 (зарегистрирован в Минюсте России 14.06.2005 № 6713).

3.3. В качестве основных критериев оценки конкурсных предложений рекомендуются:

- размер предложенной участником конкурса арендной платы;

- размер обязательств участника конкурса по ведению лесного хозяйства на арендованном участке;

- размер инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки древесины и социально-экономическое развитие региона.

Конкурсной комиссией могут устанавливаться и другие критерии, но перечисленные целесообразно устанавливать в качестве главных.

Для каждого критерия оценки конкурсных предложений рекомендуется устанавливать балльную шкалу в зависимости от приоритетности критерия и размера конкурсных предложений.

Размер начальной арендной платы за ежегодный объем заготовки древесины на предложенном в аренду участке лесного фонда устанавливается по ставкам лесных податей за древесину на корню, действующим в регионе на момент проведения конкурса, и указывается в извещении о конкурсе. В сумму ежегодной арендной платы рекомендуется включать расходы по организации конкурса, исчисленные путем деления общей суммы этих расходов по конкретному участку на предлагаемый срок аренды.

В условиях конкурса рекомендуется предусматривать подачу претендентами предложений о размере арендной платы с «шагом» увеличения ее не менее чем на 10 % от начальной арендной платы, объявленной в извещении о проведении конкурса. За каждый «шаг» повышения арендной платы целесообразно устанавливать прогрессивную балльную шкалу оценки конкурсных предложений. Например, за 10 % повышения арендной платы – 1 балл, за 20 % - 3 балла, за 30 % - 5 баллов и т.п.

В условиях конкурса рекомендуется предусматривать: ежегодные объемы мероприятий по охране, защите лесов, лесовосстановлению, рубкам ухода за лесом (по видам) и санитарным рубкам, предлагаемые для выполнения будущим арендатором, а также нормативные затраты на эти мероприятия. Оценку обязательств претендента по выполнению указанных мероприятий в условиях конкурса целесообразно предусматривать по принимаемым им на себя объемам работ в процентах от предложенных организатором конкурса, устанавливая определенное количество баллов в зависимости от близости принимаемых обязательств к предложенным.

Оценку размера инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки древесины и социально-экономическое развитие региона рекомендуется проводить по величине предлагаемой участником конкурса суммы ежегодных вложений в указанные сферы деятельности, устанавливая определенное количество баллов в зависимости от размера инвестиций.

3.4. Сроки аренды в условиях конкурса рекомендуется устанавливать в соответствии с п. 2.5 настоящих Рекомендаций.

3.5. В качестве дополнительных критериев оценки победителя конкурса рекомендуется предусматривать наличие у участника конкурса производственных мощностей по заготовке и переработке древесины в данном регионе и соблюдение им лесоводственных требований при лесопользовании,

3.6. Выбор победителя конкурса целесообразно осуществлять по наибольшей сумме баллов, набранной участником по всем критериям оценки конкурсных предложений.

4. Особенности подготовки договора аренды

В целях повышения ответственности арендатора за выполнение принимаемых на себя по договору аренды обязательств и обеспечения более эффективного использования лесных ресурсов рекомендуется в указанном договоре кроме условий, прямо установленных лесным законодательством РФ, предусматривать:

- все обязательства победителя конкурса, принятые им на себя согласно конкурсной заявке;

- начисление пени в размере 0,5 % от суммы очередного платежа арендной платы за каждый день просрочки платежей;

- изменение условий договора в части сокращения объема пользования в случае неполного использования арендатором предоставленных ему ресурсов в течение года или невозможности полного внесения арендной платы;

- изменение договора в связи с изменениями лесного и иного законодательства, требующего соответствующих изменений, в том числе изменение арендной платы в связи с изменением ставок лесных податей;

- условия и порядок изменения арендной платы;

- прекращение действия договора в случае невнесения арендатором арендной платы и пени за просрочку платежей в течение 3 месяцев и более (ст. 28 Лесного кодекса Российской Федерации);

- прекращение действия договора в случае систематического (более двух раз) нарушения арендатором договорных обязательств и лесного законодательства РФ (ст. 28 ЛК Российской Федерации);

- прекращение действия договора в случае непредставления арендатором в установленный срок плана рубок или проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендованном участке.

5. Подготовка программ проведения лесных конкурсов для рассмотрения экспертной лесосырьевой комиссией Рослесхоза

В целях обеспечения необходимой полноты и качества материалов региональных программ проведения лесных конкурсов, представляемых на рассмотрение Экспертной лесосырьевой комиссии Рослесхоза в соответствии с письмом от 17.01.2005 № ББ-03-46/67, повышения оперативности и обоснованности принятия решений по ним предлагается указанные программы представлять по приведенным ниже формам 1-4.

Показатели для заполнения форм программы конкурсов следует определять в соответствии с изложенными выше рекомендациями.

К программе должна прилагаться схема каждого лесхоза, где намечается передача участков в аренду, с обозначением на ней условными знаками каждого участка, предлагаемого к выставлению на конкурс и включенного в форму 3.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 16 дек 2018, 06:33


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100