Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 июл 2005, 00:19 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31539

Как получить качественное лесное образование в России - такое, которое позволило бы чувствовать себя грамотным и современным специалистом, найти интересную и престижную работу по своей специальности, эффективно работать на пользу леса? Этот вопрос ежегодно встает перед несколькими тысячами студентов по всей России.

Россия занимает лидирующее место в мире по количеству ежегодно выпускаемых лесными ВУЗами специалистов в области лесного хозяйства. Таких специалистов готовят 35 ВУЗов (данные Федерального агентства по образованию на весну 2005 г.). Ежегодно эти ВУЗы выпускают несколько тысяч человек с дипломами специалистов по лесному хозяйству (не считая специалистов по лесной экономике, механизации и другим техническим дисциплинам, связанным с лесом, а также биологов, почвоведов, географов, специализирующихся на лесных вопросов). Общий набор студентов на первые курсы лесных ВУЗов и на лесные специальности в ВУЗах более широкого профиля составил в 2005 г. около 25 тыс. человек (данные МПР РФ). Трудно сказать, сколько именно выпускается лесных специалистов по всему миру - но, в любом случае, все страны Европы, вместе взятые, по этому показателю мы давно обогнали.

Но вот качество подготовки специалистов в российских лесных ВУЗах вызывает определенные вопросы. В рейтинге российских ВУЗов, подготовленном Министерством образования в 2004 году, ни один даже из ведущих лесных институтов или академий не смог выбраться в лидеры (хотя, понятное дело, формально составленный рейтинг мало что говорит о действительном качестве образования). Качество подготовки вызывает самые серьезные нарекания как у работодателей, так и у самих студентов. С мнением студентов по этому вопросу можно ознакомиться на студенческих форумах МГУЛ и АГТУ (больше ни один из лесных ВУЗов не решается на такой смелый шаг - дать возможность студентам открыто высказать свои претензии к родному институту и качеству образования в нем). В связи с тем, что вопросов к качеству лесного образования в России возникает все больше и больше, представляется интересным проанализировать, чего именно не хватает в этом образовании, и что можно сделать, чтобы эту нехватку как-то исправить. Сразу надо отметить, что автор данной заметки сам учился не в лесном ВУЗе, и заметка эта представляет "взгляд постороннего". Однако, быть может, кому-то из нынешних студентов или даже преподавателей российских лесных институтов, университетов и академий она покажется полезной.

Чего прежде всего не хватает в российском лесном образовании, в чем заключаются его главные недостатки?

1. Не хватает знания ситуации в лесном хозяйстве мира, знакомства с передовым опытом управления лесами в странах с развитым лесным хозяйством. Студенты (да и преподаватели) лесных ВУЗов имеют крайне ограниченный доступ к современной зарубежной лесной литературе, лесным журналам, учебникам. Надо признать, что и большого интереса к такой литературе чаще всего нет - студентам часто внушается мысль, что "наше лесное хозяйство - лучшее в мире, и учиться у заграницы нам особенно нечему". Большой проблемой является и языковой барьер - даже если доступ к тем или иным материалам о зарубежном лесном хозяйстве имеется, незнание зарубежных языков не позволяет с ними ознакомиться (следует учитывать, что абсолютное большинство свежих научных работ в области управления лесами в мире публикуется на английском языке).

2. Не хватает знания собственной - российской - истории управления лесами, истории лесоводственной мысли. Книги классиков российского лесного хозяйства обычно легкодоступны лишь в крупных и старых лесных ВУЗах, а статьи из старых лесных журналов недоступны чаще всего и там. Студенты, выпускники и часто сами преподаватели знакомы с работами ведущих лесных ученых России лишь в изложении современных учебников. А изложение это очень часто бывает настолько сильно искажено, что не имеет практически ничего общего с исходными мыслями и текстами. Российские ученые-лесоводы конца XIX и начала ХХ веков, с одной стороны, были значительно большими экономистами, чем лесоводы наших дней; с другой стороны, они были значительно более "зелеными", склонными к развитию и внедрению в практику природоохранных идей. И то, и другое в настоящее время практически забыто - просто благодаря массовому незнакомству с научным и практическим наследием российских лесных классиков.

3. Не хватает широты взглядов на жизнь, знаний в смежных областях - биологии леса, экономике, социальных науках и т.д. Лесное образование является чаще всего очень узким, техническим, направленным скорее на то, чтобы освоить выполнение рутинных, десятилетиями складывавшихся процедур, чем на то, чтобы эти процедуры критически осмыслить и переработать с позиций современной науки и практики. Бурное развитие смежных областей науки - прежде всего, биологии и других наук о природе - очень мало затронуло теоретические основы российского лесного хозяйства, и очень слабо отразилось на стандартах лесного образования. Если не считать отдельных "островков свободомыслия", обучение в лесных ВУЗах в основном ведется по стандартам, сложившимся многие десятилетия назад и почти не изменявшимся с тех пор. Иными словами - лесное образование является очень консервативным.

4. Не хватает связи с практикой - несмотря на то, что образование формально является техническим и прикладным. Подавляющее большинство преподавателей очень слабо связано с реальным управлением лесами или с каким-либо лесным производством, или же слишком давно утратило эту связь. Это проблема не только лесного образования, и не только нашего времени. Еще во времена СССР молодых специалистов на любом производстве или в отраслевом НИИ часто встречали словами "а теперь забудьте все, чему Вас учили в институте; сейчас мы Вам расскажем, как все это делается на самом деле". Но тот факт, что эта проблема не является уникальной только для лесного образования, никак не снимает остроты проблемы - выпускники лесных ВУЗов часто оказываются совершенно незнакомыми с современной практикой управления лесами и лесопользования в России.

И что с этим всем делать - как простой студент российского лесного ВУЗа может получить достойное лесное образование, более или менее соответствующее лучшим стандартам лесного образования в мире?

1. Получить приличное лесное образование можно только при активном самообучении. Даже самый лучший лесной ВУЗ сможет дать 20-25% от тех знаний, которые нужны - если полностью "освоить" всю предлагаемую программу. Поскольку все равно большую часть знаний придется получать самостоятельно - вне рамок формальной программы обучения, то выбор именно "лесного" ВУЗа не имеет принципиального значения. Хорошее лесное образование можно получить в рамках биологического или географического образования. Конечно, в этом случае будет сложнее познакомиться с практикой лесного хозяйства и управления лесами - но этот недостаток может компенсироваться большей широтой подготовки, более разнообразным набором учебных программ, знакомством со взглядами более широкого круга специалистов.

2. Необходимо регулярно просматривать хотя бы те современные зарубежные публикации по лесной тематике, которые доступны для жителей России (в основном - через Интернет, поскольку большинство библиотек ВУЗов испытывает острейший дефицит современной литературы, особенно зарубежной). Поскольку 99% таких публикаций выходит на английском языке, его знание для получения нормального образования становится абсолютно необходимым.

3. Надо стараться как можно больше встречаться и общаться с наиболее яркими специалистами в лесной отрасли того или иного региона. В том числе теми, кто не занимает больших официальных постов и соответствующих им регалий (такие посты занимают в первую очередь научные администраторы; они тоже нужны, но общаться с ними с целью расширения своего кругозора - не всегда продуктивно).

4. Полезно найти для себя какой-то научный или "околонаучный" коллектив, который реально работает над какими-либо значимыми и современными научными исследованиями, и активно с ним сотрудничать, набираясь опыта. Это не обязательно должна быть какая-нибудь научная лаборатория с броским научным названием типа "лаборатория фундаментальных проблем лесного хозяйства" - ориентироваться надо не столько на название, сколько на качество и новизну исследований, выполняемых тем или иным научным коллективом.

5. Следует ориентироваться в своем образовании и общении больше на практику и прикладную науку. Надо всегда помнить, что практика - критерий истины, и сколь красивыми словами не было бы оформлено то или иное исследование, до тех пор, пока оно не будет подтверждено на практике, никто не сможет однозначно назвать его верным.

6. Не стоит ориентироваться в своем собственном развитии на средней уровень требований своего ВУЗа (или, иными словами, на средний уровень преподавателей) - он может быть очень обманчив. Ориентироваться надо на уровень лучших специалистов в лесной науке или лесном хозяйстве - только в этом случае можно будет правильно оценить свои образовательные успехи и свой уровень профессиональной подготовки.

Дополнительная информация:

Специалистов по лесному хозяйству в России готовят 35 ВУЗов

Список лесхозов-техникумов Российской Федерации

Обсуждение темы Основные проблемы российского лесного образования


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 22 ноя 2018, 13:16


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: собака лесная, Римма Мышина, Vilen, vitalus, Лис и гости: 35


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100