Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 27 апр 2005, 08:40 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35364

На официальном сайте Государственной Думы появилась информация о рассмотрении проекта нового Лесного кодекса на пленарном заседании 22 апреля 2005 года. Из этой информации становится понятным, что в реальности никто из выступавших толком не разобрался, зачем же именно этот кодекс нужен, чего в нем есть нового, в чем состоят его достоинства и недостатки, и как его следует дорабатывать. При этом видно, что депутаты отдают себе отчет в том, что принятие нового Лесного кодекса - дело недоброе, сомнительное, явно отдающее политической авантюрой, и вообще кодекс нуждается в серьезной доработке. Чуют, что кодекс плох, но голосуют "за" - боязно спорить с властью, даже если сама власть не может толком объяснить, что и зачем ей нужно.

Весьма примечательной является цитата из выступления Е.Богомольного, представлявшего думский комитет по собственности. Это не только образец изящной словесности, способный украсить копилку великих высказываний современных российских политиков, но и показатель четкости и ясности мыслей депутатов, участвовавших в обсуждении кодекса. Вот эта цитата:

"Лес как природный объект и ограниченный природный ресурс сам по себе не является самостоятельным объектом недвижимости. Таковым он становиться только лишь после его физической привязки (посредством указания на факт его биологического произрастания на земле, а потому неотделимо с ней связанным) к конкретному земельному участку, который является полноценным объектом гражданских правоотношений, независимо растет ли на нем лес или нет".

Наибольший интерес представляют высказывания председателя думского комитета по природным ресурсам Н.В.Комаровой - именно она возглавляет рабочую группу по Лесному кодексу, и именно от ее позиции в первую очередь зависит то, как именно будет доработан кодекс ко второму чтению.

Она признала, что кодекс нуждается в серьезной доработке, поскольку "лес - важнейший из ресурсов, за который мы отвечает не только перед будущими поколениями россиян, но и перед всем народонаселением планеты". Однако, что в реальности кроется за этими словами - сказать пока сложно.

К числу важнейших вопросов, связанных с проектом кодекса, Н.В.Комарова отнесла:
- вопросы собственности на леса;
- полномочия региональных и муниципальных властей в области управления лесами;
- проблемы организации доверительного управления лесами;
- вопрос о возможном уменьшении срока аренды с 99 до 49 лет;
- вопрос об обеспечении свободного доступа граждан в леса.

Она также отметила, что основой для доработки проекта кодекса станет итоговый протокол рабочей группы по Лесному кодексу. Это самое печальное из всего того, что было сказано в процессе обсуждения - итоговый протокол рабочей группы не содержит практически ничего конкретного, и вовсе не затрагивает многие важнейшие проблемы нового кодекса. В частности, в нем вообще ничего не говорится об отсутствии единых требований к управлению защитными лесами или об отсутствии законодательной основы для существования местных органов лесного хозяйства и лесной охраны (наследников нынешних лесхозов).

В сообщении говорится о том, что против проекта нового Лесного кодекса голосовали фракции КПРФ и "Родина".

Ниже приводится полный текст официального сообщения.

22 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении новую редакцию Лесного кодекса Российской Федерации («за» – 323) и проект закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» («за» – 329), инициированные Правительством РФ.

Объектами правового регулирования проекта Лесного кодекса являются леса, определенные как природный объект, неотделимо связанный с землей, и участки земель лесного фонда, являющиеся объектами недвижимого имущества, а также права распоряжения и пользования указанными участками. В качестве основных правовых элементов новой редакции определены объекты правового регулирования, права пользования лесными участками, формы собственности на лесные участки, а также регулирование лесопользования и лесоводства, система государственного управления лесами.

Новая редакция кодекса регулирует отношения государства как собственника лесного фонда с лесопользователями. Государство уходит от выполнения функций по ведению лесного хозяйства на лесных участках, передаваемых в долгосрочную аренду, возлагая их на пользователей лесами. По мнению депутатов, это является значительным шагом вперед на пути либерализации лесного сектора экономики.

Заместитель министра Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов представляя депутатам Госдумы законопроекты отметил, что новая редакция кодекса «модифицирует три базовые идеи в систему правового регулирования». Первое – это объекты лесных отношений, которые получают новое правовое содержание. Законопроект устанавливает, что лес является компонентом природной среды и в его отношении должны соблюдаться нормы рационального лесоводства и лесопользования вне зависимости от того на земельном участке какого целевого назначения этот лес произрастает. «Это принципиальный момент», – подчеркнул замминистра.

Лесной кодекс распространяет правила лесопользования на любой лес, а не только на тот который произрастает на землях лесного назначения. Объектом имущественных отношений является лесной участок. Что тоже является принципиальной новизной законопроекта. Земельный участок из состава лесного фонда, неотъемлемым элементом которого являются произрастающие на нем лесные ресурсы. Оборот лесных участков регулируется земельным и гражданским законодательством, которые детально прописаны, но с учетом особенностей, которые устанавливаются данным кодексом. По словам А.Шаронова, такой подход содержит ряд «явных преимуществ» перед действующей редакцией кодекса, т.к. позволяет индентифицировать лесной участок как объект имущественных прав, как недвижимое имущество, а значить применить к нему всю «гамму форм земельного и гражданского законодательства», – отметил А.Шаронов. В большинстве случаев лесопользователь получает права владения лесным участком как земельным участком, т.е. вместе с защитой своих прав, как инвестора, у лесопользователя возникает ответственность за переданное ему во владение имущество, имеется ввиду и «та растительность, которая находится на этом земельном участке».

Второе – это права граждан и юридических лиц на лесные участки, в том числе право собственности, право доверительного управления, право аренды. Новая редакция предполагает преемственность в части установления трех видов прав граждан и юридических лиц на земельные участки. Основной правовой формой лесопользования предлагается сделать аренду. Лесной участок будет предоставляться в аренду по результатам аукционов. Без аукциона лесной участок предоставляется только для целей науки и образования, а также учреждениям системы исполнения наказаний по решению постановления Правительства РФ.

Другая форма – это доверительное управление, в тех случаях когда не удалось участок сдать в аренду. В основном речь идет о малопривлекательных и низкорентабельных лесных участках. В доверительное управление участки передаются также на условиях аукциона. По оценкам Минэкономразвития на основании договоров во владение можно будет передать до 40 процентов земель лесного фонда. Тем самым на этих землях появится «ответственный пользователь, который будет обеспечивать надлежащий режим лесопользования», заключил А.Шаронов.

Что касается прав собственности, то действующим законодательством предусматривается только федеральная собственность на земли лесного фонда. Возникла ситуация «искусственного и необоснованного исключения земель лесного фонда из гражданского оборота», – отметил А.Шаронов. Вместе с тем девятой статьей Конституции РФ и 209 статьей Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность нахождения природных ресурсов в частной собственности. Именно поэтому такая позиция прописана в новой редакции кодекса. Однако, порядок возникновения частной собственности относится к специальному закону. Данный кодекс эти вопросы не рассматривает.

Третье – это регулирование лесопользования и лесоводства. Все условия лесопользования определяются в Лесном кодексе, в условиях аукциона и технических регламентах. То есть, это «вещи которые принимаются объективно, условия которые заранее определены и участие в нем чиновника с субъективным мнением минимально». Лесопользование будет осуществляться в заявительном порядке, путем предоставления государству лесной декларации, в которой сообщаются основные параметры лесопользования на предстоящий год. Лесопользователь обязан соблюдать требования и ограничения, установленные лесным законодательством и законодательством о техническом регулировании.

В проекте закона о введении в действие Лесного кодекса содержатся нормы переходного периода, в том числе стабилизационная норма, предусматривающая переоформление продления срока без проведения действующих договоров сроком свыше 5 лет, на оставшийся по договору период.

В части высказанных в ходе рассмотрения до первого чтения замечаний, А.Шаронов остановился на следующих моментах. Об участии субъектов РФ в управлении лестными объектами. Ко второму чтению в кодекс будут инкорпарированы положения по «колхозным лесам». Кроме этого, замминистра сообщил о начале работы группы Госсовета РФ по этим вопросам. Выводы Госсовета позволят уточнить полномочия Федерации и субъектов в сфере лесных отношений.

Многочисленные замечания были сфокусированы на переходных положениях. На рабочей группе, и это нашло отражение в итоговом протоколе, пришли к согласию, что на период до 3 лет будет сохранена действующая разрешительная система. «Лесорубочные билеты, уже выданные, будут действовать до истечения их срока», – подчеркнул замминистра.

В целях защиты прав действующих лесопользователей, правительство считает возможным создать капитализацию сделанных инвестиций за время их хозяйствования и оценку сделанных ими вложений в инфраструктуру лесных участков как неотделимое улучшение объектов аренды. «Мы хотим защитить вложения нынешних арендаторов», – заключил А.Шаронов.

Кроме этого, не менее важным должна стать подготовка специального социального пакета поправок для жителей лесных поселков, в части прав найма на работу, оформления уже имеющейся собственности на этих землях и т.д.

Евгений Богомольный, озвучивший позицию Комитета по собственности, как комитета-соисполнителя, в своем выступлении подчеркнул, что Комитет поддержав концепцию кодекса, тем не менее не может согласиться с устанавливаемым проектом правовым паритетом норм гражданского, земельного и лесного законодательства при регулировании вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками лесного фонда как объектами недвижимого имущества.

По мнению Комитета, в настоящее время нет достаточных экономических и правовых оснований для законодательного закрепления в федеральном законодательстве понятия «лесной участок» в качестве единого объекта гражданских прав и, тем более, в качестве неделимого объекта гражданского оборота. «Лес как природный объект и ограниченный природный ресурс сам по себе не является самостоятельным объектом недвижимости. Таковым он становиться только лишь после его физической привязки (посредством указания на факт его биологического произрастания на земле, а потому неотделимо с ней связанным) к конкретному земельному участку, который является полноценным объектом гражданских правоотношений, независимо растет ли на нем лес или нет», – сообщил Е.Богомольный. Поэтому, по мнению Комитета по собственности, лес равно как и почвенный слой, следует рассматривать в качестве составной части земельного участка как объекта недвижимости.

Поэтому, Комитет по собственности настаивает на исключении из проекта новой редакции Лесного кодекса РФ всех положений, касающихся владения, пользования и распоряжения лесными участками, а также вопросов, регламентирующих имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков. «Последние подлежат включению в Земельный кодекс Российской Федерации, в котором лесные участки будут дефинированы в качестве отдельного объекта недвижимости – земельных участков земель лесного фонда, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке и оборот которых регулируется земельным законодательством», – подчеркнул депутат.

По мнению Комитета, предметом правового регулирования Лесного кодекса должны являться исключительно вопросы использования, защиты и воспроизводства лесов, регулирования рационального лесопользования и лесоводства, неналоговых платежей за пользование лесными ресурсами, а также системы государственного управления лесным фондом. Основным объектом регулируемых отношений должен стать непосредственно лес как природный объект и объект лесопользования.

«Лес – важнейший из ресурсов, за который мы отвечает не только перед будущими поколениями россиян, но и перед всем народонаселением планеты». С таких слов начала свое выступление председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова. По ее словам документам необходима серьезная доработка в соответствии с Гражданским кодексом, чтобы «реально можно было обеспечить рациональное, непрерывное, неистощительное лесопользование».

Основной вопрос, по словам Н.Комаровой, касается форм собственности на лесной фонд и леса, которые не входят в лесной фонд. Другая, не менее важная проблема касается полномочий местных властей. Законопроект практически не предусматривает наделения полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в лесных отношениях, ни как собственника, ни как регулятора. В то же время, эти полномочия, как и ответственность за их реализацию крайне необходима, так как лесные ресурсы играют огромную роль как для многолесных регионов, так и малолесных регионов, как источник обеспечения большинства сельских и городских поселений. Тем более, что они уже наделены правами владения, пользования и распоряжения сельскими лесами, а также полномочиями по тушению лесных пожаров.

«Серьезное сомнение», по словам Н.Комаровой вызывает модель доверительного управления лесными участками, когда в такое управление участок передается на основании «минимального размера вознаграждения», а не лучшего плана управления имуществом. При этом, такой управляющий получает право на осуществление им всех видов лесопользования, да еще с «вознаграждением» его за получение этого права.

Доработать проект кодекса также будет необходимо в части аренды лесных участков. В том числе, речь идет об уменьшении срока аренды с 99 лет до 49.

Важнейшим пунктом доработки кодекса должны стать гарантии «реального свободного доступа граждан в леса», отметила председатель комитета.

Итоговый протокол обсуждения законопроектов рабочей группы станет основой дальнейшей доработки Лесного кодекса и закона о введении его в действие при подготовке их ко второму чтению.

Восемь комитетов-соисполнителей рассмотрели законопроекты и, одобрив концепции, рекомендовали принять их в первом чтении с учетом дальнейшей серьезной доработки.

Фракции КПРФ и «Родина» голосовали против принятия новой редакции Лесного кодекса в первом чтении, считая, что он не соответствует интересам россиян и страны, в целом.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 06 июл 2020, 05:20


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100