Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21 апр 2005, 21:39 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35414

Рабочая группа Государственной Думы по проекту нового Лесного кодекса сочла, что кодекс может быть принят в первом чтении при условии, что ко второму чтению в него будут внесены некоторые косметические поправки. С итоговым протоколом можно познакомиться на сайте рабочей группы (хотя формальная дата подписания протокола - 11 апреля, в реальности его финальная версия появилась только совсем недавно).

В протоколе указывается перечень изменений, которые должны быть внесены в проект ко второму чтению. В большинстве своем это косметические правки, не меняющие сути проекта и не исправляющие его существенные недостатки.

В некоторых случаях из протокола вообще не следует, какие именно изменения предлагается внести (см., например, пункт 3 - что депутаты подразумевают под "проблемой собственности", совершенно неясно). Вообще, этот пункт 3 представляет серьезную опасность - возможно, депутаты и представители правительства таким образом пытаются открыть для себя лазейку, чтобы вернуть в кодекс возможность прямой приватизации лесов, регулируемой не на законодательном уровне, а на уровне ведомственных инструкций и распоряжений конкретных чиновников (что предусматривалось исходным проектом кодекса, подготовленным Минэкономразвития в 2003 году).

Некоторые пункты протокола прямо и однозначно увеличивают коррупционную емкость кодекса, возможности для чиновничьих злоупотреблений - например, абзац 3 пункта 6.

В целом протокол показывает, что ничего серьезного и значимого рабочей группе сделать за три месяца своей работы не удалось. Это позволяет предположить, что и в процессе доработки кодекса ко второму чтению сколько-нибудь серьезные результаты вряд ли будут достигнуты, и кодекс в итоге так и будет принят в виде халтурно подготовленного и крайне непрофессионального полуфабриката.

Тем, кто хочет лично оценить степень вменяемости и уровень профессионализма рабочей группы по Лесному кодексу при Государственной Думе, можно рекомендовать прочитать стенограмму последнего заседания этой группы.

Ниже следует полный текст итогового протокола.

ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ

заседания рабочей группы по проекту федерального закона №136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации" (новая редакция) и проекту
федерального закона №136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

11 апреля 2005 года

Председательствует: Комарова Наталья Владимировна, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию

Присутствовали члены рабочей группы:

Друсинов В.Д., Кашин В.И., Мальчихин В.А., Храмов Р.А., Шадаев Д.Р., Тарасюк В.М., Лунев А.В., Гаврилов В.В., Гиряев М.Д., Горшков В.Б., Дмитриев В.В., Дубовицкий А.Г., Калинин Н.И., Маклюков Л.М., Медведев С.К., Миняев А.О., Миронов С.Н., Моисеев Н.А, Мурашко О.А., Петров А.П., Петров В.Н., Пинягина Н.Б., Федорин А.Г., Чуйко Д.Д., Шопхоев Е.С., Юнов И.В.

В заседании приняли участие: Бондаренко Е.К., Машинский В.А., Мясоедова В.А., Онищенко Н.И., Носов Е.А., Поляков В.Л., Саханов В.В.,Улитин А.А., Фролов А.Н., Шумова Т.А., Черкасова С.А.

Слушали: Об итогах работы рабочей группы по проекту федерального закона № 136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации" (новая редакция) и проекту федерального закона №136524 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

Решили: Считать возможным принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов № 136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации" (новая редакция) и № 136524-4 "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" при условии учета ко второму чтению изложенных ниже замечаний:

1. Четко определить понятие объекта регулирования рассматриваемого
данного законопроекта. Увязать основные положения данного кодекса с Земельным и Гражданским кодексами Российской Федерации и другими Федеральными законами. Устранить имеющиеся в проекте противоречия с действующим законодательством.


2. Законопроект предусматривает общедоступное лесопользование.
Вместе с тем, при сохранении норм о введении в отдельных случаях частной собственности на леса и расширении предпринимательской деятельности в области использования, воспроизводства и охраны лесов доступ граждан к лесопользованию может существенно ограничиваться. Проблему нужно решать с учетом норм гражданского права об общедоступных для сбора вещах и доступа на земли ( ст. 221 и 262 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимо исключить неоправданные ограничения на пребывание граждан в лесах и ввести нормы об их ответственности.

3. Предусмотреть нормы, решающие проблему собственности на леса.

4. Дополнительно проработать условия осуществления лесопользования иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства.

5. С точки зрения уточнения федеративных отношений в области
государственного управления лесным фондом, представляется необходимым Кодекс дополнить нормами, посвященными данному вопросу, содержащими общие положения о правах собственника на земли лесного фонда, реализации принципов федерализма в лесных отношениях через механизм делегирования полномочий субъектам Федерации, функции государственного управления лесным фондом, как федеральной собственностью.

6. Необходимо определить оптимальное сочетание различных
организационных форм лесопользования, включая долгосрочную и
краткосрочную аренду участков и иные виды договоров, предусмотренные действующим гражданским законодательством.

Необходимо дополнительно экономически обосновать
целесообразность применения аукционов, когда предметом аукциона является право заключения договоров аренды лесных участков с ведением лесного хозяйства.

Дополнить законопроект нормами, в соответствии с которыми в аукционах участвуют лесопользователи, отвечающие установленным требованиям ( опыт работы в области лесного хозяйства, намерения по развитию инфраструктуры и переработки лесных ресурсов и т.д.).

7. Необходимо установить антимонопольные требования к
лесопользованию, осуществляемому на участках лесного фонда, переданных в аренду.

8. Целесообразно включить нормы о порядке возмещения после
окончания срока аренды неотделимых затрат арендатора на улучшение лесного участка на основе использования оценки.

9. В целях эффективного контроля за деятельностью арендатора -
лесопользователя , недопущения доступа к использованию лесными
ресурсами фирм "однодневок", необходимо ввести нормы об обязательном получении согласия арендодателя на передачу лесного участка в субаренду.

Дополнительно предусмотреть возможность привлечения
лесопользователями подрядных организаций для осуществления
лесопользования.

10. В Лесном кодексе необходимо предусмотреть случаи, когда
ведение лесного хозяйства, определив его состав, осуществляется в
обязательном порядке, а также определить правила ведения такого хозяйства, в том числе требования к объему лесовосстановительных работ.

11. Целесообразно сохранить действующий порядок выдачи
разрешительных документов на лесопользование на переходный период до формирования необходимой нормативной правовой базы.

12 Обосновать начальные сроки лесопользования, предусмотрев
возможность продления договорных отношений с учетом оценки состояния лесного фонда, что особенно важно для лесопользователей, осуществляющих глубокую переработку древесину.

Определяя начальные сроки аренды участков лесного фонда целесообразно исходить из следующих положений:

- начальными сроками договоров аренды с учетом обязанностей арендаторов вести лесное хозяйство, стимулирующими приток инвестиций представляется период в пределах 15-20 лет, что соответствует сроку окупаемости инвестиций в развитие производственной инфраструктуры, включая строительство дорог.

- значительные сроки действия договоров на аренду участков лесного фонда способствуют монополизации лесных рынков и снижению конкуренции.

13. Требуется четко сформулировать и изложить виды расходов, которые несет собственник участка лесного фонда и его арендатор. При этом представляется необходимым, изложить законодательные нормы по вопросам формирования платежей за пользование участками леса на базе неналогового администрирования и их расходования.

Предусмотреть необходимые нормы, регулирующие вопросы организации первичных единиц государственного управления лесным фондом (лесничеств) в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

14. Дополнительно рассмотреть целесообразность доверительного управления участками лесного фонда с учетом действующего гражданского законодательства. Учитывая, что система доверительного управления построена на отделении результатов хозяйственной деятельности от затрат на ее осуществление, считаем необходимым предусмотреть нормы по обеспечению выполнения лесохозяйственных работ на территории участков лесного фонда, не переданных в долгосрочную аренду с ведением лесного хозяйства с привлечением организаций для выполнения работ по договору подряда.

15. Предоставить гарантии возможности предоставления
преимущественных прав арендатору участка лесного фонда при отсутствии с его стороны нарушений договора аренды и предусмотреть возможность досрочного расторжения договора аренды.

16. Уточнить нормы, законодательного регулирования особенностей
использования лесных участков при осуществлении недропользования, строительства и эксплуатации объектов производственной и транспортной инфраструктуры, энергетики.

17. Исключить неопределенность в регулировании вопросов,
касающихся кадастрового плана лесных участков, описания и
индивидуализации участков лесного фонда и земельных участков.

18. Ввести нормы, регулирующие отношения по использованию
древесно-кустарниковой растительности вдоль железнодорожных
магистралей, автомобильных дорог, каналов, расположенной на торфяных почвах, в городских и сельских поселениях, городских округах.

19. В законопроекте необходимо учесть права добросовестных
арендаторов лесных участков по заключенным до введения в действие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации договорам аренды.

20. Уточнить положения законопроекта в части выбора и формирования лесного участка.

21. Включить в законопроект дополнительные гарантии прав коренных малочисленных народов при осуществлении лесопользования.

22. Предусмотреть на безвозмездной основе перевод территорий
бывших лесных поселков, не используемых в настоящее время в целях
лесопользования, из состава земель лесного фонда в иные категории земель.

23. Предусмотреть особенности предоставления участков лесного
фонда государственным научным и образовательным организациям.

24. Для своевременной подготовки необходимых нормативно-
правовых актов следует перенести срок ввода в действие рассматриваемого законопроекта на 6 месяцев со дня официального опубликования.

25. Предложить депутатам Государственной Думы рассмотреть
возможность использовать предложения членов рабочей группы в работе над поправками ко второму чтению.

Председатель Комитета, председатель рабочей группы Н.В.Комарова

Официальный представитель Правительства Российской Федерации,Заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.Шаронов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 09 июл 2020, 02:03


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 24


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100