Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21 сен 2021, 05:40 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38744

Сезон катастрофических лесных пожаров 2021 года в России закончился. В отдельных регионах леса будут эпизодически гореть до самого Нового года, но в масштабах страны это будут уже совсем небольшие площади. Нынешний год уже стал рекордным с начала века как по общей площади лесных пожаров, так и по площади пройденных огнем покрытых лесом земель. По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз (формы 4-ИСДМ), площадь, пройденная лесными пожарами в России на землях всех категорий, с начала 2021 года по сегодняшний день составила 18,2 млн. га, в том числе на покрытых лесом землях - 13,0 млн. га. Ранее самые большие площади пожаров наблюдались в 2012 году - 18,1 и 11,5 млн. га соответственно (за весь год).

Как обычно, в 2021 году было два пика крупных лесных и в целом ландшафтных пожаров - весенний (с конца марта по конец мая), и летний (с конца июня по начало сентября). Первый пик был ощутимо ниже среднего за последние двадцать лет - это связано с постепенным сокращением пожароопасных практик в сельском и лесном хозяйстве (сельхозпалов, профвыжиганий, огневой очистки лесосек в пожароопасный период). Особо отметим Амурскую область, которая еще в недавнем прошлом массово применяла эти самые "профилактические выжигания", и из-за них каждый год катастрофически горела - а в последние годы от профвыжиганий почти отказалась, и сразу во много раз сократила площади лесных пожаров. Второй пик, наоборот, оказался значительно выше среднего, и привел к рекордной площади пожаров в целом за год - это связано с нарастанием как изменений климата (и в частности, с катастрофической засухой в Якутии), так и разрушительных тенденций в лесном комплексе, сельском развитии, демографической ситуации в сельских районах и т.д. О динамике площадей ландшафтных пожаров можно судить по количеству термоточек MODIS - эти данные доступны с начала века и полностью сравнимы по годам:




Как бы то ни было, лесопожарная катастрофа 2021 года в российской тайге завершилась. Но основы следующей катастрофы закладываются уже сейчас, в том числе буквально сегодня, 21 сентября 2021 года. Дело в том, что для реального повышения эффективности охраны лесов от пожаров нужен целый комплекс сложных, дорогих и долгих мероприятий, каждое из которых требует ума, времени и денег. Насчет ума и времени - это отдельная тема, но и без денег обеспечить нормальную охрану лесов от огня невозможно. Поскольку абсолютное большинство российских лесов находится в федеральной собственности, а переданные субъектам РФ лесные полномочия в основном финансируются из федерального бюджета - именно законом о федеральном бюджете на каждый конкретный год и трехлетний плановый период определяется финансовая сторона охраны лесов от пожаров. А проект этого закона на 2022 год и плановый период до 2024 года как раз сегодня, 21 сентября, будет рассматриваться на заседании Правительства РФ.

Какой будет лесная часть федерального бюджета следующего года - достоверно пока неизвестно. Согласно недавнему президентскому поручению, пожарная составляющая этой части должна быть увеличена на восемь миллиардов рублей - что соответствует увеличению общего финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий примерно на четверть. Это не просто мало, а катастрофически мало - оценочно, для минимально приемлемого исполнения регионами переданных лесных полномочий нужно не менее ста миллиардов рублей в год, что примерно втрое превышает нынешний уровень их финансирования. В наихудшем положении, как и сейчас, окажутся сибирские и дальневосточные регионы - некоторые из них, например, Якутия, получают из федерального бюджета на порядок меньше денег, чем нужно для обеспечения реальной охраны всех лесов. А это значит, что крупномасштабная лесопожарная катастрофа в российской тайге в следующем году практически гарантированно повторится - спасти от нее при таком уровне финансирования и такой организации охраны лесов от огня может только экстремально сырое и холодное лето.

Напомним основные меры, необходимые для реального повышения уровня охраны российских лесов от огня (ни одна из них не обеспечит достаточного эффекта сама по себе - для того, чтобы изменить ситуацию, нужны они все):

1. Значительное сокращение площади неохраняемых лесов. Речь идет прежде всего о двух категориях: во-первых, так называемых "зонах контроля лесных пожаров", где горящие леса по правилам можно не тушить (это более сорока процентов российских лесов), и во-вторых, лесов без ясного правового статуса или с неопределенным правовым статусом, за сохранность которых в явном виде никто не отвечает (это около десяти процентов российских лесов).

2. Максимальное исключение огня из сельского и лесного хозяйства. Речь идет прежде всего о пожароопасных практиках, которые не только сами могут становиться источниками пожаров, но и приучают людей к мысли о том, что жечь что-либо на природных территориях можно и нужно (это прежде всего сельскохозяйственные палы, огневая очистка мест рубок, профилактические выжигания).

3. Полное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий. Основная часть российских лесов находится в федеральной государственной собственности, но управление ими передано регионам. Деньги на лесное хозяйство и охрану лесов регионы получают из федерального бюджета в виде специальных лесных субвенций. Их остро не хватает даже на самые первоочередные нужды: оценочно, в сумме регионам нужно около ста миллиардов рублей, а получают они лишь около трети от этой суммы. При таком недофинансировании обеспечить полноценную охрану лесов от огня не получается.

4. Высвобождение ресурсов на охрану лесов за счет сокращения бумагооборота. Поддержание документооборота и набивка данных в разнообразные информационные системы занимает львиную долю рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства - оценочно, около трех четвертей. Если просто сократить документооборот - это позволит высвободить огромные человеческие ресурсы для охраны лесов.

5. Исключение законодательных мотивов к выжиганию лесов. К сожалению, наши законы и правила иногда очень настойчиво подталкивают людей к поджогам. Например, за само существование леса на земле сельхозназначения собственник участка может быть подвергнут крупному штрафу (до 700 тыс. руб.), а через некоторое время участок может быть и вовсе изъят - чтобы избежать штрафов и отъема земли, собственники часто выжигают молодые самовольно выросшие деревья вместе с сухой травой. За нескошенную траву на участке или вокруг хозяина тоже могут оштрафовать - и, чтобы проверяющие эту нескошенную траву не обнаружили, ее тоже просто жгут.

6. Усиленная охрана федеральных особо охраняемых природных территорий. Большинство заповедных территорий России пока получается сберечь от огня благодаря самоотверженному труду их работников - но уровень опасности, к сожалению, с течением времени растет, как и в остальных лесах. Если не усилить охрану заповедных территорий - то можно просто навсегда потерять многие уникальные природные экосистемы и ландшафты.

7. Усиленное противопожарное просвещение населения. Источник большинства пожаров в лесу (по меньшей мере девяноста процентов в целом по стране) - человек, поэтому победить пожары не получится, пока не изменится отношение людей к пожарной безопасности в лесах и вообще на природных территориях.

8. Развитие пожарного добровольчества на природных территориях. Как показал опыт многих катастрофических лесных и вообще ландшафтных пожаров последних лет, добровольцы часто играют очень большую роль в борьбе с этими пожарами, иногда даже решающую. Они уже вполне зарекомендовали себя как серьезную силу, способную, при грамотной подготовке и поддержке со стороны государства, противостоять огню. Действующее законодательство и действующая система поддержки пожарного добровольчества больше ориентируются на его развитие в поселениях, на базе подразделений пожарной охраны - но нужно развивать и другие формы и методы участия добровольцев в борьбе с огнем.

9. Создание системы достоверного учета всех типов ландшафтных пожаров. В России уже шестнадцать лет работает система дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз - вполне современная и эффективная, уже очень много сделавшая для качественного учета лесных пожаров. Но такого же качества системы учета других типов ландшафтных пожаров, не затрагивающих леса, пока нет - а она становится все более и более нужной, в том числе в связи с меняющимся климатом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 03 дек 2021, 17:36


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100