Чтобы хорошо понимать, то что сейчас происходит в торговых и в целом экономических отношениях между Россией и КНР в области оборота лесоматериалов нужно вспомнить историю развития этих отношений, так сказать ее основные вехи.
С конца 90-х до середины 2000 –х объем экспорта лесоматериалов в Китай в среднем увеличивался на 54 % в год с 529 тыс. м3 в 1996 г. до 15,4 млн. м3 в 2004 году. В основном на экспорт в КНР шёл круглый лес хвойных пород. Такой бурный спрос на экспорт круглой древесины в КНР и «гибкость» китайских партнёров в отношении форм оплаты за товар, стимулировали не только развитие легального лесного бизнеса, но и рост нелегальных рубок и незаконного оборота древесины.
Осознав масштаб проблемы, Правительство начало неистовую борьбу с нелегальной заготовкой, объявив резкое повышение таможенных пошлин на круглую древесину до запретительных 80% в 2010 г. При этом, для того чтобы стимулировать развитие деревообработки внутри страны были обнулены пошлины на продукцию деревообработки (пиломатериалы) и разработан механизм безаукционной передачи лесных участков в аренду в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Сейчас это можно условно назвать первой волной декриминализации.
Такое серьёзное решение было принято Правительством волевым методом, без опоры на какие-либо экспертные оценки, аналитику или научные исследования, хотя экспертное сообщество, в том числе и через Лесной форум, предупреждали о возможных негативных последствиях.
Например, в 2007 г. на одном из мероприятий мною был презентован следующий прогноз:

Не считаю себя провидцем, но если сейчас посмотреть назад, то можно увидеть, что ВСЕ пункты негативного прогноза сбылись.
В частности, в ДФО лесной ресурс уже в большей части монополизирован либо непрофильным, либо иностранным - китайским капиталом. Количество мелких пилорам, тоже китайских заполонили все посёлки Бамовской ветки в Хабаровском крае и практически все Приморье, за исключением Тернейского района. Россия окончательно потеряла выгодный и стабильный японский рынок круглой древесины. Японцы быстро заменили наше круглое бревно древесиной из Н. Зеландии и Канады.
В настоящее время практически все инвестиционные проекты в области использования лесов в ДФО, за очень редким исключением, финансируются китайскими инвесторами, которые разбогатели на малом лесопилении и беспошлинной торговле. Те немногие предприятия, которые «поверили» в серьёзность Правительства довести таможенные пошлины на кругляк до запретительного уровня и вложились в строительство крупных деревообрабатывающих предприятий (например, Аркаим), в настоящее время банкроты, так как правительство решило остановится на середине пути и оставило пошлины на уровне 25%.
Таким образом, в результате первой волны декриминализации наши китайские партнёры оказались в большом выигрыше. Придя со своими допотопными ленточными пилорамами и своими рабочими, которые только и могли на них работать, для того, чтобы помочь русским “корефанам” переработать круглую древесину, они завладели правами на использование очень большой части лесных ресурсов, просто покупая предприятия арендаторов лесного фонда, на заработанные от лесопиления и продажи деньги. При этом, экспортировали себе же в КНР, где грубо обработанная и дешёвая продукция китайских лесопилок превращалась в готовый и дорогой товар, экспортируемый в Японию, Европу и США.
Вторую волну декриминализации Правительство также начало под лозунгом борьбы с черными лесорубами и незаконным оборотом древесины. При этом, направления борьбы мало изменились, но стали более кардинальными. Полный запрет экспорта круглой древесины и введение заградительных таможенных пошлин на экспорт пиломатериалов естественной влажности. Советоваться и прислушиваться к оценкам и прогнозам научного, экспертного сообщества и представителям Российского лесного бизнеса, Правительство опять не стало.
Не стало оно учитывать и сложившуюся экономическую интеграцию мирового лесного рынка, особенно стран АТР и прежде всего КНР. И это очень зря. Наши китайские партнёры, скорее всего, не намерены терпеть от соседа подобные выходки, которые лишают сырья малый и средний бизнес северных провинций КНР. В этом бизнесе по всей цепи переработки, утилизации отходов переработки и логистики, заняты сотни тысяч, если не миллионы людей, которые могут в одночасье остаться без работы и средств к существованию.
С другой стороны, вторая волна декриминализации российского лесного сектора предоставляет китайскому бизнесу прекрасную возможность поглотить остатки обладателей прав на использование лесных ресурсов в ДФО и Восточной Сибири. Как они будут это осуществлять? Очень просто. Они уже начали с того, что под видом санитарных антиковидных мер, создали искусственный дисбаланс спроса и предложения, перекрыв возможность экспорта лесоматериалов (и круглых и пилмата естественной влажности) по железной дороге. Затем, используя созданную ситуацию, они начнут выкручивать руки нашим экспортёрам и снижать цену. После станут инвестировать закупки нашими предприятиями сушильного оборудования китайского производства, на котором смогут работать только китайцы, так как собственных специалистов в России даже готовить негде, да и времени на это Правительство не отпустило. Инвестировать будут только под гарантии долгосрочных поставок продукции или за «долю» в бизнесе.
Торопиться в этом процессе они не будут. Китайцы очень терпеливый народ, а реализация нашим Правительством других мер по декриминализации, связанных с учётом оборота древесины и т.п., лишь поможет им быстрее довести наши предприятия до банкротства и, в результате, купить их с потрохами за очень дёшево. Кроме того, КНР активно осваивает другие сырьевые рынки древесины: Африка, Юго-Восточная Азия, Южная Америка. В этих регионах идёт такой же процесс медленного захвата лесных ресурсов, как и в России.
После того, как наши лесные ресурсы и оборот древесины будут под полным контролем китайского бизнеса, вполне себе возможно, что их Правительство начнёт разговор с нашим Правительством на высшем и высочайшем уровне о создании более благоприятных условий для российско-китайской торговли материалами и, поскольку мы очень ценим нашу дружбу, такие условия, скорее всего, будут созданы…круглый лес и сырой пилмат снова можно будет продавать в КНР. Вот только что от этого ресурса в итоге достанется остаткам российских граждан, которые пока ещё живут на Дальнем Востоке?
Возможно, что многие скажут, что такой сценарий полная чушь и выдумки, но давайте ещё раз посмотрим на приведённую выше таблицу. Сам бы очень хотел ошибиться в своём прогнозе. Но, поживём увидим, тем более, что и ждать-то нам не так долго осталось…думаю ближайшие 3-5 лет все покажут.