В 2021 году Рослесхоз планирует провести в Архангельской и Иркутской областях эксперимент по передаче ему части надзорных лесных полномочий (раньше предполагалось, что экспериментальных регионов будет пять, но в итоге остановились на двух). Фактически, поскольку непосредственная рутинная работа в лесу (в частности, патрулирование) останется за регионами, речь пока идет скорее не о возврате части полномочий на федеральный уровень, а об их дублировании. Эксперимент должен продолжаться до конца 2021 года, а что будет дальше - федеральное лесное начальство еще до конца не придумало.
Вот так выглядит проект постановления Правительства РФ о проведении этого эксперимента с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием:




Особо отметим, что проведение такого эксперимента может стать одним из дополнительных факторов, увеличивающих вероятность развития очередной крупной лесопожарной катастрофы, в первую очередь в Иркутской области. Связано это с тем, что в критически важный с точки зрения охраны лесов от огня и тушения лесных пожаров период (примерно с апреля по сентябрь) значительная часть сил работников лесного хозяйства будет уходить на выяснение и настраивание отношений между новой "федеральной" и старой "региональной" составными частями лесного надзора, и на обеспечение всевозможной показухи, без которой подобные эксперименты никогда не обходятся. Впрочем, готовящееся расширение функционала ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, которое придется как раз на середину пожароопасного сезона 2021 года, с этой точки зрения выглядит гораздо более опасным.
Как соотносятся ожидаемые сроки начала эксперимента по дублированию части лесных полномочий и по расширению функций ЕГАИС учета древесины и сделок с ней со среднемноголетней (за 2001-2020 гг.) динамикой количества термоточек в Иркутской области по данным MODIS (голубая линия, сглаженная по скользящим десятидневным периодам):

Наши федеральные законодатели и лесные чиновники обычно не учитывают лесопожарную цену своих хотелок и решений - то, насколько могут уменьшиться силы, доступные для борьбы с лесными пожарами, за счет отвлечения их на исполнение этих хотелок и решений. А цена эта может оказаться довольно высокой, особенно в таких сложных в лесопожарном отношении регионах, как Иркутская область.