Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 окт 2020, 07:34 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36222

Вступили в силу два главных документа, позволяющих выращивать и содержать леса на выбывших из прежнего использования землях сельскохозяйственного назначения: Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (действует с 1 октября 2020 года) и новые признаки неиспользования сельхозземель по целевому назначению (действуют с 30 сентября 2020 года). Документы связаны друг с другом, и в совокупности ликвидируют фактически существовавшую в течение ста лет государственную монополию на лесное хозяйство. Ссылки на документы:

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509)

Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482)


Молодой лес на неиспользуемой земле сельскохозяйственного назначения, Калужская область


Главный документ в этой паре - "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Принятие этого документа прямо предусматривается статьей 123 Лесного кодекса РФ ("Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения") - без него эта статья, формально вступившая в силу с 1 июля 2019 года, фактически не работала. "Особенности ..." долго не могли принять из-за мощного противодействия самой идее выращивания лесов на сельхозземлях сначала со стороны Минприроды и Минсельхоза, а с конца прошлого года - уже одного Минсельхоза. Война между ведомствами привела к тому, что документ, разрабатывавшийся в течение почти двух лет, получился в итоге сырым, содержащим некоторые критические ошибки, и требующим скорейшей доработки. Тем не менее, принятие этих "Особенностей ..." - очень важный шаг в развитии российского лесоводства, который может в ближайшие десятилетия принципиально изменить судьбу всего лесного комплекса.

Леса, имеющие то или иное отношение к землям сельскохозяйственного назначения, можно разделить (исходя из их современного правового положения в России) на три основные категории. Во-первых, это мелиоративные защитные лесные насаждения, специально выращенные для защиты сельскохозяйственных земель от неблагоприятных факторов окружающей среды - их в нашей стране около 6 млн. га, их правовой статус регулируется недавно внесенными поправками в федеральный закон "О мелиорации земель" и несколькими только что принятыми подзаконными актами, и рассматриваемые "Особенности ..." к ним не относятся. Во-вторых, это бывшие колхозные и совхозные леса - их в нашей стране около 40 млн. га, большинство из них сейчас находится на разных стадиях перевода из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, и имеет спорный или двойной статус. Рассматриваемые "Особенности ..." могут иметь к ним отношение именно в спорных случаях, и именно в этих спорных случаях может самым негативным образом проявиться главная ошибка "Особенностей ..." (о ней подробнее сказано ниже). В-третьих, это леса, выросшие на выбывших из использования сельскохозяйственных угодьях. Точная площадь таких лесов неизвестна; оценочно, площадь уже заросших сомкнутым лесом сельхозугодий составляет не менее 30 миллионов гектаров, и еще не менее 20 миллионов гектаров приходится за зарастающие сельхозугодья, которые в современных условиях невозможно вернуть в сельскохозяйственный оборот. Рассматриваемые "Особенности ..." относятся главным образом именно к этой третьей категории - лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, не относящимся к мелиоративным защитным лесным насаждениям и не переводимым в земли лесного фонда.

Если эти примерно 50 миллионов гектаров выбывших из использования земель сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих лесом, которые не предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот или использовать для восстановления ценных нелесных экосистем и ландшафтов, использовать для продуктивного лесоводства - в среднесрочной перспективе это позволит выращивать до 300 миллионов кубометров древесины в год (больше, чем сейчас рубится и воруется во всех российских лесах), и поддерживать до 100 тысяч постоянных рабочих мест. Лесоводство на бывших сельхозугодьях может стать второй по значимости для развития сельских территорий отраслью народного хозяйства, а во многих районах Нечерноземья - первой. Однако, этот колоссальный ресурс для сельского развития до настоящего времени не использовался: законодательство не позволяло выращивать лес на землях сельскохозяйственного назначения, и за сам факт существования такого леса собственник земли мог быть подвергнут крупному штрафу (до 700 тыс. руб. с юридического лица), а земля могла быть изъята - причем вся, а не только та, что непосредственно занята деревьями.

Главное, что изменилось с вступлением в силу Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения - эти леса из обузы и источника проблем для собственника земли превратились в ценность, способную сейчас или в обозримом будущем приносить доход, давать работу и средства к существованию, стать важным наследством для детей и внуков. Если раньше законодательство мотивировало собственников таких лесов к их уничтожению всеми возможными способами (в том числе самым простым - путем сжигания), то теперь оно создает стимулы к тому, чтобы эти леса беречь и рационально использовать. Конечно, быстро изменить ситуацию и даже просто отношение большинства людей к таким лесам не получится - это будет долгий путь, который займет много лет или даже десятилетий, но первый важнейший шаг уже сделан.

Самой большой ошибкой "Особенностей ...", способной привести к многочисленным социальным конфликтам, является отсутствие специального статуса у лесов, расположенных вблизи поселений, или у бывших колхозных и совхозных лесов, играющих обычно особенно важную роль в обеспечении благоприятной окружающей среды для жителей сельских населенных пунктов. "Особенности ..." не предусматривают для лесов на сельхозземлях никаких аналогов зеленых, лесопарковых зон или километровых полос вдоль сельских населенных пунктов и садовых товариществ, и фактически допускают любые виды рубок любой площади в непосредственной близости от поселений. Во многих случаях это может привести к грубейшим нарушениям прав граждан на благоприятную окружающую среду и соответствующим конфликтам, что в целом будет дискредитировать идею лесоводства на частных землях. Эту ошибку необходимо исправить как можно быстрее, установив для бывших колхозных и совхозных лесов, километровых полос лесов вдоль сельских населенных пунктов и садовых товариществ, а также лесов на сельхозземлях, находящихся в пределах лесопарковых и зеленых зон, ограничения на лесопользование, соответствующие статусу защитных лесов.


Лес на земле сельскохозяйственного назначения, Тульская область


Основные положения "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"

Использование лесов на землях сельскохозяйственного назначения допускается во всех целях, прямо предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений. Кроме того, перечень видов использования лесов на сельхозземлях является закрытым - не включает пункт "иные виды".

В лесах на землях сельхозназначения не допускается размещение зданий, строений, сооружений, кроме как для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Обязательность мероприятий по воспроизводству лесов на землях сельхозназначения предусматривается только при их использовании для создания лесных плантаций и их эксплуатации.

Правообладатель до 1 октября 2022 года или в течение двух лет со дня регистрации права на земельный участок должен направить уведомления о виде использования лесов в орган управления агропромышленным комплексом субъекта РФ, Россельхознадзор и Росреестр. В этом случае зарастание участка древесно-кустарниковой растительностью не будет являться признаком неиспользования его по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Правообладатель может в любой момент принять решение о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации. Об этом решении он должен уведомить те же органы, что и о решении об использовании лесов.

В лесах на землях сельхозназначенияй допускаются сплошные и выборочные рубки любой интенсивности и любого возраста, за исключением водоохранных зон и нерестоохранных полос, где сплошные рубки запрещены.

Рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

Цитата: "При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения ... не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв".

При рубках устанавливаются некоторые традиционные запреты - в частности, на уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок, повреждение дорог, мостов, трелевка и вывозка по руслам рек и ручьев, оставление завалов и зависших деревьев, невывезенной в установленные сроки древесины, вывозка и трелевка на используемые сельхозугодья.

Допускается заготовка древесины гражданами для собственных нужд в установленном порядке в лесах, расположенных на сельхозземлях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных в пользование третьим лицам.

Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесов на землях сельхозназначения, осуществляются в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов - без ограничений по срокам, по правилам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, использующие леса на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

В случае отсутствия правообладателей земельных участков, охрана, защита, уход за лесами на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

В лесах на землях сельскохозяйственного назначения запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов на землях сельскохозяйственного назначения не требуется составление проектов освоения лесов, подача лесных деклараций, и отчетов, предусмотренных лесным законодательством. Но требуется представление в органы управления агропромышленным комплексом субъектов РФ сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Эти органы учитывают эти сведения сами и передают их органам, ведущим государственный лесной реестр.


Зарастание лесом неиспользуемой земли сельскохозяйственного назначения, Московская область


Основные относящиеся к лесу положения новых "Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации"

Признаком неиспользования участка земель сельхозназначения может быть зарастание лесом на 50% и более в целом, или на 20% и более для участков, отнесенных к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, если участки, предоставленные для растениеводства, садоводства, животноводства, пчеловодства, питомников, сельскохозяйственного производства в целом или научного обеспечения сельского хозяйства, используются менее чем на четверть для соответствующей деятельности (отдельное условие, при котором этот пункт не действует, указано в "Особенностях ..." - см. выше).

Признаками использования участка земель сельхозназначения с нарушением законодательства являются: самовольные постройки; захламление на 20% площади и более; загрязнение опасными веществами и отходами; сильная (нормативы указаны в штуках на квадратный метр) засоренность сорняками (приводятся перечни малолетних, многолетних и карантинных сорняков).

Установлен ряд случаев, в которых эти признаки не действуют и не используются. В частности, они не используются для частей земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями, или включенных в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий, использование которых для целей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовым режимом таких территорий и зон.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 окт 2020, 09:09 

Сообщения: 12

Интересно, что отдельные компании уже проявили интерес к сертификации таких лесов. Это хорошо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 окт 2020, 14:23 

Сообщения: 65
Откуда: Иркутск

у меня знакомый сказал что что бы там ни было 100га он купит. Я тоже ищу где подешевле.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 окт 2020, 00:39 

Сообщения: 1816
Откуда: Подмосковье

Цитата:
Использование лесов на землях сельскохозяйственного назначения допускается во всех целях, прямо предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений.
То есть, красивый прудик с уточками в своем лесу сделать не получится? Или можно оформить, как пожарный водоем?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 окт 2020, 07:42 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36222

Можно, думаю, просто не включать его в состав лесов на землях сельхозназначения. А существующий режим таких земель не препятствует созданию прудиков. А уточка - вообще символ окружающей действительности, кто же на нее покусится?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 окт 2020, 08:38 

Сообщения: 1816
Откуда: Подмосковье

Интересно, а если бобры плотину на речке построят, кого оштрафуют, бобров или собственника?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 окт 2020, 14:17 
Аватара пользователя

Сообщения: 2341

Интересно. Не могу пока понять как "это" использовать... для своих целей естественно...

_________________
С уважением alek.cotov@yandex.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Текущее время: 20 окт 2020, 23:22


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100