Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 июн 2020, 17:40 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35341

Проект новой редакции "Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года", подготовленный специалистами Минприроды России и Рослесхоза, как и действующая редакция этой стратегии, не предусматривает развитие продуктивного лесного хозяйства. Проект по-прежнему основывается на подходе, характерном для первой половины прошлого века, когда лес рассматривался скорее как природное месторождение древесины, чем как место для ее выращивания. Размещение новых предприятий и кластеров по-прежнему планируется исходя из имеющихся запасов ценной древесины (и даже не реальных запасов, а представлений о том, где они должны быть), а не из того, где есть условия для эффективного лесовыращивания. Воспроизводство лесов по-прежнему ориентируется на лесохозяйственный обряд "перевода в покрытую лесом площадь" (или "отнесения к землям, на которых расположены леса"), а не на получение хозяйственно ценных молодняков и средневозрастных насаждений оптимального состава и густоты. Лесоустройство по-прежнему рассматривается не столько как система планирования лесохозяйственной деятельности, сколько как источник информации о доступных лесных ресурсах и базовых сведений для очередной государственной информационной системы - поэтому предусматривается его централизация и выполнение только государственными организациями. Важнейшему для развития лесоводства ресурсу - выбывшим из других видов использования сельхозземлям - в 84-страничном проекте посвящен один короткий абзац, а что он конкретно означает, остается лишь догадываться. Впрочем, проект в целом не отличается ясностью формулировок и смысловой насыщенностью. Ссылки:

Проект новой редакции Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года (июнь 2020 года)

Действующая редакция Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года (сентябрь 2018 года)


Огурец тоже примерно на 97% состоит из воды


Интересно выглядит так называемая "Оценка стратегических возможностей и ограничений развития лесного комплекса (SWOT-анализ)", которая приводится в приложении к проекту. Оценка сделана по пяти разным странам (США, Канаде, Китаю, Финляндии и России). Вот как выглядит эта оценка для России:

Сильные стороны:
- обеспеченность качественными лесными ресурсами на основе долгосрочной аренды;
- низкие ставки платы за заготовку древесины;
- возврат НДС при приобретении техники из-за рубежа;
- субсидирование ставок по кредитам и создания межсезонных запасов сырья.

Слабые стороны:
- отсутствие собственных финансовых ресурсов для развития и обновления оборудования и технологии производства;
- морально и физически устаревшее оборудование и технологии;
- дефицит квалифицированного персонала;
- низкая рентабельность бизнеса;
- отсутствие инноваций в производстве.

Возможности:
- девальвация рубля;
- выход на новые рынки сбыта;
- расширение продуктовой линейки и вывод новых продуктов из древесины на рынок;
- вертикальная интеграция;
- развитие экологически безопасных и экономически эффективных технологий.

Угрозы:
- замещение древесины иными материалами;
- ограниченность рынков сбыта и их неразвитость;
- сокращение спроса на внутреннем рынке;
- рецессия экономики;
- экономические санкции против Российской Федерации;
- снижение экспортных цен на лесоматериалы из Российской Федерации;
- изменение потребностей и вкусов потребителей;
- отложенные последствия экономической нестабильности на рынках лесопродукции, вызванные международной ситуацией, связанной с COVID-19.



Из этой оценки следует, что авторы новой редакции Стратегии (как, впрочем, и старой) не рассматривают исчерпание хозяйственно ценных лесных ресурсов в большинстве крупных лесопромышленных регионов в результате многих десятилетий экстенсивного (бесхозяйственного) лесопользования как серьезную угрозу развитию российского лесного сектора. Более того - они относят "обеспеченность качественными лесными ресурсами" к сильным сторонам российского лесного комплекса, видимо, не понимая разницы между "бумажными" лесными богатствами в каком-нибудь государственном лесном реестре и реальным состоянием российских лесов. Видимо, именно из этого непонимания растут планы по увеличению производства товарной целлюлозы к 2030 году почти до 14 миллионов тонн, бумаги и картона почти до 12 миллионов тонн, и пиломатериалов - почти до 70 миллионов кубометров. Впрочем, планируемые в новой редакции объемы выпуска этих видов лесной продукции не отличаются от планируемых в старой редакции.

В проекте есть специальный довольно большой раздел про предполагаемое повышение доходности лесного хозяйства, и в нем, в частности, говорится, что "в целях более точной оценки экономической эффективности использования лесов и создания механизмов экономического стимулирования лесопользования необходимо подготовить и внедрить новый подход к определению ставок платы, который бы отражал экономическую сущность рыночной цены лесных ресурсов".

Утверждение в целом правильное; однако, оно есть и в старой редакции Стратегии, при этом за прошедшие со времени ее утверждения два года никакой новый подход не то что внедрить, но даже и просто придумать не удалось. В ближайшие три с половиной года, согласно постановлению Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 1318, предполагается просто понемногу увеличивать установленные еще в 2007 году ставки платы за лесные ресурсы и все основанные на них платежи.

В общем, разработать сколько-нибудь серьезный документ стратегического планирования для российской лесной отрасли пока опять не получилось. С подборкой более ранних документов такого рода можно ознакомиться в специальном разделе Лесного форума:

Лесная фантастика: концепции, стратегии, планы, прогнозы развития лесного сектора


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 02:32 

Сообщения: 183

В "новой" черновой Стратегии (стр. 31), как и в Стратегии, утвержденной в 2018 году указано:
"Ежегодно подготавливается около 15 тыс. специалистов для лесного комплекса, в том числе по специальности "лесное дело" -около 3,5 тыс. человек, что в целом на сегодняшний день удовлетворяет потребности лесного хозяйства в кадрах с высшим образованием".
Это неправда, или крайне устаревшая информация. Писал это неоднократно.
Я лично заходил на 46 сайтов вузов, где есть направление "Лесное дело" - искал и записывал контрольные цифры приема и сделал таблицу:


1) в Стратегии развития лесного комплекса до 2030 г. указывается о ежегодном выпуске специалистов для лесного хозяйства по направлению «Лесное дело» в количестве около 3,5 тыс. Это не соответствует действительности (смотрим на таблицу выше), т.к. изначально государственный заказ на бюджетные места намного ниже. На данный момент в вузы поступают меньше примерно на 1,5 тыс. человек (около 2 тыс.);
2) примерно каждый третий обучающийся будет отчислен и не дойдет до выпуска;
3) от выпуска - около 25% будет работать в л/х (по личным опросам выпускников и наблюдениям);
4) есть совсем небольшое число обучающихся на контракте (платной основе) - но оно незначительно;

Итого. От поступивших 2063 человек по направлению «Лесное дело» на бюджет (2019) в будущем (примерно в 2024) в лесохозяйственной отрасли окажется около четырехсот специалистов (на всю страну!). И это даже если учитывать в том числе тех, кто обучался по контракту (!) на платной основе. Аналогичная ситуация наблюдается и с подготовкой кадров в системе средне профессионального образования.

Таблица и пр. данные опубликованы в моей статье: "Лесное образование в России: соответствие государственного заказа с потребностью в кадрах с высшим образованием для лесного хозяйства".

Нет (или недостаточно) кадров - нет лесного хозяйства.

Параграфы в "новой" лесной Стратегии про кадровое и научное обеспечение на 70 и 71 стр. в некоторых моментах противоречат параграфу про науку и кадры на стр. 31. Предполагаю, данные на страницах 70-71 еще более завышены, чем на стр. 31.

_________________
Про лес и лесной сектор в VK Forest Today


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 06:14 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35341

AlexanderChibidin писал(а):
Это неправда, или крайне устаревшая информация. Писал это неоднократно.
Возможно, данные о "современном положении дел" в проекте новой редакции Стратегии, как и в действующей, относятся к 2016 году или, скорее, к какому-то еще более раннему периоду.

Если планы по строительству новых ЦБК могут опираться на информацию о лесах, устаревшую примерно на четверть века - почему планы по развитию кадрового обеспечения не могут опираться на информацию о подготовке специалистов пятилетней, или десятилетней, или даже двадцатилетней давности? Тем более, что идейная основа стратегии (использование леса как месторождения бревен) устарела лет на семьдесят...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 07:22 

Сообщения: 183

Редактор новостей писал(а):
Возможно, данные о "современном положении дел" в проекте новой редакции Стратегии, как и в действующей, относятся к 2016 году или, скорее, к какому-то еще более раннему периоду.

Если планы по строительству новых ЦБК могут опираться на информацию о лесах, устаревшую примерно на четверть века - почему планы по развитию кадрового обеспечения не могут опираться на информацию о подготовке специалистов пятилетней, или десятилетней, или даже двадцатилетней давности? Тем более, что идейная основа стратегии (использование леса как месторождения бревен) устарела лет на семьдесят...


В этой ситуации есть одно но... Новых данных о лесах мало (около 15% на весь лесной фонд России), а вот актуальные (реальные) данные об обеспечении лесохозяйственной отрасли кадрами с высшим образованием есть - их я посчитал на безвозмездной основе и неоднократно публиковал в общественном доступе.

_________________
Про лес и лесной сектор в VK Forest Today


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 13:08 

Сообщения: 1001

А нужны они кому нибудь эти кадры? Сейчас вроде более востребованы послушные долбодятлы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 18:22 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35341

Когда-нибудь точно будут нужны - а окажется, что их нет, или почти нет, и система их подготовки разрушена почти до основания. А чтобы выстроить с нуля новую систему массовой подготовки профессиональных кадров для лесного хозяйства - нужно лет пятнадцать. Может быть, чуть меньше - десять-двенадцать, если приложить к этому очень много сил. Но точно не меньше десяти, даже если очень-очень стараться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 18:31 

Сообщения: 1001

Очень много необходимо сделать, что бы в будущем не исчезли лесные специалисты. Первым делом прекратить называть специалистами огородников из сельхозинститутов, и других шаражек, это девальвация образования. Да и в лесных институтах огромные пробелмы с преподавателями. Единственный выход усиливать их кадрами из госуниверситетов и варягами из за рубежа. В наличии кадров в отраслевых НИИ я сильно сомневаюсь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 18:46 

Сообщения: 9362
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

колыван писал(а):
Очень много необходимо сделать, что бы в будущем не исчезли лесные специалисты. Первым делом прекратить называть специалистами огородников из сельхозинститутов, и других шаражек, это девальвация образования. Да и в лесных институтах огромные пробелмы с преподавателями. Единственный выход усиливать их кадрами из госуниверситетов и варягами из за рубежа. В наличии кадров в отраслевых НИИ я сильно сомневаюсь.

Пока что не с преподавателями проблемы, а с абитуриентами. Что хотите от преподавателей, если проходной балл не более 160 (за 4 экзамена)? Это троечники. В 1983 году при поступлении по общему конкурсу проходной балл был 19,5 , с учётом аттестата. И шли по этому конкурсу всего 19 человек из 120-ти. А сейчас на 125 мест подавших заявления человек 150. Даже конкурса практически нет! Преподаватель должен материал давать, а приходится в течение года первокурсника подтягивать до нужного уровня. В 80-е эти студенты, от доцента Юшковской К.Л., строем бы уходили после первой сессии, кто в армию, кто в академ.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 19:04 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35341

Проблема, на мой взгляд, и с тем, и с другим.

Подготовка специалистов для лесной отрасли - это длительный процесс, который должен начинаться с профессиональной ориентации школьников (например, через школьные лесничества, разнообразные кружки, курсы и т.д.), а заканчиваться созданием условий для работы грамотных молодых специалистов в отрасли и для накопления ими необходимого опыта. А дальше - повышение квалификации, желательно постоянное, или, как минимум, периодическое, раз в несколько лет. Обучение в университете или лесном техникуме - это только часть системы подготовки профессиональных кадров для лесной отрасли; если других частей нет - то и эта нормально работать не может.

Примерно как с воспроизводством лесов. Если не развито лесное семеноводство, нет нормальной практики подготовки почвы, не обеспечивается своевременный и качественный уход за молодняками как минимум до окончания прочисток - то лесовосстановление в узком смысле этого слова (сеянцевтыкание) почти никогда не дает результатов. Разве что иногда, если случайным образом множество разных условий сложится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 19:22 

Сообщения: 9362
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Редактор новостей писал(а):
Проблема, на мой взгляд, и с тем, и с другим.

Подготовка специалистов для лесной отрасли - это длительный процесс, который должен начинаться с профессиональной ориентации школьников (например, через школьные лесничества, разнообразные кружки, курсы и т.д.), а заканчиваться созданием условий для работы грамотных молодых специалистов в отрасли и для накопления ими необходимого опыта. А дальше - повышение квалификации, желательно постоянное, или, как минимум, периодическое, раз в несколько лет. Обучение в университете или лесном техникуме - это только часть системы подготовки профессиональных кадров для лесной отрасли; если других частей нет - то и эта нормально работать не может.

Примерно как с воспроизводством лесов. Если не развито лесное семеноводство, нет нормальной практики подготовки почвы, не обеспечивается своевременный и качественный уход за молодняками как минимум до окончания прочисток - то лесовосстановление в узком смысле этого слова (сеянцевтыкание) почти никогда не дает результатов. Разве что иногда, если случайным образом множество разных условий сложится.

Школьное лесничество, МАЛ и прочие альтернативные организации это всего лишь дополнение к основному школьному образованию. Именно качественного школьного образования и не хватает у большинства абитуриентов для нормального учебного процесса в ВУЗе. Поэтому на Лесное дело идут сейчас те, кому нужно числиться в ВУЗе чтобы отмазаться от армии, потом получить диплом и где нибудь с ним устроиться на не пыльную работу. Да и обучение на Лесном деле бесплатное, почти все места бюджетные.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 19:45 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35341

собака лесная писал(а):
Школьное лесничество, МАЛ и прочие альтернативные организации это всего лишь дополнение к основному школьному образованию. Именно качественного школьного образования и не хватает у большинства абитуриентов для нормального учебного процесса в ВУЗе.
Да, полностью согласен. Качественного школьного образования очень не хватает, и это проблема далеко не только лесного образования и лесного комплекса. И это прямое следствие того, что государству нашему "умные не надобны, надобны верные".
собака лесная писал(а):
Поэтому на Лесное дело идут сейчас те, кому нужно числиться в ВУЗе чтобы отмазаться от армии, потом получить диплом и где нибудь с ним устроиться на не пыльную работу.
А вот это можно хотя бы отчасти изменить хорошо выстроенной системой профессиональной ориентации - чтобы как можно большая часть абитуриентов приходила в лесные ВУЗы не только за отмазкой от армии и легко получаемым дипломом, но и за профессиональными лесными знаниями. Понятно, что полностью решить эту задачу одна только профориентация не может, но может частично.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 19:54 

Сообщения: 9362
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Редактор новостей писал(а):
собака лесная писал(а):
Школьное лесничество, МАЛ и прочие альтернативные организации это всего лишь дополнение к основному школьному образованию. Именно качественного школьного образования и не хватает у большинства абитуриентов для нормального учебного процесса в ВУЗе.
Да, полностью согласен. Качественного школьного образования очень не хватает, и это проблема далеко не только лесного образования и лесного комплекса. И это прямое следствие того, что государству нашему "умные не надобны, надобны верные".
собака лесная писал(а):
Поэтому на Лесное дело идут сейчас те, кому нужно числиться в ВУЗе чтобы отмазаться от армии, потом получить диплом и где нибудь с ним устроиться на не пыльную работу.
А вот это можно хотя бы отчасти изменить хорошо выстроенной системой профессиональной ориентации - чтобы как можно большая часть абитуриентов приходила в лесные ВУЗы не только за отмазкой от армии и легко получаемым дипломом, но и за профессиональными лесными знаниями. Понятно, что полностью решить эту задачу одна только профориентация не может, но может частично.

Профориентация безусловно вещь полезная. Но пока отрасль не станет привлекательной в плане хотя бы зарплат, такое положение вещей будет сохраняться. В 80-е годы поступало большое количество медалистов и краснодипломников, сейчас даже близко этого нет. Работа в лесхозе была достаточно хорошо оплачиваема по тем меркам.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 19:55 

Сообщения: 1001

Спорить на эту тему бессмысленно, но мой опыт показывает что хороший преподаватель практически из любого дебила может сделать сносного специалиста, но если преподаватель дебил то ситуация практически безнадёжна, сносный специалист получится разе что из какого нибудь Ломоносова. Во время службы видел отличных радистов не вписывающихся в систему Ломбразо, потому что в учебке с него наушники не снимали пока он приём - передачу не выучит или с ума не сойдёт. А мои сокурсники в гражданском ВУЗе и я тоже, даже азбуку Морзе хреново выучили.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 19:58 

Сообщения: 9362
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

колыван писал(а):
Спорить на эту тему бессмысленно, но мой опыт показывает что хороший преподаватель практически из любого дебила может сделать сносного специалиста

Не сделает. Хотя бы пор причине того что хреновый студент это тот, кто не привык трудиться, а это закладывается в школе. Ну а если он ещё и "дебил", то тут вообще гиблое дело.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 20:00 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35341

собака лесная писал(а):
Но пока отрасль не станет привлекательной в плане хотя бы зарплат, такое положение вещей будет сохраняться.
Конечно. Поэтому процесс подготовки профессиональных кадров и должен занимать около полутора десятилетий (от старших классов школы до обустройства молодых специалистов на приличных местах работы), с ясностью насчет дальнейшего профессионального роста. Ни один кусочек этого процесса сам по себе, даже если наладить его самым наилучшим образом, эффективно работать не будет. Даже если поднять российские лесные ВУЗы до лучших мировых стандартов - пока в отрасли почти нет перспектив для хорошо оплачиваемой и уважаемой работы, и дальнейшего профессионального роста выпускников, они в основном будут уходить в другие отрасли или (при высоком качестве обучения) в лесное хозяйство более благополучных стран.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 20:05 

Сообщения: 1001

Не такая уж жизнь и линейная штука, сомневаюсь, что хороший мальчик из детского сада станет школьным медалистом, а школьный медалист двинет куда то, что нибудь, хоть лесную науку. Закалка не та.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сегодня, 19:45 

Сообщения: 9362
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

колыван писал(а):
Не такая уж жизнь и линейная штука, сомневаюсь, что хороший мальчик из детского сада станет школьным медалистом, а школьный медалист двинет куда то, что нибудь, хоть лесную науку. Закалка не та.

Не сомневайтесь! Один медалист и двое отличников (из пяти), направленных мною на лесное дело, закончили ВУЗ. Один закончил и аспирантуру, трудится в отрасли, в частной лесоустройке. Двое, поработав по году, за зарплату в 13 тысяч в лесничестве, бросили это гиблое дело. Настоящий медалист или школьный отличник, это как правило человек умеющий трудиться по настоящему.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 минуты назад 

Сообщения: 84

собака лесная писал(а):
Пока что не с преподавателями проблемы, а с абитуриентами. Что хотите от преподавателей, если проходной балл не более 160 (за 4 экзамена)? Это троечники. В 1983 году при поступлении по общему конкурсу проходной балл был 19,5 , с учётом аттестата. И шли по этому конкурсу всего 19 человек из 120-ти. А сейчас на 125 мест подавших заявления человек 150. Даже конкурса практически нет! Преподаватель должен материал давать, а приходится в течение года первокурсника подтягивать до нужного уровня. В 80-е эти студенты, от доцента Юшковской К.Л., строем бы уходили после первой сессии, кто в армию, кто в академ.


Если так "пиарить" работу в лесу, как, например, это делается на этом форуме, конечно нормальный человек 7 раз подумает, прежде чем поступать на "лесное хозяйство". В целом выпускники лесных специальностей даже аграрных университетов вполне себе нормальные адекватные люди, которые уже через год, набравшись опыта, становятся хорошими специалистами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 минут назад 

Сообщения: 84

колыван писал(а):
Очень много необходимо сделать, что бы в будущем не исчезли лесные специалисты. Первым делом прекратить называть специалистами огородников из сельхозинститутов, и других шаражек, это девальвация образования. Да и в лесных институтах огромные пробелмы с преподавателями. Единственный выход усиливать их кадрами из госуниверситетов и варягами из за рубежа. В наличии кадров в отраслевых НИИ я сильно сомневаюсь.


Я надеюсь, Вы несете свет будущим специалистам в местном аграрном университете, с целью уменьшить долю преподавателей-дебилов, как вы выразились? Ведь именно производственники имеют бесценный опыт, которым не сможет поделиться препод из госуниверситета и тем более варяг. В Омске, например, преподавал Михальчук Василий Николаевич, лесоустроитель с 40-летним стажем. Отличный человек и учитель.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: менее минуты назад 

Сообщения: 9362
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Лом Сибирь писал(а):
собака лесная писал(а):
Пока что не с преподавателями проблемы, а с абитуриентами. Что хотите от преподавателей, если проходной балл не более 160 (за 4 экзамена)? Это троечники. В 1983 году при поступлении по общему конкурсу проходной балл был 19,5 , с учётом аттестата. И шли по этому конкурсу всего 19 человек из 120-ти. А сейчас на 125 мест подавших заявления человек 150. Даже конкурса практически нет! Преподаватель должен материал давать, а приходится в течение года первокурсника подтягивать до нужного уровня. В 80-е эти студенты, от доцента Юшковской К.Л., строем бы уходили после первой сессии, кто в армию, кто в академ.


Если так "пиарить" работу в лесу, как, например, это делается на этом форуме, конечно нормальный человек 7 раз подумает, прежде чем поступать на "лесное хозяйство". В целом выпускники лесных специальностей даже аграрных университетов вполне себе нормальные адекватные люди, которые уже через год, набравшись опыта, становятся хорошими специалистами.

Да всё просто. ОИВ ежегодно проводит акцию "Лесники открывают двери". И школьники не стесняются задавать вопросы про будущую ЗП. И получают правдивый ответ от представителей ОИВ. Какой ещё "пиар" нужен? И вряд ли кто то из школьников читает лесной форум.
На семинаре руководителей школьных лесничеств просто поинтересовался сколько школьников подали документы на профильные факультеты, в том числе из числа призёров слёта школьных лесничеств. Оказалось что ноль! Поинтересовался в чём причина. Ответ руководителей ШЛ от школ был ожидаем- мизерная по нынешним меркам ЗП. Опять "пиар" виноват?

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Текущее время: 02 июл 2020, 21:51


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: собака лесная, Редактор новостей, SibForester и гости: 25


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100