Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Охрана лесов » Лесные и торфяные пожары
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 июн 2020, 07:03 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35351

Минприроды России подготовило поправки к Правилам тушения лесных пожаров, предусматривающие сокращение зон контроля лесных пожаров (территорий, где лесные пожары разрешается не тушить) до нелесных земель в резервных лесах, то есть с нынешних примерно 45% от общей площади земель лесного фонда до примерно 6%. Проект приказа и сопроводительные документы к нему приводятся ниже.

Зоны контроля лесных пожаров были введены приказом Минприроды России от 8 октября 2015 года № 426. Устанавливать их имеют право уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно действующей редакции Правил тушения лесных пожаров, "в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях" (пункт 5.1 Правил тушения). По состоянию на конец пожароопасного сезона 2019 года зоны контроля занимали примерно 52% от общей площади земель лесного фонда, а сейчас - около 45% (в некоторых регионах они были сокращены или отменены). Региональные комиссии по ЧС и пожарной безопасности могут принимать решения об отказе от тушения лесных пожаров в этих зонах "при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен" (пункт 8.1 Правил тушения). Из-за хронического недофинансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий и нехватки денег на тушение всех пожаров, решения об отказе от тушения пожаров в "зонах контроля" в большинстве регионов принимаются почти автоматически. В 2019 году площадь пожаров-отказников составила 77% от общей площади официально учтенных лесных пожаров во всех лесах Российской Федерации (7,8 из 10,1 млн. га).

Поскольку такая ситуация создает неприемлемые угрозы и для окружающей среды, и для жизни и здоровья людей (например, в прошлом году основная часть опасного задымления крупных городов и густонаселенных районов Сибири была связана именно с пожарами-отказниками), Гринпис предложил сократить зоны контроля до разумного предела, убрав из них леса Северо-Западного федерального округа, леса вблизи поселений и основных объектов инфраструктуры, эксплуатационные леса и отдельные небольшие фрагменты. В этом случае площадь зон контроля сократилась бы чуть больше, чем вдвое по сравнению с прошлогодним уровнем - примерно до одной четвертой общей площади земель лесного фонда. Поскольку территории, которые надо исключить из зон контроля, представлены удаленными и труднодоступными лесами, стоимость тушения пожаров в них значительно выше, чем в нынешних охраняемых лесах. По расчетам Гринпис, такое сокращение зон контроля в ценах 2019 года потребовало бы дополнительного финансинования в 12-15 миллиардов рублей (без учета необходимого повышения финансирования остальных переданных полномочий по охране лесов от пожаров). Подробнее об этом можно прочитать здесь:

Предложения Гринпис по изменению зон контроля лесных пожаров и изменению финансирования соответствующих лесных полномочий

В нынешних ценах, с учетом реального подорожания связанных с тушением пожаров работ, услуг, техники и оборудования, такое сокращение зон контроля потребовало бы дополнительного финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий примерно на 14-17 миллиардов рублей в год.


Минприроды предлагает гораздо более радикальное и трудноисполнимое решение: во-первых, зоны контроля предлагается сократить не вдвое, а почти в девять раз по сравнению с 2019 годом, и во-вторых, зоны контроля предлагается сделать не сплошными территориями, а фактически мелкой нарезкой из нелесных выделов в резервных лесах. На практике это будет означать почти полный отказ от зон контроля - поскольку почти любой крупный пожар даже в самых северных резервных лесах наверняка затронет какой-нибудь лесной выдел, или территорию рядом с ручьем, речкой или крупным озером (которая должна относиться к защитному лесу), а значит, формально отказаться от его тушения уже будет нельзя. Оценить, сколько потребуется дополнительных денег для реального тушения всех пожаров во всех лесах, относящихся сейчас к зонам контроля, не представляется возможным - но это точно будут многие десятки, если не первые сотни, миллиардов рублей.

А теперь самое интересное. В пояснительной записке Минприроды пишет, что "принятие и реализация проекта приказа не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". То есть тушить все лесные пожары на территориях, исключаемых из нынешних зон контроля, Минприроды России предлагает бесплатно, имеющимися силами региональных органов управления лесами и подведомственных им организаций.

Фактически это означает, что реально тушить большинство пожаров в зонах контроля по-прежнему никто не будет (поскольку денег на это нет, и взять их большинству регионов будет неоткуда), но дополнительные силы и средства придется тратить или на имитацию тушения, или на сокрытие сведений о пожарах. От такого как бы сокращения зон контроля реальной пользы для охраны лесов от огня не будет, и меньше гореть леса не станут.


Вот проект этого приказа с сопроводительным письмом в Рослесхоз и пояснительной запиской:








По состоянию на утро 20 июня 2020 года площадь пожаров-отказников (пожаров в зонах контроля, по которым приняты решения об отказе от тушения) составляет 93,2% от общей площади всех официально учтенных действующих лесных пожаров в Российской Федерации. Вот так изменялись площади действующих лесных пожаров, в том числе пожаров-отказников, с начала пожароопасного сезона согласно официальным сводкам ФБУ "Авиалесоохрана":



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июн 2020, 10:55 

Сообщения: 620

Редактор новостей писал(а):
От такого как бы сокращения зон контроля реальной пользы для охраны лесов от огня не будет, и меньше гореть леса не станут.

Это скорее имитация какой-то деятельности, чем реальное решение проблемы. Вначале ввели зоны контроля, потом отказываются от них без какого- либо обоснования того и другого. При том подходе можно ожидать, что завтра опять введут зоны контроля после того как регионы будут сообщать о невозможности тушения ландшафтных пожаров по экономическим соображениям. Так можно продолжать бесконечно создавать видимость решения проблемы, а результата не будет.
Для начала всё-таки следует определиться с научным подходом к этой проблеме, разработать конечные цели и способы решения их. Если сейчас нет возможности по экономическим соображениям сразу решить проблему, то следует наметить поэтапное ее решение. В целях экономии средств необходимо ранжировать лесные территории по пожароустойчивости и др. значимым пожарным показателям, что позволит с учетом погодных условий как текущих, так и прогнозируемых не бросать силы и средства на любое возгорание немедленно, а реагировать более адекватно. При таком подходе какую-то часть пожаров можно будет просто не тушить ожидая, что существенного ущерба и вреда от них не будет. Это может быть, например, связано как с высокой пожароустойчивостью конкретных насаждений, так и с погодными условиями неблагоприятными для развития пожаров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июн 2020, 11:44 

Сообщения: 148
Откуда: оттуда

И после этого передать тушение в авиазоне на федерацию....
хитрый ход МПР по добиванию лесного ведомства... )))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июн 2020, 16:36 

Сообщения: 772

Редактор новостей писал(а):
А теперь самое интересное. В пояснительной записке Минприроды пишет, что "принятие и реализация проекта приказа не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". То есть тушить все лесные пожары на территориях, исключаемых из нынешних зон контроля, Минприроды России предлагает бесплатно, имеющимися силами региональных органов управления лесами и подведомственных им организаций.

Фактически это означает, что реально тушить большинство пожаров в зонах контроля по-прежнему никто не будет (поскольку денег на это нет, и взять их большинству регионов будет неоткуда), но дополнительные силы и средства придется тратить или на имитацию тушения, или на сокрытие сведений о пожарах. От такого как бы сокращения зон контроля реальной пользы для охраны лесов от огня не будет, и меньше гореть леса не станут.
Трудно согласиться с такими выводами. Минприроды предлагает не тушить (приостанавливать, прекращать тушение) пожары на нелесных землях. Это выглядит вполне логично и отвечает запросам по уменьшению зон контроля. Логично потому, что, опять же, трудно согласиться с тем, что нелесные земли – это «фактически мелкая нарезка из нелесных выделов в резервных лесах». Эта мелкая нарезка может составлять тысячи гектаров, на которых тушение не только не приносит никакого эффекта (поскольку, по сути, нет ущерба), но и требует больших финансовых затрат.

При принятии этих поправок действительно не потребуется никакого дополнительного финансирования из бюджета. Но откуда вывод, что на оставшейся (большей) части резервных лесов пожары будут тушиться бесплатно? Ведь раньше никто и ничто не имитировал - их просто не тушили и все! А сейчас тушить будут обязаны! А поскольку обязаны, то принцип "есть пожары – есть финансирование, нет пожаров – нет финансирования" сохраняется при любом раскладе. Смысл что-либо утаивать?!

Хорош он (этот принцип) или плох – это уже другой вопрос, однако…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2020, 00:12 

Сообщения: 122

Данный приказ готовили люди, которые очень далеки от тушения лесных пожаров. Существующая методика распределения субвенций не предполагает выделение финансирования на исполнение переданных полномочий в резервных лесах, в том числе и тушение лесных пожаров. Заигрались ребята в МПР.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2020, 02:27 

Сообщения: 772

Не подскажите ли нормативный акт?!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2020, 04:38 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35351

Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации:



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2020, 05:42 

Сообщения: 772

Да, при расчете субвенции не учитывается площадь резервных лесов. Но, по логике вещей, субвенция на тушение лесных пожаров также не имеет ничего общего с реальным положением дел, поскольку нельзя заранее предугадать, сколько будет потрачено финансовых средств на тушение лесных пожаров. Фактические затраты, понесенные субъектами на тушение лесных пожаров (в том числе в резервных лесах), выплачиваются в соответствии с «Правилами расходования и учета средств….» из нераспределенного резерва. Безусловно, очень неэффективно (утром стулья, вечером деньги), но фактические расходы на тушение лесных пожаров в резервных лесах оплачиваются.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2020, 07:23 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35351

Нераспределенный резерв - это всего пять процентов субвенций. Из них значительная часть тратится на действия, не связанные с пожарами (например, на обработку лесов от сибирского шелкопряда и др.). То, что может быть потрачено на тушение пожаров из нераспределенного резерва лесных субвенций - это максимум первые проценты от того, что было бы нужно на тушение лесных пожаров в резервных лесах. Не следует забывать и о том, что и на остальные леса денег выделяется во много раз меньше, чем реально необходимо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 июн 2020, 14:12 

Сообщения: 32

Редактор новостей писал(а):


Если говорить упрощенно, то фраза про "...на 1 га эксплуатационных и защитных лесов..." говорит только о том, что для расчета объема за цену единицы берутся затраты по эксплуатационным и защитным... но из этого не следует, что деньги нельзя тратить на пожары в резервных лесах. Это всего лишь формула расчета. Тем более что Правила тушения предусматривают возможность тушения в резервных лесах.
Кстати, при расчета "Кппкi" используется вся площадь!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 июн 2020, 14:29 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35351

Тратить-то можно, конечно. Было бы что тратить...

Поправочный коэффициент действительно считается для всех лесов. Но он влияет не на сумму субвенций, как и вообще вся "Методика ...", а только на то, как эти субвенции делятся между субъектами РФ. Так что если у какого-то региона коэффициент будет больше единицы - это значит, что другим достанется меньше.

Методика распределения субвенций - это "лесной тришкин кафтан". В рамках этой методики латание одних бюджетных дыр происходит за счет образования или увеличения других.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Текущее время: 04 июл 2020, 11:44


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100