Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21 май 2020, 09:21 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35159

Минприроды и Рослесхоз предлагают обязать арендаторов и других пользователей лесных участков тушить лесные пожары. Эти предложения уже включены в большой законопроект о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, формально подготовленный председателем профильного комитета Госдумы депутатом Николаевым и уже месяц назад направленный в Правительство РФ для согласования. Позиция правительства по законопроекту в целом пока неизвестна, но предложения, касающиеся тушения лесных пожаров арендаторами, насколько известно, будут одобрены. Подробнее про этот законопроект можно прочитать здесь:

Рослесхоз, Минприроды и Госдума готовят большие поправки к Лесному кодексу - про расширение ЕГАИС, тушение пожаров арендаторами и многое другое


Что конкретно предполагается изменить в Лесном кодексе РФ в части, касающейся ответственности арендаторов за тушение лесных пожаров, согласно этому законопроекту?

Сейчас соответствующая часть Лесного кодекса (ч.2 ст.53.4) выглядит так - эта формулировка была внесена в кодекс после катастрофических лесных пожаров в Средней полосе в 2010 году:

"2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара".


Законопроект предлагает изменить эту часть, и добавить еще одну, насчет именно тушения:

"2. Юридические лица и граждане, обнаружившие лесной пожар, обязаны сообщить о лесном пожаре с использованием единого номера вызова экстренных оперативных служб «112».

2.1 Арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута, обеспечивается выполнение мероприятий по тушению лесного пожара, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 части 1 настоящей статьи
".

Исключения, предусмотренные пунктами 4.1 и 4.2 - это взрывные работы и искусственное вызывание осадков при тушении пожаров; они относятся к федеральным полномочиям, и Рослесхоз ни с кем ими делиться не хочет. Но реальный вклад взрывных работ и искусственного вызывания осадков в тушение лесных пожаров настолько невелик, что на эти исключения можно не обращать внимания.


Что на практике означают предлагаемые новые формулировки?

Они означают, что арендаторы и другие лица, использующие лесные участки, будут обязаны обеспечить процесс тушения лесного пожара, или пожаров - но они не будут обязаны обеспечить результат. Это вообще традиционная беда нашего лесного и смежного законодательства: оно регулирует процессы, но не устанавливает требования к результатам, и не создает почти никаких мотивов к достижению этих результатов. Это касается не только охраны лесов от пожаров, но и воспроизводства лесов, защиты их от вредителей и болезней, всего комплекса лесоучетных работ, охраны, надзора и контроля, и т.д.

К тому же, новые требования (обеспечить выполнение мероприятий по тушению лесного пожара) по сути не сильно отличаются от старых (принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара) - поскольку тушение лесного пожара в основном как раз и состоит в недопущении его распространения. На лесном пожаре тушат именно кромку, то есть окаймляющую пожар полосу, где происходит активное горение и распространение на еще не пройденные огнем площади. Если кромку удается потушить и остановить распространение огня на новые площади - то все остальное внутри контура пожара тухнет само по мере догорания или дотлевания остатков лесных горючих материалов. Так что "недопущение распространения лесного пожара" (или, иными словами, локализация этого пожара) - это основная часть тушения.

Фактически обязанности как-то участвовать в тушении лесных пожаров на своих лесных участках были и раньше. Новая формулировка конкретнее старой, но изменения не принципиальны - арендатор по-прежнему будет обязан обеспечить выполнение каких-то мероприятий, но при этом по-прежнему не будет отвечать за их результат. Тушил? Молодец - требования закона выполнил. Но при этом сгорело все, что могло сгореть до сильных дождей или снега? Да, сгорело - но закон не требует, чтобы не сгорело, и за это не предусматривается никакой ответственности.

Ответственности действительно нет почти никакой. Если пожары, даже катастрофические, не затрагивают те участки леса, которые должны поступить в рубку в течение действия проекта освоения лесов (проекты по закону составляются на десять лет) - арендатор в обозримом будущем может вообще ничего не потерять. Если сильно затрагивают - то, конечно, проект освоения придется переделать, но это для большинства арендаторов вполне рутинная процедура. Может быть, придется дополнительно потратиться на строительство инфраструктуры, если сгорят наиболее доступные для заготовки древесины леса - но это тоже изменения не принципиальные. Конечно, при самых катастрофических пожарах арендатор может потерять почти все - но это исключительные случаи, которые при традиционном для нашего лесного сектора уровне разгильдяйства заранее мало кого волнуют.

О более отдаленном будущем - за пределами сроков действия проектов освоения лесов - мало кто из арендаторов думает. Причина - не в какой-то особенной непутевости наших лесопромышленников, а в том, что "правила игры" (лесные законы, правила, платежи, налоги, права и обязанности и т.д.) меняются так часто и бессистемно, что предсказать условия и перспективы работы абсолютного большинства лесных предприятий больше чем на пять-десять лет вперед просто невозможно. Поэтому на практике горизонт планирования у большинства российских лесопользователей не превышает нескольких лет, в лучших случаях - одного-двух десятилетий. Если не сгорело то, что предполагалось срубить за эти несколько лет, то пожары могут и не восприниматься лесопользователями как какая-то серьезная проблема.

Конечно, есть и такие арендаторы, которые пытаются планировать свою работу на десятки лет вперед, и которые воспринимают потери лесов при крупных пожарах как свою большую беду. Но они и сейчас стараются не допускать пожаров или тушить их на самых ранних стадиях, часто даже вполне успешно. Для таких арендаторов формальное изменение ответственности за обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров будет означать лишь потерю надежды на хоть какую-то компенсацию государством расходов на тушение (но, отметим, государство и так компенсирует эти расходы далеко не всегда и не везде).

Так что, по большому счету, предлагаемые поправки вряд ли сильно повлияют на тушение лесных пожаров арендаторами лесных участков. Кто раньше не особенно тушил - теперь должен будет изображать тушение, не сильно заботясь о его результатах. Кто раньше нормально тушил - видимо, будет и дальше нормально тушить, но может пострадать финансово.


Что же делать, чтобы лесопользователи берегли леса от огня?

Самая очевидная и необходимая мера - установление прямой и ясной связи между потерями лесов от пожаров и разрешенными для каждого конкретного лесного участка объемами заготовки древесины. Сейчас такой связи нет - гибель лесов от огня влияет на допустимые объемы заготовки древесины лишь косвенно и с большой задержкой, в основном через изменение расчетной лесосеки при лесоустройстве. Но и методика исчисления расчетной лесосеки не предусматривает в явном виде учета непроизводительных потерь лесов, в том числе от пожаров. Фактически лесозаготовители и лесные пожары конкурируют за один ресурс - древесину, и действуя совместно, опустошают леса значительно быстрее, чем лесозаготовители сами по себе и пожары сами по себе. Но при этом разрешенные объемы заготовки древесины рассчитываются так, как будто бы никаких потерь, вызванных пожарами, нет.

Необходимо принципиально изменить этот подход таким образом, чтобы при оценке допустимых объемов заготовки древесины в полной мере учитывались ее потери в результате лесных пожаров. Потери, вызванные лесными пожарами, должны вычитаться из установленного ежегодного объема заготовки древесины для каждого лесного участка - причем потери не только спелых лесов (тех, где можно рубить сейчас), но и более молодых (тех, где можно было бы рубить в отдаленном будущем). Это будет совершенно логично и справедливо с точки зрения одного из основных формальных принципов лесного законодательства - обеспечения непрерывного и неистощительного использования лесов. Если вины лесопользователя в возникновении и распространении пожара нет, или она не доказана - вместе с изменением ежегодного объема заготовки древесины должна корректироваться и арендная плата; но объем заготовки должен меняться быстро и жестко. Тогда каждый арендатор будет совершенно искренне заинтересован в максимально возможной и результативной охране лесов от пожаров.

Технически это сейчас вполне исполнимо - в рамках системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз реализован механизм расчета гибели лесов и потерь древесины от огня, причем не только непосредственно при пожаре, но и в следующие три года из-за послепожарного отпада. Разумеется, в силу особенностей дистанционного мониторинга этот механизм не подходит, или ограниченно подходит, для пожаров малой площади (до первых сотен гектаров) - поэтому пока автоматический пересчет установленных объемов заготовки древесины нужно сделать обязательным только для крупных и катастрофических пожаров. Но именно на крупные и катастрофические пожары приходится основная часть пройденных огнем лесов, и тем более лесов, погибших от огня - поэтому такого автоматичекого пересчета уже будет достаточно для существенного изменения ситуации с лесными пожарами.


И напоследок - официальные цифры, характеризующие масштабы проблемы (по сгоревшим насаждениям - это уже окончательные данные, опубликованные в ЕМИСС; по объему заготовки древесины - пока предварительные, окончательные еще не опубликованы):

объем учтенной заготовки древесины в России в 2019 году - 219,2 млн. м3;

объем древесины сгоревших лесных насаждений в России в 2019 году - 313,3 млн. м3.

Так что даже по официальным данным в нашей стране за год сгорает больше древесины, чем заготавливается лесопользователями. Реальные потери, в том числе за счет лесов, не имеющих никакого официального статуса, еще больше.


Лесной пожар в Иркутской области в 2019 году. Автор фотографии - Игорь Подгорный


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 май 2020, 20:21 

Сообщения: 21

Такое решение может быть оправдано, если его не делать обременением, а оплачиваемой обязанностью
Надо перевести аренду в госудаственно- частное партнёрство по ФЗ -224 и устанавливать арендную плату с учётом расходов на охрану, защиту и воспроизводства лесов.
При обременении будут имитировать работу и составлять нужные отчёты.
Лес от пожаров имитация не спасёт.
СПАСУТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ.
ТАК УСТРОЕНО КОНЦЕССИОННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 май 2020, 20:27 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35159

Философ Сократ писал(а):
Такое решение может быть оправдано, если его не делать обременением, а оплачиваемой обязанностью
В предложенном варианте это именно обременение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 май 2020, 13:51 

Сообщения: 144
Откуда: оттуда

Редактор новостей писал(а):
Философ Сократ писал(а):
Такое решение может быть оправдано, если его не делать обременением, а оплачиваемой обязанностью
В предложенном варианте это именно обременение.

А где интересно там прописано обязательство выполнять работы за свой счёт, а не за федеральные деньги, как это прописано в законодательстве сейчас?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 май 2020, 14:05 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35159

В действующем законодательстве прямо прописано, что субъект РФ получает деньги в составе лесных субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров в том числе на леса, переданные в аренду (за исключением денег на приобретение техники и оборудования, расходов на вызывание осадков и взрывные работы).

Но в действующем законодательстве не сказано, что субъект РФ обязан компенсировать арендатору соответствующие расходы, если арендатор будет тушить лесные пожары. И на практике в разных регионах это понимается по-разному. Да и денег на реальное тушение всех пожаров в составе лесных субвенций, особенно для северных, сибирских и дальневосточных регионов, просто нет - поэтому если все арендаторы в сильно горящих регионах будут претендовать на компенсацию всех расходов по тушению всех пожаров, компенсировать будет просто неоткуда.

Так что по факту это обременение. Думаю, что и замысел законодателей в основном в том, чтобы уменьшить расходы бюджета на охрану арендованных лесов от пожаров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 май 2020, 14:08 

Сообщения: 144
Откуда: оттуда

тушение лесных пожаров это переданные полномочия, которые должны финансироваться за счет федерального бюджета в полном объёме, соответственно компенсация затрат та тушение любого лесного пожара обязанность федерального бюджета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 май 2020, 14:15 

Сообщения: 144
Откуда: оттуда

Редактор новостей писал(а):
Так что по факту это обременение. Думаю, что и замысел законодателей в основном в том, чтобы уменьшить расходы бюджета на охрану арендованных лесов от пожаров.

Так в принципе и зачем нам тогда лесопожарные службы содержать за счёт арендных денег и налогов? Можно пойти ещё дальше и вменить собственникам и арендаторам тушение пожаров в жилых домах и объектах экономики...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 май 2020, 15:25 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35159

Muxacb писал(а):
тушение лесных пожаров это переданные полномочия, которые должны финансироваться за счет федерального бюджета в полном объёме, соответственно компенсация затрат та тушение любого лесного пожара обязанность федерального бюджета.
Да, это логично. Но с другой стороны - воспроизводство лесов это тоже переданные полномочия, точно такие же, как тушение пожаров.
ст. 83 ЛК РФ писал(а):
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: ... 6) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;
Но на арендованных лесных участках воспроизводство лесов (точнее, в подавляющем большинстве случаев имитация воспроизводства лесов) проводится арендаторами без какой бы то ни было компенсации со стононы государства. Так что понимать можно по-разному. На практике, думаю, пониматься это будет так, что "крайними" окажутся арендаторы.

А тушение лесных пожаров может в такой же степени превратиться (где еще не превратилось) в имитацию тушения, в какой воспроизводство лесов давно уже превратилось в имитацию воспроизводства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 май 2020, 16:08 

Сообщения: 144
Откуда: оттуда

В имитации воспроизводства можно требовать и показывать результаты поставленных целей из запланированных на это средств.
А как быть с лесными пожарами?
Хотя, если финансирование будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством, то имитация этой деятельности будет весьма выгодна. Как удобно будет соорудить пожар неизвестным лицом и героически его потушить, заодно починив всю сломанную технику с возмещением затрат. ;)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Текущее время: 29 май 2020, 15:32


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Константин Кобяков, земеля и гости: 95


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100