Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 апр 2020, 16:32 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35190

Письменные обращения - это один из самых массовых и легко организуемых методов работы с природоохранными нарушениями и важная составляющая в решении экологических проблем. Во многих случаях письменные обращения являются обязательной частью работы, без которой затронутый вопрос заведомо не может решиться. Более того, обращения зачастую входят в состав других методов. Например, сборы подписей проводятся под каким-то обращением, при проведении различных видов собраний граждан используются резолюции, которые после мероприятия направляются адресату, сами лозунги - это краткое содержание таких резолюций и т.д. Эффективность применения данного метода сильно зависит от качества работы с письменными обращениями. Минимально необходимая информация изложена ниже.


Юридические основы и общие правила написания обращений

Возможность направления в органы государственной власти и органы местного самоуправления письменных обращений - это базовое право, которым обладает любой гражданин Российской Федерации. Причём это право - конституционное, так как отражено в ст.33 Конституции Российской Федерации ("Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления"). Подробно данное право раскрывается в Федеральном законе от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - основном законе по вопросам обращений граждан. В частности, в статье 2 говорится, что "граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам". Стоит отметить важный момент, что законодательством граждане и любые объединения граждан приравниваются. То есть общественная организация, вне зависимости от её организационно-правовой формы и наличия/отсутствия регистрации юридического лица, имеет те же права, что и отдельный гражданин.

При написании письменных обращений важно знать какими правами и обязанностями обладает как отправитель, так и адресат (в нашем случае конкретный чиновник, который получит ваше обращение). Для удобства номера статей приводим в скобках.

В обращении вы обязаны (ст.7):

1.Указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, или ФИО и должность должностного лица, которым вы пишете;

2. Указать свои ФИО, почтовый адрес (и/или электронный адрес);

3. Изложить суть обращения;

4. Поставить личную подпись и дату.

Кроме формальных требований, также необходимо придерживаться делового этикета, обращаться к должностным лицам на "вы", в необходимых местах писать слова "уважаемый", "с уважением". Обращения необходимо составлять максимально официально, точно, и, по возможности, кратко, стараясь избегать излишней эмоциональности, вольных трактовок законодательства, лишних слов и оборотов.

При направлении обращений вы имеете право (ст.5):

1. Получать ответы по существу поставленных в обращении вопросов (включая уведомления о переадресации письменного обращения);

2. Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

3. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

4. Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения.

В свою очередь чиновники обязаны (ст.8,10):

1. Обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Под своевременным подразумевается срок рассмотрения обращения в течение 30 дней со дня регистрации вашего письма, в исключительных случаях - 60 дней (ст.12);

2. Переслать тем, кто компетентен, если это не они сами, и уведомить вас об этом;

3. Не направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;

4. Дать ответы по существу поставленных в обращении вопросов (включая уведомления о переадресации письменного обращения).

Кроме того, важно отметить, что информация в ответах должна быть достоверной. Это отражено в ст. 4, 8, 11 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В случае, если речь идёт об экологической информации, то также можно руководствоваться ст. 11-13 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

К сожалению, на практике вышеуказанные положения законодательства нередко нарушаются. Самыми распространёнными нарушениями являются: отсутствие ответа в срок; отсутствие ответа как такового; ответ дан не по существу поставленного вопроса; ответ рассмотрен не всесторонне (например, вы задали три вопроса, а вам ответили только на один); ответ не переслан в уполномоченный орган; ответ направлен тому, на кого вы жалуетесь; ответ, в котором указана недостоверная информация. Во всех этих случаях необходимо жаловаться в органы прокуратуры.


Рис. 1. За нарушение срока рассмотрения обращения и.о. вице-премьера Республики Удмуртия было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.


При этом важно помнить, что чиновники имеют право отказать в рассмотрении обращения по следующим причинам (ст.11):

1. В обращении отсутствуют ваши ФИО и/или обратный адрес (анонимные письма запрещены, а без адреса ответ просто некуда отправлять);

2. В обращении обжалуется судебное решение (его можно обжаловать только в суде);

3. В обращении присутствуют нецензурные выражения, угрозы;

4. Обращение невозможно прочитать (если у вас неразборчивый почерк, старайтесь набирать обращения на компьютере);

5.Если вы посылаете одинаковые письма, на которые вам уже давали ответы, без новых доводов;

6. Если нельзя при этом не раскрыть государственную или иную тайну.



Куда и как отправлять письменные обращения

Куда направить ваше обращение - зависит от характера этого обращения и от сути проблемы. Если вы достаточно долго работаете с различными нарушениями или другими проблемами, то, как правило, система органов государственной власти уже изучена и поиск необходимого органа не представляет проблем. Что делать, если вы столкнулись с письменными обращениями впервые или вопрос, по которому вы хотите обратиться, находится на стыке разных областей деятельности органов власти? Есть два пути решения данной задачи. Во-первых, вы всегда можете обратиться к вышестоящему органу. На федеральном уровне это может быть Президент РФ, Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Генеральная прокуратура РФ и др. На региональном - Глава региона, Правительство региона, Прокуратура региона. Так как чиновники обязаны пересылать письма в уполномоченные органы власти, то ваше письмо будет "спущено" тем, кто обязан разобраться в вашем вопросе. Во-вторых, вы всегда можете попытаться найти необходимое ведомство самостоятельно. Чаще всего трудности возникают с отысканием нужного органа исполнительной власти. Для этого необходимо зайти на официальный сайт Правительства и посмотреть там структуру органов исполнительной власти. По названию ведомства обычно понятно, за какой перечень вопросов оно отвечает. Для уточнения точных полномочий можно проследовать на официальный сайт выбранного ведомства и просмотреть официально утвержденное положение о нём. В положении о ведомстве всегда приводится перечень всех полномочий, которыми данное ведомство наделено. Для поиска положений также можно воспользоваться правовыми онлайн-базами.

По мнению Гринпис наиболее надёжным способом отправки писем является заказное письмо с уведомлением. При оформлении письма необходимо будет заполнить отдельный бланк уведомления (см. рис. 2). Важно помнить, что уведомление заполняется в обратном порядке, нежели конверт, так как адрес в графе "Куда", в данном случае, это место, куда уведомление должно возвратиться. При заполнении в графе "Для дополнительных отметок отправителя" укажите номер исходящего обращения (если есть) для облегчения идентификации уведомления. После доставки письма получателю, уведомление от него будет отклеено и отправится обратно к отправителю. При этом, если получатель впоследствии ответ на обращение не направит, то уведомление будет служить доказательством того, что ваше письмо было доставлено (его копию необходимо прикладывать к жалобе в органы прокуратуры). Кроме того, движение заказных писем можно отслеживать на сайте Почты России по специальному трек-номеру, который присваивается индивидуально каждому обращению (трек-номер указывается на чеке, поэтому его необходимо сохранять!). В случае, если ответ на ваше обращение не получен, то на сайте Почты России есть возможность распечатать отчёт о передвижении обращения, в том числе о вручении получателю (его также можно прикладывать к жалобе в органы прокуратуры, в том числе, если уведомление по какой-то причине не возвратилось).


Рис. 2. Бланк уведомления


Структура обращений

Обращения могут служить разным целям. С помощью них можно получить необходимую официальную информацию или позицию от государственных органов и органов местного самоуправления, можно предоставить свои предложения по совершенствованию законодательства, заявить о несогласии с позицией властей по какому-то вопросу, пожаловаться на какие-либо нарушения и т.д. В зависимости от этого, наполнение обращения будет разным. Однако в целом все они подчиняются общему правилу построения. Максимально обращение состоит из четырёх частей: Описательная - Доказательная - Требовательная - Приложения. В зависимости от ситуации и вида обращения отдельные части могут отсутствовать.

Рассмотрим эту структуру на примере жалобы. В первой части нужно описать суть нарушения, с которым вы столкнулись. В первую очередь необходимо ответить на вопросы "Когда?", "Кем?", "Где?", "Что?" было обнаружено. Главное, чтобы получатель обращения смог однозначно разобраться в том, что произошло. Во второй части необходимо доказать, что то, что вы нашли, является нарушением и что то ведомство, в которое вы обратились, обязано реагировать на нарушения подобного рода. Делается это с помощью отсылки к законодательным нормам. Данная часть не является обязательной, но её наличие резко увеличивает вероятность того, что вы не получите "отписку". Кроме того, грамотное обращение повышает ваш авторитет в глазах чиновников, а также помогает им быстрее разобраться в волнующей вас проблеме. В третьей части необходимо изложить требования, которые должны быть конкретными. Чаще всего они состоят из двух частей. В одной требуется устранение нарушений действующего законодательства, в другой - привлечение виновных к установленной законодательством ответственности. В приложения выносят различную техническую информацию, которая загромождает текст письма. Обычно это схемы расположения нарушений, фотографии, списки координат точек с нарушениями, дополнительные описания и т.д.






Техническая организация работы с обращениями

Для эффективной работы с обращениями очень важно правильно организовать техническую часть. Это помогает не терять входящие письма, легко разыскивать старые исходящие письма, вовремя реагировать на отсутствие ответа и т.д.

Вот несколько шагов, которые сильно облегчат работу с обращениями.

Придумайте свою нумерацию обращений. Наличие номера поможет однозначно идентифицировать обращение. Самые простые системы основаны только на данных о номере и годе. Например "№/год", "год/№". Возможно использование и более сложных систем, если в этом имеется необходимость.

Если обращения пишутся от организации, то целесообразно разработать и использовать специальную "шапку" для писем, в которой нужно разместить полное название организации, почтовый и электронный адреса, телефон, логотип организации, строки, в которые будут вписываться номер письма и дата отправления.

Если обращения пишутся от организации, то также необходимо заранее определить, кто в каких случаях подписывает обращения; разрабатывается система обработки обращений (куда кладутся готовые письма, кто их носит на почту, кто забирает с почты письма по извещениям и т.д.).

Во всех случаях крайне необходимо иметь качественную систему регистрации и учёта исходящих и входящих обращений. Именно благодаря ей письма не будут теряться. Это может быть простая таблица Excel со столбцами: номер письма, дата отправления, наименование ведомства, куда отправлено обращение, тема обращения, ответы на исходные обращения, примечания (см. пример на рис.3).


Рис. 3. Пример системы учёта обращений

В этой же таблице с помощью цвета можно отмечать дополнительные события: вернулось ли уведомление (на примере отмечено зелёным), пришёл ли окончательный ответ (на примере отмечено оранжевым).

Важно отметить, что работать такая система будет только при регулярном и своевременном поддержании.

Кроме вышеперечисленного, важно организовать систему хранения исходящих и входящих обращений. Это может быть скоросшиватель со всеми исходящими/входящими письмами, располагающимися по мере поступления или отдельные папки по каждой теме.


Работа с обращениями для решения системных проблем

После получения достаточно большого опыта написания отдельных писем, можно пытаться выстраивать более сложную работу с обращениями. Она подразумевает детальную проработку стратегии и тактики. Таким образом можно решать большие и сложные проблемы, но важно учитывать, что это всегда будет занимать несколько лет.


А.В.Иванов, руководитель проекта лесного отдела Гринпис


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2020, 10:41 

Сообщения: 970

Да как бы нам системные проблемы решить, маразматичное расходование бюджетных средств (ГИЛ и т.п). Тема была как поставщик хреновеньких снимков (Роскосмос) в лесоустройство лезет - это коррупция или нет? В лесу леса нет, а великая лесная держава есть. Какие то балбесы без образования в руководство отрасли пролазят, не понятно за какие заслуги? Главное красивая отчётность, а что в лесу творится пох, соответственно тот кто красиво рисует и начальству анилингус делает, тот на коне, а кто из леса не вылазит - тот дурачок какой то. Как бы все эти проблемы решать начать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Текущее время: 03 июн 2020, 00:31


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100