Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23 фев 2020, 20:23 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34598

9 января 2020 года Минсельхоз России разместил на специализированном сайте REGULATION проект государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. 13 февраля 2020 года Президентом РФ по итогам декабрьского заседания Госсовета было дано поручение (Пр-234ГС, п.1 а) Правительству РФ обеспечить утверждение государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации с докладами о ходе исполнения до 20 марта 2020 года, и далее - один раз в полгода. Ссылки:

Об утверждении государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации

Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 26 декабря 2019 года

Очевидно, что эта программа может существенно повлиять на состояние земель сельскохозяйственного назначения, и на доступность этих земель для разных видов использования. Вопрос в том, насколько эта программа может повлиять на перспективы использования земель сельскохозяйственного назначения для разных видов лесоводства (лесного фермерства, плантационного лесовыращивания, защитного лесоразведения, восстановления ценных лесных экосистем и т.д.).

Согласно проекту, госпрограмма рассчитана на период с 2021 по 2030 гг., и предусматривает финансирование в размере 1,41 триллиона рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 0,89 триллиона рублей. Одной из целей госпрограммы является вовлечение к концу 2030 года в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 12 000 тыс. гектаров. На первые четыре года действия госпрограммы (2011-2024) приходится максимум финансирования (50,4%), но всего 26,7% от общей площади земель, которые предполагается вовлечь в сельскохозяйственный оборот.




В приложении 5 к проекту госпрограммы цель, связанная с возвращением земель в сельскохозяйственный оборот, детализируется и разделяется на две:

- постановка на государственный кадастровый учет неиспользуемых земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в отношении не менее, чем 12000 тыс. га до конца 2030 года;

- к концу 2030 года вовлечение в оборот 5500 тыс. га сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий.

Фактически это говорит о том, что по 12 миллионам гектаров планируется лишь создать задел для дальнейшего возвращения в сельскохозяйственный оборот, а реально вернуть - лишь 5,5 миллионов. Можно условно считать, что 12 млн. га - это максимальная площадь неиспользуемых земель, которая может быть возвращена в сельскохозяйственный оборот в рамках госпрограммы, а 5,5 млн. га - минимальная.

Как это все влияет на перспективы выращивания лесов на выбывших из прежнего использования землях сельскохозяйственного назначения?

Общая площадь таких земель в Российской Федерации исчисляется многими десятками миллионов гектаров. По данным, которые были приведены на вышеупомянутом заседании Госсовета в декабре 2019 года министром сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушевым, площадь неиспользуемых сельхозземель в России сейчас составляет порядка 44 миллионов гектаров. По расчетам Гринпис, основанным на данных дистанционного мониторинга, площадь таких земель в России, пригодных для роста леса, составляет сейчас около 76 миллионов гектаров. Ссылки:

Заседание Государственного совета по вопросам эффективного сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий

Карта неиспользуемых сельхозземель, потенциально пригодных для выращивания леса

Если исходить из данных Минсельхоза, то после выполнения госпрограммы в России останется 32-38,5 млн. га неиспользуемых сельхозземель, а если из данных Гринпис - то 64-70,5 млн. га. Это в любом случае огромные площади и огромный потенциал для сельского развития. По оценке Гринпис, если все уже занятые лесом бывшие сельхозземли и половина остальных заброшенных земель, пригодных для роста леса (т.е. в сумме около 50 миллионов гектаров), будут использоваться для полноценного лесного хозяйства, это позволит создать в сельских районах страны около ста тысяч постоянных рабочих мест, и в долгосрочной перспективе выращивать примерно столько же древесины, сколько ее сейчас заготавливается во всех "официальных" лесах страны.

При этом за время действия госпрограммы и после ее завершения из сельскохозяйственного использования будут выбывать новые земли, пока не заброшенные, особенно в Нечерноземье. Это связано с совместным действием сразу нескольких факторов: повышением эффективности сельскохозяйственного производства (в результате которого при естественном развитии ситуации это производство все больше концентрируется на лучших землях и в районах с лучшим климатом), урбанизацией и запустением обширных сельских территорий, увеличением рисков в связи с нарастающими изменениями климата и т.д. Пока трудно оценить возможные масштабы забрасывания новых сельхозземель в ближайшие десять-пятнадцать лет, но они вполне могут оказаться сопоставимыми с масштабами возвращения ранее заброшенных земель в сельскохозяйственный оборот в рамках госпрограммы. В таком случае госпрограмма при ее эффективном выполнении будет способствовать лишь перераспределению земель между разными возможными видами использования: сосредоточению сельского хозяйства на наиболее пригодных для него землях и в наиболее пригодных районах, и оставлению наименее пригодных земель под лесоводство.

Еще одной целью госпрограммы является повышение плодородия почв и сохранение устойчивости агроландшафтов к 2030 году на площади не менее 660 тыс. га за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий. Это не очень большая цель: если исходить из того, что в условиях лесостепной зоны приемлемый уровень защищенности пахотных земель обеспечивается при примерно пяти процентах общей площади, занятых защитными лесными насаждениями - то для выполнения этой цели будет достаточно создания всего 33 тыс. га таких насаждений (в среднем 3,3 тыс. га в год). Однако, для выполнения этой цели потребуются во многом те же действия, что и для развития лесоводства на выбывших из использования сельхозземлях: создание и развитие лесных питомников в малолесных районах, подготовка специалистов по лесоразведению в засушливой зоне, обеспечение пожарной и санитарной безопасности лесных насаждений, и тому подобные. То есть поддерживать и развивать агролесомелиорацию и лесоводство на сельхозземлях будет легче и эффективнее, чем каждый из этих видов деятельности по отдельности. Фактически выполнение этой цели госпрограммы будет способствовать развитию лесоводства (а развитие лесоводства - выполнению этой цели госпрограммы).

Кроме того, и госпрограмма, и лесоводство на сельхозземлях будут способствовать достижению одной общей цели - созданию рабочих мест в сельских районах и сокращению оттока населения, и, соответственно, социально-экономическому развитию сельских территорий в целом. А сокращение оттока населения и социально-экономическое развитие сельских территорий, в свою очередь, является одним из необходимых условий как выполнения госпрограммы, так и развитию лесоводства на сельхозземлях. Соответственно, возвращение в оборот неиспользуемых сельхозземель, пригодных для сельского хозяйства, и развитие лесоводства на сельхозземлях, непригодных или менее пригодных, будут взаимно способствовать друг другу.

Таким образом, при разумном и эффективном выполнении госпрограммы вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации взаимное влияние мероприятий, предусмотренных этой программой, и развития лесоводства на сельхозземлях будет положительным.


Примеры лесов на заброшенных землях сельхозназначения в Средней полосе России:





Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2020, 04:02 

Сообщения: 351
Откуда: Новосибирск

А если собственник не хочет пахать? И тем более лес выращивать?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2020, 10:16 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34598

Такая возможность у собственника тоже должна быть - иначе он никакой не собственник, а всего лишь исполнитель чужой воли.

Государство должно стимулировать оптимальное использование земельных участков собственниками, с одной стороны, правилами (но они не должны быть чрезмерными - иначе получится такая же беспросветная хрень, как сейчас с государственными лесами), а с другой - налогами и дотациями (в Нечерноземье в современном мире сельское и лесное хозяйство в большинстве случаев не может не быть дотационным).

Конечно, даже если установить самые разумные правила и налоги, и обеспечить собственников приемлемыми дотациями на правильное лесовыращивание - в ближайшие годы ситуация сильно не изменится. Просто потому, что в большинстве сельских районов уже не осталось людей для обработки земли, нет транспортной и социальной инфраструктуры, чтобы сделать жизнь в этих районах привлекательной, да и государству нашему, даже если оно вдруг начнет делать правильные вещи, большинство думающих и деятельных граждан в первые годы просто не поверит. Ну и специалистов не хватит, чтобы сразу значительный подъем лесоводства на сельхозземлях обеспечить.

Но ведь и с возвращением неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот будет примерно такая же история. Деньги, чтобы их вернуть, государство, допустим, выделит. А чтобы поддерживать их сельскохозяйственное использование? А чтобы обеспечить потенциальных хозяйственников приемлемыми условиями жизни на земле? Планируется создать специальную госструктуру - "Федеральный Фонд по управлению землями сельскохозяйственного назначения" - но это для управления, а не для хозяйствования; собственно хозяйству она, я думаю, не сильно поможет.

Так что проблемы с развитием лесоводства и сельского хозяйства на неиспользуемых сейчас землях будут примерно одинаковые. Но если будут разрешены два возможных варианта использования этих земель по выбору собственника - для сельского хозяйства или для лесоводства - шансов на то, что эти земли будут со временем возвращены хоть в какое-то хозяйство, будет значительно больше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2020, 16:49 

Сообщения: 351
Откуда: Новосибирск

Говорил уже и еще раз повторю. ИМХО под соусом всей этой возни на тему земель сельхозназначения государство таки разглядит, что на этой земле вырос лес, заставит поставить его на все учеты и вести соответствующее хозяйство. И, разумеется, бодро отчитается об успехах в лесной отрасли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2020, 16:58 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34598

Если государство возьмется регулировать хозяйство в этих лесах так же, как оно регулирует хозяйство в своих лесах на землях лесного фонда - тогда, конечно, ничего хорошего не получится. Все утонет в безумных правилах и бумагообороте, и просто площадь официальных лесов вырастет еще на несколько процентов с таким же беспросветным бардаком, как и везде в этих официальных лесах.

Но иногда и у государственного начальства хватает мозгов, чтобы понять, что хотеть как лучше, а делать как всегда - это шизофрения, ни к чему хорошему не ведущая. И чтобы в стране начало появляться реальное лесное хозяйство, нужно создавать какую-то новую систему, параллельную той, которая сейчас полностью погребена под Минприроды и Рослесхозом. Без создания конкурентной среды - ничего не выйдет с развитием лесного хозяйства в нашей стране. А самый эффективный и безболезненный способ ее создания в секторе лесного хозяйства в обозримом будущем (в ближайшие несколько десятилетий) - это обеспечение возможностей для лесоводства на брошенных землях сельхозназначения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 09:37 

Сообщения: 16

Побывал в Вологодской области, там вовсю рубят лес на землях сельхоз угодий. Хороший лес, должен заметить. Поспрашивал на каких основаниях - пожимают плечами. Но , главное, никакой очистки, вырубленные площади захламлены дальше некуда... Причем администрации всех уровней в курсе! А как же пожароопасный период??? Одной рукой пишем - другой зачеркиваем???


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вчера, 22:47 

Сообщения: 2637
Откуда: ПФО, УрФО, СЛ-Т 1988, УГЛТА 1998

кикимора писал(а):
Но , главное, никакой очистки, вырубленные площади захламлены дальше некуда...

А в чем Вы видите вред для природы в оставлении порубочных остатков на месте?? Именно для природы, а не для человека гуляющего по лесу в тапочках.
С точки зрения биогеоценоза, это даже очень полезно.
Нормативно-правовой догматизм и не более.
ИМХО, противотанковые ежи из порубочных остатков на волоках больший вред. Их даже Лоси стороной обходят.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Текущее время: 26 фев 2020, 21:42


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Константин Кобяков и гости: 98


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100