Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 авг 2019, 11:59 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 33239

Приказом Минприроды России от 8 октября 2015 года № 426 в Правила тушения лесных пожаров были внесены изменения, предусматривающие выделение так называемых "зон контроля лесных пожаров" - территорий, на которых допускается отказ от тушения пожаров по решению комиссий по ЧС и ПБ субъектов РФ "при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен". При этом законодательно не были установлены, и не установлены до сих пор критерии и правила выделения "зон контроля", а также принятия решений о прекращении или приостановке тушения.

Отсутствие критериев и правил выделения "зон контроля" привело к тому, что во многих субъектах РФ в них были включены эксплуатационные леса, ближайшие окрестности населенных пунктов и крупных инфраструктурных объектов, некоторые категории защитных лесов в освоенных и населенных районах. Отсутствие критериев и правил принятия решений о прекращении или приостановке тушения в сочетании с нехваткой денег на тушение всех пожаров привело к тому, что в ряде регионов решения об отказе от тушения пожаров в "зонах контроля" стали принимать почти в автоматическом режиме. Это стало одной из главных причин развития крупной лесопожарной катастрофы в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха в 2019 году, и сильного задымления многих густонаселенных районов юга Сибири.

По итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа, прошедшего 31 июля 2019 года в Красноярске, председатель Правительства РФ Д.А.Медведев дал поручение Минприроды России совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов лесной охраны, в том числе установления зон контроля лесных пожаров, в срок до 15 августа 2019 года. Подготовка этих предложений пока проходит в полностью закрытом режиме, и есть опасения, что поручение в части, касающейся "зон контроля", останется невыполненным. В связи с этим Гринпис подготовил свои предложения по изменению зон контроля лесных пожаров и изменению финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий в связи с изменением зон контроля лесных пожаров.


Предложения по изменению зон контроля лесных пожаров

Из установленных в настоящее время зон контроля лесных пожаров необходимо исключить следующие категории лесов и лесных участков:

а) леса в границах Северо-Западного федерального округа - поскольку эти леса находятся относительно близко к наиболее густонаселенным районам Европейско-Уральской России и пожары в них могут приводить к опасному задымлению этих районов, и, кроме того, практически все эти леса доступны для тушения;

б) леса, располагающиеся ближе 10 километров от населенных пунктов, железных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения, заповедников и национальных парков - поскольку при возникновении пожаров на таком расстоянии угроза перехода огня на заповедники, национальные парки, населенные пункты и объекты инфраструктуры, или опасное для них задымление, могут возникать очень быстро - в течение первых суток или даже быстрее;

в) эксплуатационные леса - поскольку критерием, отличающим эксплуатационные леса от резервных, является наличие планов по промышленной заготовке древесины (не для собственных нужд граждан) в ближайшие двадцать лет; а если леса доступны для заготовки древесины, то они доступны и для тушения пожаров;

г) небольшие оставшиеся фрагменты существующих сейчас "зон контроля", где особенно высок риск перехода пожаров в первые дни развития на освоенные леса, объекты экономики, инфраструктуры или населенные пункты.

При применении этих критериев существующие в настоящее время зоны контроля лесных пожаров в целом по Российской Федерации разделятся следующим образом:

останутся в "зонах контроля" - 47,5% их нынешней площади;

перейдут в зону осуществления лесоавиационных работ - 52,5% их нынешней площади.

Схема предлагаемого деления существующих зон контроля лесных пожаров (за основу взяты региональные схемы "зон контроля", размещенные на сайте ФБУ "Авиалесоохрана", и данные геопортала Рослесхоза о категориях защитности лесов):



Участки, предлагаемые к исключению из "зон контроля", разделены на две большие группы:

те, которые соответствуют пунктам "а", "б" или "г" из вышеперечисленных, или какому-либо их сочетанию друг с другом или с пунктом "в" (на схеме обозначены зеленым цветом);

те, которые соответствуют только пункту "в" - то есть удаленные и труднодоступные леса, относящиеся в настоящее время к эксплуатационным (на схеме обозначены желтым цветом).


Предложения по изменению финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий в связи с изменением зон контроля лесных пожаров

Существующая нормативная база лесного хозяйства не позволяет однозначно рассчитать стоимость работ по охране лесов и тушению лесных пожаров в границах нынешних "зон контроля", поэтому оптимальным является расчет, основанный на ранее принятых решениях. Последним таким решением является распоряжение Правительства РФ от 8 августа 2019 года № 1770-р, предусматривающее выделение дополнительных почти шести миллиардов рублей из резервного фонда правительства на тушение лесных пожаров в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия), официально опубликованное 13 августа 2019 года. Эти средства выделяются целиком или почти целиком именно на тушение лесных пожаров в "зонах контроля", поскольку именно на них приходится подавляющая часть площади действующих в этих трех субъектах РФ лесных пожаров, а тушение пожаров вне "зон контроля" уже осуществляется и осуществлялось в штатном режиме за счет ранее предоставленных субвенций.

Согласно этому распоряжению, Рослесхозу на предоставление трем субъектам РФ в виде лесных субвенций, МЧС и Минобороны на покрытие расходов по тушению лесных пожаров, выделяется из резервного фонда Правительства РФ 5977259,7 рублей. В распоряжении также указана точная площадь лесных пожаров, на тушение которых выделяются эти средства: 2912612 гектара. Таким образом, усредненная стоимость тушения лесных пожаров в "зонах контроля" этих трех субъектов РФ составляет около 2,05 тыс. руб. на гектар.

Согласно форме 4-ИСДМ системы дистанционного мониторинга пожаров ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь, пройденная лесными пожарами в "зонах контроля" за период с начала пожароопасного сезона по 12 августа 2019 года, составляет 7,6 млн. га, за весь пожароопасный сезон 2018 года - 5,9 млн. га, и за весь пожароопасный сезон 2017 года - 3,2 млн. га. За более ранний период данные по "зонам контроля" недоступны, есть лишь данные по "зоне космомониторинга второго уровня", которая не в полной мере соответствует "зонам контроля".

Таким образом, если исходить из примерной усредненной стоимости тушения лесных пожаров в "зонах контроля" в Красноярском крае, Иркутской области и Республики Саха (Якутия) согласно распоряжению Правительства РФ от 8 августа 2019 года № 1770-р, то для тушения всех лесных пожаров в "зонах контроля" потребовалось бы: в 2017 году - 6,6 млрд. руб., в 2018 году - 12,1 млрд. руб., и в 2019 году - 15,6 млрд. руб. Разумеется, эти оценки весьма приблизительны. С одной стороны, они не учитывают ту (меньшую) часть пожаров, которая приходится на оставляемые части "зон контроля", и то, что при активном тушении с самого начала сезона площади пожаров будут меньшими. Но с другой стороны - они не учитывают то, что наращивание штата и технического оснащения лесопожарных служб, или создание новых лесопожарных центров в труднодоступных районах страны, потребует существенно больших затрат, чем поддержание и мобилизация имеющихся ресурсов при тушении действующих сейчас лесных пожаров (на что выделены средства вышеуказанным распоряжением Правительства РФ).

Таким образом, для того, чтобы обеспечить примерно такой же уровень охраны лесов от огня и тушения лесных пожаров в предлагаемой к исключению части "зон контроля" в годы с примерно такими погодными условиями, как в 2018-2019 гг., потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета в размере примерно 12-15 миллиардов рублей.

Примечание. Кроме проблемы с фактически неохраняемыми лесами "зон контроля", существует также проблема крайне недостаточного финансирования охраны лесов и тушения лесных пожаров в охраняемых лесах. Это недостаточное финансирование ведет к низкому уровню оплаты труда работников лесохозяйственных и лесопожарных организаций, в результате чего специалисты вынуждены или уходить, или прибегать к сомнительным схемам финансирования своих организаций, а также к износу и утрате техники и оборудования. В связи с этим необходимо также увеличение объемов работ по охране лесов от пожаров (включая тушение) вне "зон контроля" - ориентировочно, по меньшей мере вдвое (т.е. с нынешних примерно 7 до 14-15 миллиардов рублей в год).

Таким образом, общий объем финансирования для обеспечения минимально приемлемого уровня охраны лесов на землях лесного фонда от огня и тушения лесных пожаров должен составлять в нынешних ценах примерно 26-30 миллиардов рублей в год (против нынешних примерно 7 миллиардов).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 авг 2019, 15:10 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 33239

А вот что Рослесхоз сообщает о своих предложениях (ссылка):

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСИЛЕНИЮ МЕР БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первоочередные меры прорабатывались Минприроды России совместно с Рослесхозом и субъектами Российской Федерации. Предложения касаются совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов лесной охраны, в том числе установления зон контроля лесных пожаров.

Минприроды России представило документ в Правительство Российской Федерации во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа, которое прошло в Красноярске в конце июля.

Во-первых, предлагается внести изменения в нормативные правовые акты, обеспечивающие повышение уровня принятия решения по установлению зон контроля лесных пожаров с регионального уровня на федеральный. До настоящего времени решения о тушении зон контроля принимались главами субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, в документе отмечается необходимость исключить возможность регионов самостоятельно менять границы установленных зон, и, в том числе, включать в них арендуемые лесные участки, территории с объектами инфраструктуры, земли лесного фонда, примыкающие к ООПТ федерального значения, а также к государственной границе Российской Федерации. В текущем году в ряде регионов отмечались случаи необоснованного принятия решения о не проведении работ по тушению в лесах рядом с ООПТ, что оборачивалось угрозой для уникальных природных территорий.

По результатам пересмотра зон контроля планируется сокращение их площадей, что также должно положительно сказаться на обеспечении условий нормальной жизнедеятельности населения.

Другим предложением, направленным на повышение эффективности охраны лесов от пожаров, является разделение понятий и функционала «лесная охрана» и «лесной надзор». В частности, предлагается ввести понятие «лесной охраны» как деятельности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственных им государственных учреждений («лесников»), направленной на выявление нарушений лесного законодательства посредством патрулирования лесов на закрепленном лесном участке («обходе»). Именно эта группа сотрудников учреждений из «лесной охраны» будет обеспечивать постоянное патрулирование и оперативное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации в лесах. За «лесным надзором» сохранятся функции проверок лесопользователей.

Для повышения эффективности охраны лесов от пожаров на землях ООПТ федерального значения в Минприроды России разработаны предложения по наделению Рослесхоза полномочиями по охране лесов от пожаров на территориях наиболее подверженных опасности возгораний, в том числе расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В частности, речь идет о выполнении авиационных работ на данных ООПТ. При этом есть необходимость в увеличении численности ФБУ «Авиалесоохрана» на 1000 человек, в том числе за счет создания новых межрегиональных подразделений, и возрождения парка лесной авиации из 12 воздушных судов.

Предложения по совершенствованию регулирования вопросов лесной охраны, в том числе установлению зон контроля лесных пожаров, подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации. По мнению Минприроды России, их реализация повысит эффективность борьбы с лесными пожарами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 авг 2019, 15:29 

Сообщения: 3266

Не понял "во-первых".
повышение уровня принятия решения по установлению зон контроля лесных пожаров с регионального уровня на федеральный

И тут же: а то раньше решение по тушению принималось губернатором.
Так что повысить: установление зон контроля, решение о тушении в зонах контроля, или и то и другое?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 авг 2019, 16:02 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 33239

Насколько я знаю, Рослесхоз предлагает, чтобы "зоны контроля" устанавливались не субъектами РФ, а им, Рослесхозом.

Думаю, что это в целом правильно. Но остаются два вопроса: по каким принципам Рослесхоз будет устанавливать "зоны контроля" (насколько я знаю, в целом наши - Гринпис и Рослесхоза - предложения совпадают, но есть одно важное отличие: Рослесхоз не считает обязательным исключение из "зон контроля" всех эксплуатационных лесов), и как изменение "зон контроля" отразится на финансировании переданных субъектам РФ лесных полномочий. В рамках нынешнего финансирования даже те леса, которые сейчас не попадают в "зоны контроля", нормально охранять от пожаров невозможно; а уж если площадь охраняемых лесов в ряде субъектов увеличится - то денег понадобится еще больше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 авг 2019, 16:34 

Сообщения: 3266

Редактор новостей писал(а):
Рослесхоз не считает обязательным исключение из "зон контроля" всех эксплуатационных лесов
Ещё бы. Сначала раздули понятие эксплуатационных, что бы всему Миру показать, что у нас полно ещё чего рубить, а теперь оно оказывается недоступно для охраны?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 01:30 

Сообщения: 107

Есть эксплуатационные леса, есть защитные леса, но они находятся в недоступных районах, добраться туда для тушения практически невозможно, расстояние более 1000 км, а в этой зоне нет ни аэродромов, ни населенных пунктов. А как быть с заповедниками? Сами ООПТ свои пожары не тушат, пример - заповедник "Джугджурский", кто им тушить будет и за чей счет?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 01:40 

Сообщения: 1738

Это где же места, с отсутствием населённых пунктов на 1000 км?
О безлюдности территорий Сибири такие же сказки, как и о безвредности пожаров для тайги.
И при необходимости организовать аэродром и место проживания работников авиаотделения - дело пары месяцев. Но ведь упёрлись в учёное мнение - сибирскую тайгу тушить не надо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 03:36 

Сообщения: 321

В 2016 г. в рамках проекта ФЛЕГ Всемирного Банка были разработаны "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСНЫМИ
ПОЖАРАМИ НА ОСНОВЕ ЛЕСОПОЖАРНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ ЕЖЕГОДНОЙ ГОРИМОСТИ". Разработка была представлена на общественном совете Рослесхоза, но не получила никакого продвижения. В ней есть достаточно интересные подходы и решения. Кому интересно можно познакомиться здесь
http://www.enpi-fleg.org/site/assets/fi ... ations.pdf


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 06:51 

Сообщения: 23

А вы хоть посмотрели существующую инфраструктуру авиационной охраны? или так, от балды?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 06:54 

Сообщения: 23

Шароглазов А.А. писал(а):
Это где же места, с отсутствием населённых пунктов на 1000 км?
И при необходимости организовать аэродром и место проживания работников авиаотделения - дело пары месяцев.

Ну да, а топливо туда чем завозить? где ни дорог ни водных путей? Ми26? А электричество где брать? ДЭСками вырабатывать? Или ветряки будем ставить, как в европах?
Вы сначала этих работников наберите. чтобы завезти в тайгу на полгода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 10:27 

Сообщения: 3266

Lesnik_amur писал(а):
Есть эксплуатационные леса, есть защитные леса, но они находятся в недоступных районах, добраться туда для тушения практически невозможно
Ну, да. Есть например такие защитные, как лесотундровые (так они теперь называются), горные. Но эксплуатационные должны быть доступными для эксплуатации. Как раньше это и было. А не так как сейчас, свалили туда всю вторую группу лесов, всю третью, за исключением резервных. А некоторые (не будем указывать на Северо-Запад) объявили и свои резервные эксплуатационными. А теперь у них эти эксплуатационные не только не доступны для охраны, но и для эксплуатации. А уж про качество этих эксплуатационных вообще молчим.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 10:47 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 33239

Местами в эксплуатационные леса и просто тундра попала, причем десятками миллионов гектаров (Магаданская область, Камчатский край).

Если тундра на землях лесного фонда считается доступной для заготовки древесины - можно ли ее считать недоступной для тушения? Ведь тушить там важнее и возможнее, чем заготавливать древесину. Надо определиться: или это не эксплуатационные леса, или не зоны контроля.

На нашей схеме такие сомнительные "эксплуатационные" леса показаны отдельно - желтым цветом. Именно потому, что по ним могут быть на разных участках разные решения: или отказ от отнесения их к эксплуатационным, или отказ от отнесения их к зонам контроля. Но сохранять эксплуатационные леса в зонах контроля - нелогично и неправильно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 10:57 

Сообщения: 410

Редактор новостей писал(а):
Другим предложением, направленным на повышение эффективности охраны лесов от пожаров, является разделение понятий и функционала «лесная охрана» и «лесной надзор». В частности, предлагается ввести понятие «лесной охраны» как деятельности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственных им государственных учреждений («лесников»), направленной на выявление нарушений лесного законодательства посредством патрулирования лесов на закрепленном лесном участке («обходе»). Именно эта группа сотрудников учреждений из «лесной охраны» будет обеспечивать постоянное патрулирование и оперативное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации в лесах. За «лесным надзором» сохранятся функции проверок лесопользователей.

[/color]


А вот здесь я совсем не понял. Это получается что они хотят разделить функции контроля и надзора. Участковый лесничий у меня является одновременно и зам. старшего гос. лесного инспектора. Он сейчас выполняет все работы по лесничеству: подбор и отвод лесосек в рубку, под создание л.к. и др. хоз мероприятий. И он же проводит контрольно-надзорные мероприятия. А получается что согласно задумок минприроды у меня должно стать по штату 2 человека? Один контролем и надзором занимается, а второй типа как охраняет(патрулирует)?
И да, а финансирование под увеличение штата предусмотрено на 2020г.?
Что-то мне подсказывает что ничего не будет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2019, 12:40 

Сообщения: 3266

Редактор новостей писал(а):
Местами в эксплуатационные леса и просто тундра попала, причем десятками миллионов гектаров (Магаданская область, Камчатский край).
О том и речь.
Редактор новостей писал(а):
На нашей схеме такие сомнительные "эксплуатационные" леса показаны отдельно - желтым цветом. Именно потому, что по ним могут быть на разных участках разные решения: или отказ от отнесения их к эксплуатационным, или отказ от отнесения их к зонам контроля.
На святое замахиваетесь? На эксплуатационные? :))) Кто же это сейчас пойдёт на уменьшение площади и запаса эксплуатационных лесов?
А отрицательная статистика как же? ;) Столько сил было положено, что бы эксплуатационные увеличить. Кодекс, можно сказать, под это дело меняли, вводя целевое назначение вместо возможных для эксплуатации. ;)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Текущее время: 18 авг 2019, 21:55


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100