Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 14:31 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

На сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека опубликованы рекомендации специального заседания по теме "Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами", прошедшего 28 ноября 2018 года в Москве (ссылка).

Ниже приводится полный текст документа. Ссылки на основные разделы:

Леса, не имеющие ясного правового статуса, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения

Лесные пожары и неохраняемые от пожаров территории ("зоны контроля")

Легализованные, в том числе через санитарно-оздоровительные мероприятия, незаконные рубки

Отсутствие эффективного воспроизводства лесов, господство экстенсивного лесопользования

Некачественный учет государственной лесной собственности, и грядущая земельная реформа, грозящая значительными потерями лесов и ООПТ


Рекомендации 65-го специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему "Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами"

28 ноября 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 65-е специальное заседание, посвященное проблемам с обеспечением ряда конституционных прав граждан, в первую очередь права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ), которые вызваны недостатками действующего российского лесного законодательства и в целом системы государственного управления лесами. В ходе заседания были рассмотрены пять основных тем, актуальных для всей территории страны:

леса, не имеющие ясного правового статуса, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения;

лесные пожары и неохраняемые от пожаров территории ("зоны контроля");

легализованные, в том числе через санитарно-оздоровительные мероприятия, незаконные рубки;

отсутствие эффективного воспроизводства лесов, господство экстенсивного лесопользования;

некачественный учет государственной лесной собственности, и грядущая земельная реформа, грозящая значительными потерями лесов и особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

В ходе специального заседания были заслушаны выступления членов и экспертов Совета, руководителей и представителей профильных органов исполнительной власти, научных организаций. По итогам специального заседания Совет разработал настоящие рекомендации.

За время, прошедшее после специального заседания, произошли события, прямо относящиеся к проблемам, обсужденным в ходе специального заседания, в частности:

был принят федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", внесший в числе прочего в Лесной кодекс РФ специальную статью о лесах на землях сельскохозяйственного назначения;

был разработан проект федерального закона (разработчик - Минэкономразвития России) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий в числе прочего отмену внесенной в Лесной кодекс РФ специальной статьи о лесах на землях сельскохозяйственного назначения;

было принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке".

Участники заседания также отмечали, что одним из важнейших источников проблем лесного сектора, в том числе в области охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды, является тяжелая ситуация в лесной науке, лесном просвещении и системе подготовки профессиональных лесных кадров. Эта обширная и сложная тема крайне важна и требует специального рассмотрения.

Рекомендации, подготовленные по итогам специального заседания, учитывают эти события.


I. Леса, не имеющие ясного правового статуса, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения

Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, представляют собой одну из самых важных категорий лесов России. Как правило, они расположены на плодородных землях в районах с наиболее благоприятным для растениеводства климатом (именно такие в историческом прошлом в первую очередь осваивались для развития сельского хозяйства) - поэтому они более, чем другие леса, подходят для интенсивного лесовыращивания. Чаще всего эти леса располагаются ближе всего к людям, вблизи сравнительно развитой транспортной инфраструктуры, и во многих случаях непосредственно граничат с сельскими населенными пунктами. Ведение интенсивного лесного хозяйства в этих лесах создаст дополнительные рабочие места и возможности для социально-экономического развития села. Для многих жителей сельских населенных пунктов и некрупных городов именно такие леса формируют благоприятную окружающую среду. Большинство таких лесов требует особого внимания с точки зрения обеспечения пожарной безопасности - поскольку главным источником огня в лесах является человек, и именно в самых близких к нему лесах риск возникновения пожаров наиболее высок. Однако, действующее российское лесное и смежное законодательство не признает за этими лесами права на существование. По закону их как бы нет, никто не отвечает за их охрану, в том числе от пожаров, а собственники земельных участков за сам факт существования на их землях таких лесов могут быть подвергнуты крупным штрафам (до 700 тыс. руб.) и принудительному изъятию участка.

Отсутствие правовой возможности вести в этих лесах полноценное лесное хозяйство является одним из важнейших препятствий для социально-экономического развития сельских территорий, особенно в Нечерноземье. Угрозы штрафов и изъятия земель сельскохозяйственного назначения за наличие на них не предусмотренного законом леса вынуждает собственников этот лес уничтожать, чаще всего самым простым и дешевым способом - выжиганием, что служит одной из важнейших причин пожаров на природных территориях России. Пустующие брошенные земли и пожары существенно снижают способность природных территорий к поглощению углекислого газа и накоплению связанного углерода. В целом из-за отсутствия правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, наша страна теряет один из важнейших ресурсов для сельского развития, для повышения качества окружающей природной среды, и для противодействия антропогенным изменениям климата. Перспективные направления развития сельских территорий - лесное фермерство, агролесоводство - оказываются заблокированными из-за отсутствия правовой возможности выращивать и использовать леса на землях сельхозназначения.

Площади таких лесов весьма велики, и в совокупности составляют около ста миллионов гектаров, или около десяти процентов от всех лесов России. При этом на такие леса приходится до 25% от общего прироста древесины в лесах, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства.

1 сентября 2013 г. Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации в срок до 1 января 2014 г. обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (подпункт «б» пункта 1 перечня поручений Пр-2039). Это поручение до настоящего времени остается невыполненным.

При этом, 28 декабря 2018 г. официально опубликован Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий"), который устанавливает, что леса могут произрастать на землях сельскохозяйственного назначения. Закон должен вступить в силу 1 июля 2019 года. Таким образом, первый важный шаг для исполнения указанного поручения предпринят.

Однако, 25 января 2019 г. Минэкономразвития России разместило на специализированном сайте regulation.gov.ru проект федерального закона, предусматривающий множество крайне опасных для лесов и ООПТ изменений, в том числе отмену статьи 123 Лесного кодекса РФ, внесенной вышеуказанным федеральным законом. То есть, Минэкономразвития России предпринимает действия, которые сделают невозможным исполнение указанного поручения.

Помимо этого, 20 июля 2018 г. Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития России, Минсельхозу России и Минприроды России представить до 10 октября 2018 г. предложения по внесению в законодательство изменений, предусматривающих механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно (резолюция № ДМ-П9-31пр). Информация о выполнении этого поручения в открытых источниках пока отсутствует.

Таким способом решить проблему в целом невозможно: перевод сельхозземель в земли лесного фонда автоматически подразумевает смену собственника (поскольку земли лесного фонда обязательно должны находиться в собственности Российской Федерации - ст. 8 Лесного кодекса РФ), а земли сельскохозяйственного назначения, как правило, находятся в иной собственности. Кроме того, процедура такого перевода, даже упрощенная, неизбежно будет дорогой, поскольку потребует межевания, изменения установленных границ лесничеств, лесохозяйственных регламентов и многих других документов - то есть в малолесных регионах ее нельзя будет применять массово и повсеместно. И, наконец, сосредоточение всех таких лесов на землях одной категории и в государственной собственности неизбежно будет способствовать монополизации хозяйственной деятельности - это не лучшее решение с точки зрения развития сельских территорий, и оно противоречит Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В ходе обсуждения этой темы участниками специального заседания было отмечено, что некоторые аналогичные проблемы связаны с существованием лесов и на землях некоторых других категорий, в частности, на землях запаса и на землях обороны и безопасности. Отсутствие ясного правового статуса у лесов, растущих на землях этих категорий, также может вести к значительным нарушениям права граждан на благоприятную окружающую среду и росту социальной напряженности.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

1. Не допустить исключения из Лесного кодекса РФ статьи 123, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и внесенной в Кодекс Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ. Исключить из всех законопроектов, разрабатываемых Правительством Российской Федерации и Минэкономразвития России, положения, предусматривающие отмену этой статьи или противоречащие этой статье.

2. Внести в статью 78 Земельного кодекса РФ изменения, допускающие использование земель сельскохозяйственного назначения для лесного хозяйства, лесного фермерства и плантационного лесовыращивания:

- первый абзац части 1 изложить в следующей редакции:

"Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для целей аквакультуры (рыбоводства)";

- часть 4 изложить в следующей редакции:

"Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением лесоразведения в соответствии с частью 1 настоящей статьи и размещения линейных объектов в соответствии с частью 2 настоящей статьи".

Правительству Российской Федерации:

1. Приступить к разработке с обязательным представлением на общественное обсуждение проекта "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" в соответствии с новой статьей 123 Лесного кодекса РФ и обеспечить вступление в силу соответствующего нормативного правового акта не позднее 1 июля 2019 г. - даты вступления в силу этой статьи.

2. Разработать и утвердить упрощенный порядок перевода в земли лесного фонда участков леса на землях сельскохозяйственного назначения, установив, что применяться он может только в случае, если законных собственников у таких участков нет (рассматривать этот вариант только в качестве дополнительного механизма решения проблемы лесов на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку даже самый простой порядок такого перевода в большинстве случаев неизбежно потребует сложных и дорогих шагов, связанных, в частности, с кадастровым учетом покрытых лесом участков).

Минэкономразвития России:

- исключить из проекта Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 31 статьи 34 и иные нормы, препятствующие лесоразведению на землях сельскозяйственного назначения.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

- провести проверку соблюдения действующего законодательства при вызвавших значительный общественный резонанс случаях заготовки древесины в больших объемах в лесах на землях сельскохозяйственного назначения (в Гагаринском районе Смоленской области, Шекснинском районе Вологодской области, Ирбейском районе Красноярского края, Турочакском районе Республики Алтай), а также планируемом размещении полигона захоронения твердых бытовых отходов на месте ценного в биологическом и социальном отношении леса на выбывших из использования для нужд обороны и безопасности землях на территории с.п. Филипповское Киржачского района Владимирской области.


II. Лесные пожары и неохраняемые от пожаров территории («зоны контроля»)

Катастрофические лесные пожары по-прежнему остаются важнейшей проблемой лесного сектора и важнейшим источником угроз жизни и здоровью людей (непосредственно и опосредованно, через задымление). Предпринимаемые меры по борьбе с лесными пожарами пока не дают должного эффекта - при больших различиях между отдельными годами, в долгосрочной перспективе площади пожаров и масштабы потерь лесов продолжают устойчиво расти. Главных причин несколько:

- продолжающийся организационно-управленческий кризис в лесном хозяйстве и невозможность его прекращения в рамках действующего лесного законодательства (Лесного кодекса РФ с многочисленными поправками и основанной на нем системы нормативных правовых актов);

- наличие огромных фактически неохраняемых лесных территорий (так называемых "зон контроля лесных пожаров", занимающих почти половину российских лесов, где пожары разрешается не тушить - и где их фактически не тушат, за редчайшими исключениями);

- слабое соблюдение запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы, в особенности в ряде регионов юга Сибири и Дальнего Востока, где до сих пор сохраняется традиция выжигания огромных площадей сухой травы под видом "профилактических контролируемых выжиганий", но фактически без какого-либо контроля;

- нарастающие изменения климата, ведущие к увеличению продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности засух, а также ухудшению санитарного состояния лесов.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Минприроды России:

1. До начала пожароопасного сезона 2019 года утвердить приказом нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения профилактических контролируемых выжиганий (на основании приказа Рослесхоза от 24 марта 1999 г. № 68, который фактически был основан на лучшем советском и мировом опыте таких работ). До вступления в силу указанного акта - сократить объемы контролируемых выжиганий до абсолютного минимума.

2. Разработать и утвердить порядок принятия решений о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров, с персональной ответственностью за последствия таких решений.

Федеральному агентству лесного хозяйства:

- при согласовании проектов лесных планов субъектов РФ на 2019-2028 гг. и впоследствии - вносимых в них изменений, контролировать, чтобы планируемы объемы и стоимость контролируемых профилактических выжиганий соответствовали, с учетом имеющихся ресурсов органов управления лесами субъектов РФ, ранее установленным требованиям безопасности.

Органам управления лесами субъектов РФ:

- исключить из "зон контроля лесных пожаров" все защитные (кроме притундровых) и эксплуатационные леса, а также населенные пункты и объекты инфраструктуры с прилегающими (ближе 5 км) территориями.


III. Легализованные, в том числе через санитарно-оздоровительные мероприятия, незаконные рубки

Проблема незаконных рубок в России по-прежнему остра, но сейчас наибольшую угрозу лесам представляют не классические "самовольные" рубки, а рубки незаконные, но легализованные, сопровождающиеся всеми необходимыми разрешительными документами. Главным видом таких рубок являются необоснованные санитарные рубки (коммерческие рубки, проводимые под видом санитарных), назначаемые или в здоровых насаждениях, или в насаждениях поврежденных, но на гораздо большей площади, чем реально требуется. Внесенные за последние годы изменения в законодательство, направленные на противодействие таким рубкам, привели к реальному улучшению ситуации лишь в отдельных регионах с наиболее развитым гражданским обществом и относительно низким спросом на древесину из сомнительных источников. В большинстве лесных регионов страны острота проблемы сохраняется.

Проблема также усиливается выявленным несовершенством нормативно-правовой базы.

Так, в частности, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет право выдать предписание об отмене или приостановлении действия акта лесопатологического обследования по результатам проведения контрольного мероприятия (в том числе с выездом на место) только в течение 20 дней с момента его опубликования. Фактически, это делает невозможным отмену указанных актов в случае выявления нарушений представителями общественности, поскольку у уполномоченного органа просто нет времени на проверку.

Помимо этого, отсутствие четкого разграничения организаций, осуществляющих государственный лесопатологический мониторинг и, проводящих лесопатологические обследования приводит к тому, что одни и те же организации (в основном филиалы ФБУ «Рослесозащита» проводит и ЛПО (в том числе по договорам с лесопользователями, и контролируют их проведение.

Это приводит к многочисленным злоупотреблениям в этой сфере. Так, в рамках уголовного дела о незаконных рубках в заказнике «Туколонь» (Иркутская область), арестован сотрудник Центра защиты леса Иркутской области. Сотрудники филиалов данного ФБУ были причастны к необоснованному назначению санитарных рубок в Ленинградской области, некоторых других регионов.

Проблема необоснованных санитарных рубок тесно связана с проблемой коррупции и или недобросовестного исполнения органами управления лесами субъектов РФ возложенных на них полномочий.

Необоснованные санитарные рубки, проводимые в густонаселенных регионах малолесной зоны России, и особенно - в окрестностях мегаполисов, ведут к серьезному росту напряженности в обществе, и часто - к острым социальным конфликтам.

В принятом Советом Федерации ФС РФ 30 января 2019 г. постановлении "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке" говорится, что "наибольшее распространение незаконные рубки лесных насаждений получили при освоении лесов, в том числе при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий - 7-8 миллионов кубометров". Таким образом, в настоящее время санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах (санрубки) официально рассматриваются как один из главных источников древесины незаконного происхождения.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

- внести в статью 60.7 Лесного кодекса РФ изменения, изложив пункт 2 части 4 в следующей редакции:

"2) в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводятся мероприятия по контролю за достоверностью сведений и обоснованностью санитарно-оздоровительных мероприятий, или направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений".

Правительству Российской Федерации:

- в пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений" исключить слова: "не позднее 20 дней со дня их получения".

Минприроды России:

- пункт 2 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 16 сентября 2016 г. № 480 дополнить абзацем следующего содержания:

"Запрещается проведение ЛПО организациями, осуществляющими государственный лесопатологический мониторинг".

Генеральной прокуратуре Российской Федерации во взаимодействии с Минприроды России и Рослесхозом:

- провести выборочные проверки законности назначения и проведения санитарных рубок, вызвавших большой общественный резонанс, в том числе в республиках Алтай, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Ленинградской, Иркутской областях, Приморском крае, а также санитарных рубок, при которых проводилась заготовка древесины ценных лесных пород (дуба, бука, ясеня) и кедра (сосны сибирской и сосны корейской).


IV. Отсутствие эффективного воспроизводства лесов, господство экстенсивного лесопользования

Лесной сектор России в целом фактически представляет собой отрасль добывающей промышленности, ориентированной на использование запасов древесины естественного происхождения, а не отраслью растениеводства, обеспечивающей выращивание необходимой народному хозяйству древесины. Это не только делает лесной сектор России все менее и менее конкурентоспособным на мировом уровне, но и обуславливает две основные группы лесных проблем внутри страны:

во-первых, прогрессирующее истощение лесных ресурсов вынуждает лесозаготовителей продвигаться все дальше вглубь последних массивов неосвоенной дикой тайги, или всеми правдами и неправдами вовлекать в рубку леса наиболее высокой природоохранной или социальной ценности;

во-вторых, господствующая сейчас так называемая экстенсивная модель лесопользования дает в условиях таежной зоны примерно в 2,5-3 раза меньше рабочих мест с той же площади лесов, чем полноценное лесное хозяйство, причем часто эти рабочие места при экстенсивной модели лесопользования имеют временный характер.

Таким образом, абсолютно господствующая сейчас в России экстенсивная модель лесопользования является главным источником социальных и экологических проблем лесного сектора.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Перейти в нормативных правовых актах лесного хозяйства от регулирования процессов к регулированию результатов. В частности, переориентировать акты, относящиеся к воспроизводству лесов, и систему государственного мониторинга воспроизводства лесов с начальных и промежуточных стадий лесовосстановления на его итоговые результаты (получение молодых лесов оптимального состава и густоты к окончанию периода уходов за молодняками).

Минприроды России:

1. Внести соответствующие изменения в:

а) Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375, или, если он будет зарегистрирован и вступит в силу, приказом Минприроды России от 10 декабря 2018 г. № 654;

б) Порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, утвержденный приказом Минприроды России от 1 декабря 2014 г. № 529;

в) Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 19 февраля 2015 г. № 59.

2. Связать установленные объемы заготовки древесины с качеством лесного хозяйства. В частности, предусмотреть снижение разрешенных объемов заготовки по хвойному и твердолиственному хозяйствам в случае, если воспроизводство соответствующих лесов после рубок в границах лесничества или лесного участка не обеспечивается.

3. Обеспечить большее практическое значение целевых показателей по лесам национального проекта "Экология". В частности, по лесным пожарам, поскольку главный целевой показатель относится к ущербу, установить единую методику определения ущерба (сейчас он по-разному считается в зависимости от наличия установленной связи пожара с нарушениями лесного законодательства - и разница может составлять от пятидесяти до первых сотен раз). По воспроизводству лесов - установить иной целевой показатель, отражающий не начальную стадию процесса (лесовосстановление), а первые значимые результаты (образование ценных лесных насаждений к окончанию периода уходов за молодняками).


V. Некачественный учет государственной лесной собственности, и грядущая земельная реформа, грозящая значительными потерями лесов и особо охраняемых природных территорий

В настоящее время лишь чуть больше четверти лесов, растущих на землях лесного фонда и официально находящихся в собственности Российской Федерации, поставлено на государственный кадастровый учет. Большинство лесных ООПТ, особенно регионального уровня, также не учтено должным образом - не имеет четких кадастровых границ, не отнесено к соответствующей категории защитных лесов ("леса, расположенные на ООПТ"). В густонаселенных регионах страны имеют место многочисленные случаи двойного учета лесов (как лесов и как земель других категорий), причем разночтения сейчас в большинстве случаев трактуются не в пользу леса, согласно так называемому "закону о лесной амнистии" (Федеральному закону от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ).

На это накладывается готовящаяся сейчас крупномасштабная и всеобъемлющая земельная реформа, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 2413-р (о плане мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений), проектами федеральных законов "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)[1]" и "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроектами предлагается заменить существующее деление земель на категории по целевому назначение на деление на территориальные зоны.

При этом из лесного фонда должны быть исключены все земли, занятые промышленными и линейными объектами, месторождениями полезных ископаемых (в варианте второго из указанных законопроектов), населенными пунктами. Эти же объекты до 1 июля 2023 г. (по второму законопроекту – до 1 января 2025 г.) должны быть исключены и из всех ООПТ, включая государственные природные заповедники и национальные парки. Нет сомнений, что реализация этих норм приведет к фрагментации и быстрой деградации лесов (в первую очередь защитных, наиболее близких к людям и важных для обеспечения их конституционного права на благоприятную окружающую среду) и ООПТ.

За этим последуют массовый и бесконтрольный отстрел диких животных на исключенных территориях, в том числе редких и исчезающих, нарушение путей их миграции; застройка исключенных территорий любыми объектами без экологической экспертизы и общественных слушаний; загрязнение от разработки месторождений, нефтеразливы.

Кроме того, для многих ООПТ наличие в них линейных объектов (дороги), населенных пунктов, является важной составляющей выполнения ими основных задач - охрана территории, в том числе от пожаров, осуществление регулируемого туризма отдыха, сохранение историко-культурного наследия.

По оценкам экспертов, только федеральные ООПТ в случае реализации указанной нормы потеряют более 1 миллиона га территорий - при том, что, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", площадь ООПТ должна быть к 2024 году увеличена на 5 млн. га.

В условиях усиливающегося антропогенного воздействия на природу, заповедные территории являются гарантом сохранения всего многообразия растительного и животного мира, поддержания стабильного состояния окружающей среды многих регионов России.

То есть, предусмотренная законопроектом возможность массового изъятия земель ООПТ может повлечь за собой непредсказуемые последствия для природы России.

Таким образом, указанные законопроекты прямо противоречат указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Кроме того, законопроекты жестко закрепляют нормы, уже определенные в законе 280-ФЗ («о лесной амнистии»), о том, что в случае пересечения границ лесов и земельных участков, предоставленных в пользование или собственность, земельный участок исключается из состава лесного фонда. Но если в законе 280-ФЗ были сделаны исключения для лесов в границах ООПТ, то в законопроекте эта норма распространяется на все земли, включая ООПТ. Кроме того, устанавливается однозначный приоритет правоудостоверяющих документов (сведения о внесении в государственный реестр недвижимости) над правоустанавливающими (например, решением о создании ООПТ). При том, что есть очень много случаев, когда права на земельный участок зарегистрированы незаконным путем, принятие этого законопроекта приведет к новому переделу (распилу) земель, наиболее ценных и важных как для людей, так и для сохранения биологического разнообразия страны.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

При доработке проектов федеральных законов "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)" и "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключить нормы, предусматривающие возможность исключения земельных участков из границ ООПТ, а также запрет на нахождение в границах ООПТ линейных объектов, населенных пунктов, объектов недропользования.

Не допускать включения указанных норм в иные разрабатываемые законопроекты.


Настоящие рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 14 февраля 2019 г.


Председатель Совета М. Федотов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 14:36 

Сообщения: 1095

Уважаемый Редактор новостей!
Спасибо за интересную информацию!
Будем изучать :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 15:20 
Минаев Михаил Александрович

Сообщения: 2945

Редактор новостей писал(а):
поскольку даже самый простой порядок такого перевода в большинстве случаев неизбежно потребует сложных и дорогих шагов, связанных, в частности, с кадастровым учетом покрытых лесом участков).

А кадастровый учет никак отменить нельзя? Это сколько пользы было бы для всех, и сколько народу от безделушек можно было бы вернуть в реальные секторы экономики и реальную работу. Да и народ бы вздохнул от кадастровых инженеров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 16:06 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

А вот цитата из сегодняшнего послания Президента Федеральному собранию (ссылка):


"Решение проблем в сфере экологии – это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодёжь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополучную страну, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России. В этом году откроются новые национальные парки в республиках Дагестан, Коми и в Саха (Якутия), в Алтайском крае и Челябинской области. Но хочу заострить внимание: у многих особо охраняемых территорий границы до сих пор чётко не определены, режимы регулирования не соблюдаются. Поручаю Минприроды провести детальную ревизию. Все заповедные территории должны быть поставлены на кадастровый учёт. Кроме того, необходимо законодательно зафиксировать: в заповедниках возможен исключительно экологический туризм, без изъятия территорий, вырубок леса или капитального строительства. Надо, конечно, иметь в виду интересы людей, которые там проживают. Но надо решать это в комплексе".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 16:28 
Минаев Михаил Александрович

Сообщения: 2945

Постановка на кадастровый учет - бесконечный процесс. И каждый раз можно выявлять несоответствия ввиду совершенствования измерительных технологий.
Но меня интересует другое. Когда в конце концов мы спросим себя, а зачем надо нести эти затраты, чтобы вымерять и перемерять эти метры и сантиметры? (кстати, вымеряют, вымеряют, а границы субъектов на километры не сходятся).
А второй вопрос, если уж без этого мы жить никак не можем, когда мы определим реальную стоимость "копеечной" работы кадастрового инженера, за которую люди платят десятки тысяч, а организации, предприятия и учреждения - сотни тысяч и миллионы?
Давно надо провести детальную ревизию государственных затрат. И эти миллиардные затраты государства на постановку на кадастровый учет, никчемные информационные технологии и завиральные идеи надо сокращать в разы. Это одно из условий, чтобы выполнить поручение президента и чтобы люди почувствовали улучшения в своей жизни незамедлительно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 16:31 

Сообщения: 397

И опять ни слова о том что людям работающим в лесу нужно платить нормальную зарплату. Кто это выполнять будет, волшебники?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 17:42 

Сообщения: 496

Редактор новостей писал(а):
Для улучшения ситуации Совет рекомендует:
...
2. Разработать и утвердить порядок принятия решений о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров, с персональной ответственностью за последствия таких решений.
...
- исключить из "зон контроля лесных пожаров" все защитные (кроме притундровых) и эксплуатационные леса, а также населенные пункты и объекты инфраструктуры с прилегающими (ближе 5 км) территориями.

Совершенно недостаточные меры, даже где-то неправильные, создающие иллюзию решения проблемы, а проблема острейшая. Необходимо пересмотреть зоны контроля с позиций нарушенности лесов. Все леса, где пожарная устойчивость нарушена деятельностью человека, необходимо охранять от пожаров, иначе эти леса никогда не достигнут возраста спелости и не обретут естественной пожарной устойчивости.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 19:52 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

кандалакша писал(а):
И опять ни слова о том что людям работающим в лесу нужно платить нормальную зарплату. Кто это выполнять будет, волшебники?
Чтобы у специалистов по лесному хозяйству и у квалифицированных исполнителей лесохозяйственных работ были высокие зарплаты - надо, чтобы был спрос именно на специалистов и на квалифицированных исполнителей. Пока есть спрос на дилетантов и халтурщиков, способных делать плохую работу за низкую зарплату (но приемлемым для лесного начальства образом о ней отчитываться) - специалистам невольно придется существовать примерно в этой же зарплатной сетке.

Например, если всю вертикаль лесной власти, от конкретного арендатора лесного участка до руководителей Минприроды России, устраивает ситуация, при которой подрядчику-исполнителю платят, допустим, три-пять тысяч рублей за гектар рубок ухода за молодняками, получая взамен в первую очередь правильно оформленную документацию, и по остаточному принципу - какое-то символическое изображение ухода на месте, то к работе и будут в первую очередь привлекать тех, кто готов работать за маленькую зарплату, не важно, как именно работать. Если же эта ситуация перестанет всех устраивать, и с лесопользователей начнут спрашивать не за правильно оформленные бумажки, а за достигнутый в лесу результат - нанимать на работу придется в первую очередь тех, кто умеет правильно работать и достигать результат, платя им соответствующую зарплату.

Так что вот этот пункт, на мой взгляд, очень тесно связан с зарплатой:

"Перейти в нормативных правовых актах лесного хозяйства от регулирования процессов к регулированию результатов".

В какой мере его получится выполнить - в такой мере и зарплаты работников лесного хозяйства подтянутся до разумного уровня (хотя, конечно, и не сразу). А другого способа принципиально и надолго изменить ситуацию с зарплатами в лесном хозяйстве я просто не вижу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 20:02 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

Fire_forest писал(а):
Совершенно недостаточные меры, даже где-то неправильные, создающие иллюзию решения проблемы, а проблема острейшая. Необходимо пересмотреть зоны контроля с позиций нарушенности лесов. Все леса, где пожарная устойчивость нарушена деятельностью человека, необходимо охранять от пожаров, иначе эти леса никогда не достигнут возраста спелости и не обретут естественной пожарной устойчивости.
Меры недостаточные, с этим трудно не согласиться. Но само появление "зон контроля" - это в первую очередь результат нищеты лесного хозяйства и государства в целом: на то, чтобы охранять от пожаров все леса, просто не хватает денег. Денег в лесном хозяйстве принципиально больше в обозримом будущем не будет - страна вошла в период устойчивой бедности; а теми дополнительными деньгами, которые будут появляться (если будут), придется затыкать огромное количество дыр и помимо "зон контроля". Поэтому, думаю, сил и средств для того, чтобы охранять от пожаров все леса, где пожарная устойчивость нарушена деятельностью человека, в ближайшие одно-два десятилетия не будет. Неизбежно останутся неохраняемые дырки - в первую очередь в самых труднодоступных местах. Но нужно добиться того, чтобы этих неохраняемых дырок осталось как можно меньше, и чтобы решения об отказе от тушения принимались не произвольно, а с учетом возможных последствий и ответственности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 20:18 

Сообщения: 496

Редактор новостей писал(а):
Но само появление "зон контроля" - это в первую очередь результат нищеты лесного хозяйства и государства в целом: на то, чтобы охранять от пожаров все леса, просто не хватает денег.

Понятно, что денег нет, но если не ставить задачи и не обозначать пути их решения, то они точно не появятся. Вначале необходимо обозначить проблемы и пути их решения - это первый этап, а уже потом искать пути решения этой проблемы. Необязательно пытаться сразу охранять всё, начинать нужно с выявления центров горимости и тушить их в первую очередь. В итоге существенно снизится пожарная "нагрузка" на другие территории. Будут средства, тогда можно будет увеличивать охраняемую территорию.
Сейчас сложилась ситуация, что с контролируемыми зонами якобы всё неплохо: пожары - это естественный фактор, который можно не ограничивать. А это глубоко ошибочная политика, поскольку эта стратегия применима к ненарушенным лесам, а в нарушенных лесах пожары необходимо тушить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2019, 21:22 

Сообщения: 1043

кандалакша писал(а):
И опять ни слова о том что людям работающим в лесу нужно платить нормальную зарплату. Кто это выполнять будет, волшебники?

Люди их меньше всего интересуют, на мой взгляд.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 07:00 

Сообщения: 422

И лес тоже, главное понты и рейтинги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 08:18 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

А что конкретно в этих рекомендациях Вам кажется нацеленным на "понты и рейтинги"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 09:11 

Сообщения: 422

В частности во многих субъектах доступные для качественного искусственного лесовосстановления участки вырублены в ещё в советский период, на зимних лесосеках обеспечить качественное естественное (что по моему мнению должно быть приоритетным) или в худшем случае искусственное лесовосстановление лесовосстановление не представляется возможным по экономическим причинам (например необходимо строительство дороги для агроуходов), если кто то скажет что единственный выход естественное заращивание таких площадей осиной единственное приемлимое решение он сразу станет "врагом народа", возвращаемся в советские времена - срубил дерево - посади два и звучит красиво и сторонние наблюдатели в ладоши хлопают. Кадастровый учёт конечно менее вреден для страны чем ГИЛ, но всё равно считаю что вреда от него больше чем пользы, отчасти та же денежная прачечная.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 09:50 

Сообщения: 422

Да и с ООПТ так же немало спекуляций наблюдал огромные массивы перестойной осины в национальном парке, с животным миром там так же как везде - главное площадь! Есть и другие примеры.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 13:10 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

А как это противоречит тому, что написано в Рекомендациях? И чему конкретно противоречит?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 13:44 

Сообщения: 422

Действительно во многих лесничествах таёжной зоны не то что экстенсивная модель лесного хозяйства, а лесное хозяйство практически отсутствует, люди дорубают старые советские недорубы (зарплата тракториста 20 тыс.р в месяц), в свете последних событий многие ретивые начальники департаментов напрочь отказываются от естественного заращивания, это путь к банкротству легальных лесозаготовителей, в это время, как правительство так и не правительственные организации в один голос говорят о переходе на интенсивную модель лесного хозяйства, всё красиво, вот только жаль в эту пору прекрасную... Благими намереньями строим дорогу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 13:54 

Сообщения: 422

Какой смысл при нынешнем положении вещей увеличивать площадь ООПТ на 5 млн.га?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 20:58 

Сообщения: 1043

Редактор новостей писал(а):
Перейти в нормативных правовых актах лесного хозяйства от регулирования процессов к регулированию результатов.

Первое. Зачем это чиновникам нужно? У них и так всё хорошо.
Второе. Регуляция должна быть проста и прозрачна, а предлагают нагромождение и мутность.
Третье. Какие и у кого в л.х. есть мотивы и имущественная ответственность за восстановление хоз. ценных лесов? На мой взгляд, ни мотивов, ни имущественной ответственности с 1918 г. нет .
Четвёртое. НПА необходимы, как инструмент регуляции, а не вместо экономических принципов.
Поэтому, скорее всего, переход от регулирования процессов в НПА к регулированию результатов не произойдёт. А если случится, при неизменной системе, то получится лишь увеличение административных расходов при том же уровне восстановления хозяйственно ценных лесов. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 фев 2019, 12:59 
Минаев Михаил Александрович

Сообщения: 2945

Чеглок писал(а):
ни мотивов, ни имущественной ответственности с 1918 г. нет .
И мотивы были, и спрос был за состояние лесного фонда. И тысячи га качественных лесных культур и лесополос появились в то время. Все это работа лесного хозяйства советского периода. Назовите ещё хоть одну страну, где за этот период было создано столько полезащитных и придорожных полос, хотя бы.
Вот с 1992-го года всё это кончилось. Но как-то Вам не хочется освещать современные "прелести" нашего частного (капиталистического) строя. Вас всё к 18-ому тянет, а там и гражданские, и мировые войны и горячие, и холодные.
Вы поближе берите. Все развитие лесного хозяйства закончилось в 1992 году. Где посмотреть хоть на какое-то жалкое подобие лесного хозяйства советского периода?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 фев 2019, 22:20 

Сообщения: 1043

витязь писал(а):
И мотивы были,

Были бы мотивы к созданию хозяйственно-ценных лесов, не было бы опустошения таёжных лесов.
витязь писал(а):
и спрос был за состояние лесного фонда.

Спрос - не имущественная ответственность.
витязь писал(а):
И тысячи га качественных лесных культур и лесополос появились в то время. Все это работа лесного хозяйства советского периода.

В чём заключалась "работа лесного хозяйства советского периода" мне известно не понаслышке. Трудовую деятельность в л.х. начинал с "благословенных" "застойных" времён Л.И. Брежнева.
витязь писал(а):
Вот с 1992-го года всё это кончилось. Но как-то Вам не хочется освещать современные "прелести" нашего частного (капиталистического) строя. Вас всё к 18-ому тянет, а там и гражданские, и мировые войны и горячие, и холодные.

Может в 1992 г. и хотели построить современный капитализм, а получился феодализм, на мой взгляд.
витязь писал(а):
Вы поближе берите. Все развитие лесного хозяйства закончилось в 1992 году. Где посмотреть хоть на какое-то жалкое подобие лесного хозяйства советского периода?

С 1918 г. в советском (оно и сейчас советское) лесном хозяйстве принципиальных изменений не произошло.
ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 фев 2019, 22:38 
Минаев Михаил Александрович

Сообщения: 2945

Ага, ждите еще.Может и дождетесь светлого капиталистического будущего к очередному ледниковому периоду.
Мне вот интересно, если бы сейчас полезащитные насаждения надо было создавать, какую долю процентов осилил бы наш всемогущий бизнес?
А тогда да, мотивация никакой, сказали, поручили, тут же сделали.
Но это нам не подходит.Нам все надо, шоб рыночные принципы рулили. Многие уже поняли давно, что хрен дождетесь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 фев 2019, 23:10 

Сообщения: 1309
Откуда: Подмосковье

Чеглок писал(а):
С 1918 г. в советском (оно и сейчас советское) лесном хозяйстве принципиальных изменений не произошло.
А до этого было иначе?
Изображение
Даже тогдашний ЕГАИС тоже не помогал...
Изображение
М.А. Цветков "Изменение лесистости европейской России..."


"Все уже украдено до нас." ©


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 фев 2019, 01:04 

Сообщения: 1043

EugeneF писал(а):
"Все уже украдено до нас."

Из второго тома истории управления лесами Российского государства.
"Характерно высказывание одного из руководящих работников лесного хозяйства того времени - Пока лес нам нужен, мы его будем рубить в размере нашей потребности, не взирая ни на какие теоретические рассуждения. Остановить этот штурм на леса мы не можем". (Тридцатые годы прошлого столетия).
"Динамика роста промышленных заготовок выглядела следующим образом. Объём вывозки составил, млн. куб. м. :1928г. - 61,7; 1929г. - 95,5; 1930 - 147,2; 1933 - 173,3; 1940 - 246,1."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 фев 2019, 11:59 

Сообщения: 1309
Откуда: Подмосковье

Вот-вот. Ничего в нашем л/х не меняется, от слова вообще. Ни при царизме, ни при социализме, ни при демократизме, ни при путишизме. Стабильность, однако...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 10:37 

Сообщения: 337

Есть ещё один вопрос: кадры. А кто будет "возрождать" лесное хозяйство?
Лесные ВУЗы разогнаны. На бывший Лестех без слёз смотреть невозможно. Жалкая падчерица в Бауманке в виде одного факультета с донельзя урезанным количеством кафедр и преподавателей. Это к тому, как нужны молодые специалисты в лесу. Не эти непонятные бакалавры и магистры, уровень подготовки которых ниже, чем у советских инженеров лесного хозяйства, а специалисты. Да и не надо забывать, что на три года (после окончания ВУЗа) молодые специалисты прикреплялись к опытным инженерам (во всяком случае сам проходил через такую процедуру). Лесных техникумов не осталось. Всё слито в какие-то непонятные образовательные конгломераты.
Кто будет работать? Получившие образование в период Советского Союза уже ушли или уходят на пенсию. А опытных и знающих 35-40-летних специалистов очень мало. Не шли, не идут, и не пойдут молодые люди работать в лес на такую зарплату и с таким отношением к специалистам. Вы посмотрите на страницы СМИ: тех же лесопатологов уже с грязью смешали. Все незаконные рубки, видите ли, происходят из-за них. Любой человек, абсолютно не разбирающийся в лесоводстве и лесозащите, может безосновательно обвинить работника лесного хозяйства, в т.ч. лесопатолога, в незаконном назначении рубок, при этом за эту клевету не несёт никакой ответственности. В том числе и СМИ (репортаж о рубке кедра в Хакасии,где опять во всём виноваты санитарные рубки). Сколько можно говорить, что назначение рубки и её проведение - две большие разницы. Назначают лесопатологи, а контролировать должны лесничества. Кто это будет делать, если в лесничествах людей не осталось? Вот и делают арендаторы в лесу чего им угодно. И берут то, чего хотят. Контроля-то всё равно нет.
Конечно, проще всего обвинить лесопатологов. А потом специалистам приходится "отмываться" и пытаться восстановить своё профессиональное имя. И перед прокуратурой, и перед населением. Кто попадал в эту ситуацию, знает, что тебя очернить могут сразу и быстро. А вот доказать обратное и изменить мнение о себе ... Сколько сил, времени, нервов и здоровья это стоит.
А тот, который чёрное обвинение бросил, продолжает спокойненько жить и считать себя борцом за экологию. Ему за эту клевету (умышленную или по незнанию предмета) ничего(!) не будет! А вот органы, в которые этот гражданин обратился, должны разбираться с этими кляузами, отвлекать на это специалистов,тратить время и немалые деньги (если проводится проверка с выездом в натуру). Вот если бы затраты на проведение необоснованных выездов в лес и пустые разбирательства возмещались этими жалобщиками, тогда количество таких обращений уменьшилось бы в разы. Такое заявление надо приравнять к ложному вызову пожарной команды.
Кроме того, у нас полностью уничтожено доверие и уважение к специалистам. В любых отраслях, не только в лесном хозяйстве (вернее, лесных отношениях, хозяйства теперь нет).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 10:55 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

В рекомендациях по этому поводу сказано следующее (см. выше):

СПЧ писал(а):
Участники заседания также отмечали, что одним из важнейших источников проблем лесного сектора, в том числе в области охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды, является тяжелая ситуация в лесной науке, лесном просвещении и системе подготовки профессиональных лесных кадров. Эта обширная и сложная тема крайне важна и требует специального рассмотрения.
Я надеюсь, что Совет к этому вопросу - про положение дел в лесной науке, образовании и в целом в системе подготовки профессиональных кадров для лесной отрасли - еще вернется в обозримом будущем.
пессимист писал(а):
Кроме того, у нас полностью уничтожено доверие и уважение к специалистам. В любых отраслях, не только в лесном хозяйстве (вернее, лесных отношениях, хозяйства теперь нет).
Согласен, что это огромная проблема - и для работников лесного хозяйства, и для нас, природоохранников. Без восстановления доверия к специалистам лесного хозяйства (настоящим специалистам, конечно) ситуацию с лесами в нашей стране не поправить.

Но посмотрите сами, сколько сами работники лесного хозяйства - не только залетные начальники, но и профессионалы, всю жизнь проработавшие в отрасли - сделали для того, чтобы это доверие разрушить. Вся официальная отчетность по лесам пронизана ложью сверху донизу - про лесовосстановление, про масштабы и последствия лесных пожаров, про лесные ресурсы и т.д.; а ложь эта формируется хоть и по заказу высокого отраслевого начальства, но начиная с уровня тех, кто непосредственно работает "на земле". Некоторые лесопатологи - при всем моем уважении к этой профессии - превратились в специалистов по обслуживанию лесопользователей, способных обосновать рубку практически любого приглянувшегося им участка леса под предлогом борьбы с вредными организмами, и профессиональное сообщество часто встает на их сторону, даже не разбираясь в деталях. Какие формы хозяйства могут предложить наши лесные специалисты для пригородных и припоселковых лесов, самых важных для людей? - чаще всего самые примитивные сплошные рубки большой площади, без какой-либо заботы об эстетических ценностях леса и скорейшем возобновлении привлекательных для отдыха людей насаждений. И т.д. - проблем такого рода огромное количество.

Да, лжи про работников леса в наших СМИ огромное количество. Но часто наше профессиональное лесное сообщество само уничтожает доверие общества к нему, причем даже эффективнее, чем любые лжецы и клеветники. И это тоже огромная проблема, которую невозможно решить, пока она не осознается самим профессиональным лесным сообществом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 17:36 

Сообщения: 1043

пессимист писал(а):
Есть ещё один вопрос: кадры. А кто будет "возрождать" лесное хозяйство?

Инвесторы.
пессимист писал(а):
Лесные ВУЗы разогнаны. На бывший Лестех без слёз смотреть невозможно. Жалкая падчерица в Бауманке в виде одного факультета с донельзя урезанным количеством кафедр и преподавателей. Это к тому, как нужны молодые специалисты в лесу. Не эти непонятные бакалавры и магистры, уровень подготовки которых ниже, чем у советских инженеров лесного хозяйства, а специалисты.

Когда специалисты лесного хозяйства будут востребованы на рынке труда, тогда и подготовка будет соответствовать запросам работодателей. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 17:43 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

Чеглок писал(а):
Когда специалисты лесного хозяйства будут востребованы на рынке труда, тогда и подготовка будет соответствовать запросам работодателей.
Да, только с отставанием в десять-пятнадцать лет - поскольку систему подготовки профессиональных кадров для какой угодно отрасли невозможно запустить немедленно. Нужны грамотные преподаватели (не единицы, а множество), нужна производственная база для практик, нужны учебные пособия, нужна система профориентации школьников, и много чего еще. Нужно, чтобы у отрасли сформировались хоть сколько-то понятные перспективы на будущее - чтобы молодым специалистам было не страшно в нее идти. Если очень-очень постараться и вложить много ума, сил и денег - можно, думаю, лет за десять все это создать, отработать, запустить. Теоретически, возможно, даже за более короткий срок - лет за семь-восемь, но практически вряд ли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 17:49 

Сообщения: 1043

Редактор новостей писал(а):
Но часто наше профессиональное лесное сообщество само уничтожает доверие общества к нему, причем даже эффективнее, чем любые лжецы и клеветники. И это тоже огромная проблема, которую невозможно решить, пока она не осознается самим профессиональным лесным сообществом.

На мой взгляд, нет никакого профессионального лесного сообщества, как чего то цельного, соответственно и проблемы "осознания" не существует. Каждый сам решает - холуем быть или стараться сохранить свою независимость, даже в кислотной среде. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 17:54 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

Цельного, может быть, и не существует, и каждый действительно решает за себя сам. Но есть преобладающие умонастроения, понятия, мифы и т.д., с которыми согласно и которым в основном следует большинство. Для внешних наблюдателей это все и выглядит как "позиция профессионального сообщества".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 18:09 

Сообщения: 1043

Кому потребуется "немедленно", тот и иностранного специалиста пригласить может. Что и было в истории лесного хозяйства России, например К.Ф. Тюрмер работал на лесной даче графа А.С. Уварова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2019, 18:56 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 32580

Для создания отдельных показательных примеров правильного лесоуправления - можно будет и иностранных специалистов пригласить, да и своих найти (пока все-таки кадровая ситуация в лесной отрасли не настолько плоха, как во времена приглашения "лесных знателей"). Но вот для массовых изменений - потребуется современная система массовой подготовки российских лесных специалистов. А ее нужно создавать в очень большой степени заново.

Тут самый близкий аналог - лесные реформы, основанные на Лесоохранительном законе 1888 года и сопутствовавших ему решениях. Они оказались успешными в первую очередь потому, что политическая воля (закон) совпала с системой подготовки и мотивации тех, кто этот закон должен был воплощать в жизнь (бурным развитием низших лесных школ и в целом лесного образования, лесной науки и т.д.). И заметного успеха добились как раз примерно за полтора десятилетия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 фев 2019, 09:18 
Минаев Михаил Александрович

Сообщения: 2945

Чеглок писал(а):
Когда специалисты лесного хозяйства будут востребованы на рынке труда,
Эт надо назад в социализм, но мы ж вперед стремимся.
Чеглок писал(а):
например К.Ф. Тюрмер
А ещё-то есть примеры показательного ведения лесного хозяйства частником? А то Тюрмер, Тюрмер, ну, ещё пара фамилий. И всё? Это и всё лесное хозяйство от частника?
Редактор новостей писал(а):
но практически вряд ли.
Практически невозможно.
Редактор новостей писал(а):
Но посмотрите сами, сколько сами работники лесного хозяйства - не только залетные начальники, но и профессионалы, всю жизнь проработавшие в отрасли - сделали для того, чтобы это доверие разрушить.
Да, необдуманными запретами в лесном хозяйстве их вынудили стать преступниками, или вынудили уйти из лесного хозяйства. Сейчас все будем пожинать плоды, искать стрелочников и переводить стрелки. Но поздно. И теперь уже и не берусь сказать, сколько десятилетий понадобится, чтобы хоть что-то восстановить. Пожалуй, какой-нибудь отдельный "тюрмер" что-то где-то и покажет, а в целом для леса и лесного хозяйства - беда. Катастрофа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 фев 2019, 13:11 

Сообщения: 2573
Откуда: ПФО, УрФО, СЛ-Т 1988, УГЛТА 1998

колыван писал(а):
искусственное лесовосстановление лесовосстановление не представляется возможным по экономическим причинам (например необходимо строительство дороги для агроуходов)

Вот тут два момента:
1. Нужно сделать так, что бы лесозаготовитель был ЭКОНОМИЧЕСКИ заинтересован ГОСУДАСТВОМ сделать дорогу не по принципу мороздорстроя, а как полагается. И стимулировать его (и пряником и кнутом).
2. Дорога нужна не для
колыван писал(а):
агроуходов
, а как дорога.
Всякого рода "добытчики" полезностей приходят и уходят, а дороги должны оставаться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ] 

Текущее время: 24 апр 2019, 09:42


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лесной Кот, Ника и гости: 28


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100