Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 сен 2018, 21:56 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31491

Гринпис направил в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области письмо о необходимости внесения изменений в проект Лесного плана Амурской области в части проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов. В письме обосновывается необходимость снижения планируемых площадей выжигания со 180 тысяч гектаров в год до не более чем 5 тысяч гектаров в год, с одновременным повышением расходов на проведение выжигания с планируемых 15,5 руб/га до уровня, позволяющего обеспечить необходимые меры пожарной безопасности. В случае, если повысить расходы на выжигание до этого уровня невозможно, Гринпис предлагает от этой меры отказаться совсем.

Ниже приводится текст письма.


№ 18 / 661 от 30 сентября 2018 года

Исполняющему обязанности министра лесного хозяйства и пожарной безопасности области Амурской области Ковалеву М.Е.

Уважаемый Михаил Егорович!

Проектом нового Лесного плана Амурской области на 2019-2028 годы предусматривается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда на общей площади 1,8 миллиона гектаров (приложение 9), или 180 тысяч гектаров в год (приложение 24). Это в точности соответствует годовой площади контролируемого профилактического выжигания, которая предусматривается действующей редакцией Лесного плана Амурской области. Согласно приложению 33 к проекту нового Лесного плана, на проведение этого выжигания планируется расходовать 2790,0 тысяч рублей ежегодно, что составляет в среднем 15,5 рублей за гектар.

Рекомендациями по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденными приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 24 марта 1999 г. № 68, установлены нормы формирования групп для проведения таких работ. Согласно этим нормам, площадь, на которой можно безопасным образом провести контролируемое профилактическое выжигание при подходящих погодных условиях, составляет около 0,4 гектара на человека в день. Это означает, что при соблюдении необходимых мер пожарной безопасности, даже при минимальном размере оплаты труда, одна только эта составляющая в стоимости проведения контролируемых профилактических выжиганий в Амурской области будет превышать 1,3 тыс. руб/га. С учетом того, что реальная оплата труда квалифицированных специалистов должна существенно превышать МРОТ, а также с учетом стоимости необходимого оборудования и расходных материалов, стоимость действительно безопасного проведения контролируемых профилактических выжиганий будет в несколько сотен раз превышать ту, которая заложена в проект нового Лесного плана Амурской области. Это значит, что при предусмотренном проектом Лесного плана Амурской области уровне финансирования этих работ безопасное (без перехода огня на леса, поселения и объекты инфраструктуры) проведение контролируемых профилактических выжиганий в принципе невозможно.

Кроме того, в этих рекомендациях сформулированы условия безопасного проведения работ, в том числе в зависимости от погоды. Эти условия наблюдаются далеко не ежедневно, особенно в весенний период, для которого обычна ветреная погода. При самом благоприятном стечении обстоятельств в течение всего бесснежного сезона в южных районах Амурской области может набраться в целом за весну и осень не более 20 дней с подходящими для безопасного выжигания условиями. Если каждый работник за день будет проводить выжигание на площади 0,4 га в день (что является условием безопасного проведения работ) в течение 20 дней в году - для проведения контролируемых профилактических выжиганий на площади 180 тысяч гектаров потребуются 22,5 тысяч работников. Такого или сравнимого количества квалифицированных лесных пожарных, которые могли бы принимать участие в проведении контролируемых профилактических выжиганий, в Амурской области нет. Согласно Сводному плану тушения лесных пожаров на территории Амурской области 2017 года, количество работников наземных служб пожаротушения (лесных пожарных) в регионе составляло 421 чел., десантников-пожарных - 42 чел., парашютистов-пожарных - 51 чел., летчиков-наблюдателей - 8 чел., и руководителей тушения лесных пожаров - 86 чел. При этом период, когда выжигания возможны по состоянию горючих материалов, в значительной степени перекрывается с пожароопасным сезоном или с критически важным для подготовки к нему временем, когда значительная часть пожарных должна быть занята иными работами. Все это значит, что общее количество квалифицированных специалистов, которых можно было бы задействовать при оптимальных условиях в проведении контролируемых профилактических выжиганий, в десятки раз меньше, чем необходимо для выполнения этих работ на площадях, предусмотренных проектом Лесного плана Амурской области.

Рекомендациями по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденными приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 24 марта 1999 г. № 68, представляют собой единственный подобный документ федерального уровня. Они могут быть несколько устаревшими; однако, приведенные в них условия безопасного проведения работ и формирования групп в настоящее время следует считать скорее заниженными, чем завышенными - поскольку изменения климата ведут к удлиннению пожароопасного периода и к сокращению тех периодов, когда контролируемые профилактические выжигания можно проводить безопасным образом.

Проведенный Гринпис анализ практики проведения контролируемых профилактических выжиганий в Амурской области не подтверждает их эффективность с точки зрения предотвращения лесных пожаров, но заставляет предположить, что значительная часть пожаров может происходить в результате этих выжиганий. В частности, предварительные результаты сравнения контуров крупных ландшафтных пожаров, полученных в результате экспертно-визуального дешифрирования космических снимков с учетом термоточек системы FIRMS, с местами фактически проведенных контролируемых профилактических выжиганий по данным системы ИСДМ-Рослесхоз, показывает, что 62% участков, где проводились выжигания, приходится на территории, впоследствии пройденные пожарами (см. приложение). Это говорит о том, что в 2018 году контролируемые профилактические выжигания, как минимум, не помогли предотвратить массовые крупные лесные пожары, а скорее всего, во многих случаях стали причиной этих пожаров.

Изложенное выше однозначно свидетельствует о том, что безопасное проведение контролируемых профилактических выжиганий на площадях, предусмотренных проектом нового Лесного плана Амурской области, в принципе невозможно. При таких площадях выжигания неизбежно будут проводиться без соблюдения минимально необходимых мер пожарной безопасности, и в неблагоприятные по погодным условиям годы будут становиться причиной массовых лесных пожаров.

В связи с этим просим Вас внести в Лесной план Амурской области изменения, предусматривающие проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в Амурской области на площади не более 5 тыс. гектаров в год, а также повышение планируемых расходов на эту деятельность в расчете на гектар выжигаемой площади до уровня, позволяющего задействовать необходимое с точки зрения пожарной безопасности количество специалистов и оборудования. В случае, если обеспечить такое повышение планируемых расходов на эту деятельность невозможно, просим полностью исключить из Лесного плана Амурской области плановые объемы контролируемого профилактического выжигания.


С уважением,

руководитель лесного отдела ОМННО "Совет Гринпис" Ярошенко А.Ю.



Приложение. Схема расположения участков, на которых в 2018 году проводились контролируемые профилактические выжигания в Амурской области по данным системы ИСДМ-Рослесхоз (красные точки) относительно границ крупных ландшафтных пожаров (оранжевые контура)




Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 18 ноя 2018, 17:49


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Vilen, Мишель и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100