Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24 сен 2018, 15:11 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31320

Распоряжением от 20 сентября 2018 г. № 1989-р Правительство РФ утвердило Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. На протяжении последнего примерно года стратегия разрабатывалась в закрытом режиме - видимо, после ее первого публичного обсуждения в июле прошлого года руководство Минпромторга поняло, что проект не вызывает у специалистов ничего, кроме недоумения и смеха, и застеснялось. Ссылка на утвержденную стратегию:

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года


Окончательный вариант стратегии в целом остался примерно таким же фантастическим, каким он был год назад, но разработчики насытили его дополнительными данными о текущем положении леспрома и его развитии за последние годы. Теперь стратегия выглядит чуть солиднее, но суть ее от этого принципиально не изменилась.

Стратегия предусматривает три возможных сценария развития лесного комплекса: "инерционный", "базовый" и "стратегический". Ни один из них не выглядит в полной мере реалистичным: "инерционный" возможен только при сохранении тенденций роста, наблюдавшихся в последние годы в российском леспроме, на протяжении всех двенадцати лет действия стратегии, а остальные два представляют собой чистую ненаучную фантастику. Вот так выглядят основные показатели предполагаемого развития российского лесного комплекса в соответствии с этими тремя сценариями:






Стратегия, как и многие такого рода документы в прошлом, предусматривает главным образом экстенсивное развитие лесного комплекса, связанное с освоением остатков диких лесов и накопленных в них запасов древесины. Это прямо следует из перечня регионов, которые авторы документа считают наиболее перспективными для развития так называемых лесопромышленных кластеров:




Разработчики стратегии явно понимают, что нынешняя расчетная лесосека по России в целом - туфта, но, видимо, не понимают, до какой степени.




Стратегия в явном виде предусматривает освоение малонарушенных лесных территорий - то есть, во-первых, уничтожение наиболее ценных в природном и средообразующем отношении остатков диких лесов, а во-вторых, целый клубок экологических, экономических и социальных проблем, связанных с пионерным освоением тайги:




Большой кусок стратегии посвящен теперь развитию лесного хозяйства - но в нем, к сожалению, нет практически ничего важного и конкретного. Видно, что Минпромторгу удалось по этому вопросу наладить взаимодействие с Рослесхозом...


Стратегия в явном виде предусматривает монополизацию и огосударствление лесоустройства. Очевидно, что авторы рассматривают лесоустройство не как систему планирования лесного хозяйства и лесопользования, а лишь как систему обеспечения государственной лесной бюрократии нужными ей данными о лесах:




Дальнейшее развитие информатизации в лесном хозяйстве, согласно стратегии, должно идти по созданию новых всеобъемлющих отраслевых информационных систем, ориентированных в первую очередь на поддержку и удовлетворение не хозяйственников и гражданского общества, а должностных лиц органов управления лесами:




В целом стратегия предусматривает сохранение и усугубление нынешних подходов к государственному управлению лесами, но почему-то предполагает, что это приведет к расцвету лесного комплекса. Мысль о том, что сохранение, и тем более усугубление, нынешних подходов уже во вполне обозримом будущем неизбежно приведет к кризисной ситуации в лесном комплексе, почему-то авторам стратегии в голову не пришла (или, возможно, пришла, но они ее прогнали).

В общем, получится вполне стандартный документ в стиле административной ненаучной фантастики, имеющий примерно такое же отношение к реальности, как и старая аналогичная стратегия 2008 года.


Фактически основной смысл принятия подобных документов состоит в пополнении соответствующего раздела Лесного форума:

Лесная фантастика: концепции, стратегии, планы, прогнозы развития лесного сектора


Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:

Минпромторг РФ впервые представил проект Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года

О разработке "Стратегии развития лесного комплекса России 2030 года" по заказу Минпромторга РФ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 сен 2018, 05:23 

Сообщения: 30

Записать в стратегию федерализацию лесоустройства, я так понимаю речь идет о таксации лесов, это конечно круто, при том всем, что федерация не справляется даже с возложенными на нее функциями по проектированию и установлению границ лесничеств, проектированию целевого назначения лесов, проектированию и установлению границ особо защитных участков лесов, вернее совсем не выполняет данные функции


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 сен 2018, 09:19 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31320

Такого рода стратегические документы, касающиеся развития лесного сектора, принимаются регулярно - в последнее время почти ежегодно. Ни один из них не работал и не работает, поскольку составляются они на основе недостоверной информации о лесах (официальной статистики и т.д.), без сколько-нибудь серьезного обсуждения профессиональным сообществом, и обычно людьми, давно оторвавшимися от действительности. Вот основные лесные стратегические документы последних полутора десятилетий - какой из них хоть на что-то повлиял в реальной жизни? На мой взгляд - никакой.

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (2018 г.);

Государственная программа РФ "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, новая редакция (2018 г.);

Государственная программа РФ "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, новая редакция (2017 г.);

Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов (2015 г.);

Государственная программа РФ "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, новая редакция (2014 г.);

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (2013 г.);

Государственная программа РФ "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (2012 г.);

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.);

Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, новая редакция (2007 г.);

Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года (2003 г.);

Основные направления развития лесной промышленности (2002 г.).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 сен 2018, 09:23 

Сообщения: 30

Да, как ты этот корабль не назови, а он почему то уверенно идет ко дну, почему так то


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 сен 2018, 11:02 

Сообщения: 3037

Приложение 17
Цитата:
Отношение площади земель, вновь отнесенных к землям, занятым лесными
насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год
(без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства,
реконструкции и эксплуатации объектов
)
А как же закон о компенсационном лесовосстановлении?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 сен 2018, 11:36 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31320

Так это разных ведомств фантастика: стратегия - минпромторговская, а компенсационное лесовосстановление - минприродовское. Они совершенно не обязаны как-либо соответствовать друг другу.

К тому же, из федерального закона от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (известного как "закон о компенсационном лесовосстановлении") прямо следует, что в результате этого самого "компенсационного лесовосстановления" совсем не обязательно должны появиться какие-либо новые леса взамен утраченных.

В законе прямо написано (ч.2 ст.63.1 Лесного кодекса в новой редакции), что линейщики и прочие расчистители лесов под застройку могут обеспечивать выполнение работ не только по лесоразведению (что как раз привело бы к появлению новых лесов), но и по лесовосстановлению. А лесовосстановление - это всего лишь восстановление леса там, где он уже был, то есть на месте рубки или гари; никаких новых лесов в результате лесовосстановления не появляется.

Да и вообще, "отношение площади земель, вновь отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями" - это чисто административный ритуал, практически не имеющий ничего общего с реальным воспроизводством лесов. Прошел определенный период времени, указанный в Правилах лесовосстановление - совершили ритуал. Понадобится увеличить "площади земель, вновь отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями" - можно будет, например, признать несколько миллионов гектаров лесов, погибших от неучтенных лесных пожаров 2012 года, и в 2022-2024 годах (в зависимости от конкретного лесного района и прочих мелких обстоятельств) автоматически отнести к землям, занятым лесными насаждениями. Статистика сразу улучшится в разы. А если признать все ранее неучтенные гари, за последнюю, например, четверть века, и отнести их за время действия стратегии к землям, занятым лесными насаждениями - то такая красивая статистика получится, какой никогда и ни у кого в истории не было...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Текущее время: 24 окт 2018, 01:46


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100