Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 17 сен 2018, 09:27 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31298

6 сентября на заседании Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства был рассмотрен вопрос о новых подходах к формированию размера платы за использование лесов. С первым докладом по этому вопросу выступили А.А.Мартынюк - член Общественного совета, директор подведомственного Рослесхозу ФБУ ВНИИЛМ, и П.Т.Воронков - заведующий отделом экономики лесного хозяйства ФБУ ВНИИЛМ; со вторым - А.В.Чуев - начальник управления долгосрочного планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве. Судя по слайдам к выступлениям, докладчики придерживаются примерно одного подхода к формированию платы за использование лесов (который они называют "рентным"), но со своими особенностями. Основные слайды к выступлениям Мартынюка, Воронкова и Чуева приводятся в конце этого сообщения.

Суть подхода, насколько о нем можно судить по презентациям к выступлению, в том, что ставки платы определяются для конкретных сортиментов (а не просто для крупной, средней, мелкой и дровяной древесины, как сейчас), исходя из рыночной цены этих сортиментов в пунктах сбыта, затрат на их заготовку и вывозку, и нормы прибыли лесопользователя (в приводимом примере эта норма прибыли определена в 25%). Начальная ставка арендной платы определяется как произведение ставок за конкретные сортименты и объемов заготовки этих сортиментов, за вычетом расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов (в приведенном примере величина этих расходов составляет 198 рублей на кубометр заготавливаемой древесины).

Теоретически, конечно, такой подход логичен и имеет право на существование. Более того: насколько сейчас об этом можно судить, на нем в какой-то мере основывались все старые российские системы платежей за заготовку древесины в государственных лесах - от Положения о попенных деньгах за вырубку бревен из казенных лесов 1799 года до советских Такс на древесину основных лесообразующих пород, отпускаемых на корню (прейскуранта № 07-01).

Но, как всегда, "дьявол кроется в деталях". Во-первых, наше государство просто не располагает достоверными данными о своих лесах, достаточными для таких расчетов. Средняя по стране давность материалов лесоустройства составляет около 23 лет, а средняя давность материалов последнего качественного лесоустройства - далеко за тридцать, если не за сорок. Создать систему государственной инвентаризации лесов не удалось из-за допущенных на ранних этапах работы методических ошибок, и уже явно не получится в ближайшие годы. Государственный лесной реестр, как бы обновляемый и поддерживаемый, по сути представляет лишь информационный компост из лесохозяйственной информации разного, чаще всего преклонного, возраста. Теоретически можно было бы использовать данные материально-денежной оценки лесосек - но государство само в течение многих лет приучало лесопользователей ориентироваться не на фактическую сторону дела, а на соответствие разных бумажек друг другу (т.е. на "липу", в том числе в МДОЛ). Так что надежных исходных данных для расчета ставок, привязанных к сортиментной и товарной структуре заготавливаемой древесины, у нашего государства нет и в обозримом будущем (как минимум, в ближайшее десятилетие) не предвидится.

Во-вторых, нет у государства и надежных данных для расчетов затрат на заготовку и транспортировку древесины. И на то, и на другое влияет великое множество разных факторов - от несущей способности почв, сезона заготови и погодных условий, до того, кому принадлежит дорожная сеть, на ком лежит забота о ее состоянии, и на каких условиях она используется. Теоретически, конечно, все это можно изучить и посчитать - но для этого потребуется такое количество специалистов и такие вычислительные мощности, каких у государства нет (и стоимость которых явно выйдет далеко за пределы того увеличения платы за лесопользования, которого в результате государство сможет добиться).

И, наконец, расходы на охрану, защиту и воспроизводство лесов, то есть на лесное хозяйство. Их можно было бы определить на основе опыта и сложившейся практики - но нет у нас, особенно в таежной зоне, такого опыта и такой практики. Нормального лесного хозяйства, способного обеспечить воспроизводство хозяйственно ценных лесных насаждений за оборот рубки, надежную охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, нет ни в одном таежном регионе нашей страны. Есть отдельные, крайне немногочисленные, очаги или даже элементы правильного лесного хозяйства, среди моря имитации и показухи. Поэтому расчеты стоимости лесного хозяйства - расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов - для большинства лесных районов, лесорастительных условий и конкретных арендаторов - будут в значительной мере умозрительными, не подкрепленными опытом и практикой.

С учетом этих и некоторых других факторов неопределенности, "рента", рассчитанная в рамках предложенного подхода, будет такой же условной, как и нынешние минимальные ставки платы за древесину, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310. Полученные новые ("рентные") ставки все равно придется подгонять к реальности экспериментальным путем - увеличивать по мере роста аппетитов государства, или уменьшать по мере вымирания лесопользователей. По сути по сравнению с нынешней ситуацией мало что изменится - разве что отраслевой бумагооборот значительно вырастет, поскольку для расчета "ренты" понадобится колоссальное количество новых данных, хоть бы и недостоверных.


Основные слайды к выступлению Мартынюка и Воронкова, из которых вполне ясна суть их подхода:










Основные слайды к выступлению Чуева, из которых вполне ясна суть его подхода:











Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 сен 2018, 13:18 

Сообщения: 45
Откуда: Нижегородская область. Уренский район

Рента должна учитывать прежде всего производительность почвы, т.е бонитет всех выделов и уже в следующей ступени должна учитоватьс доступность, причем стоимость древесины должна быть примерно одинакова по всей стране и устанавливатьс федеральными властми, а доступность должна определтьс на региональном и местном уровне,а также плата должна распределтьс по всем уровнм федеральному,региональному и местному дл того чтобы все органы власти были заинтересованы, а не как сейчас местные органы вообще отрезаны от финансировани.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 сен 2018, 20:13 

Сообщения: 30

Для чего придумывать что то, когда бизнес уже давно определил для себя цены по которым он перепродает ресурсы, и там нет ни лесотаксовых поясов, ни чего бы то еще, выдаманного государственными мужами, так почему бы государству просто не включиться в процесс, проведя анализ того что происходит


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 сен 2018, 08:17 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31298

Для этого нужно быть существенно ближе к реальной жизни. Государство, к сожалению, тонет в туфте, в основном производимой им же самим или по его инициативе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 сен 2018, 18:21 

Сообщения: 838

tusso писал(а):
Для чего придумывать что то, когда бизнес уже давно определил для себя цены по которым он перепродает ресурсы, и там нет ни лесотаксовых поясов, ни чего бы то еще, выдаманного государственными мужами, так почему бы государству просто не включиться в процесс, проведя анализ того что происходит

Для этого в лесном хозяйстве нужна рыночная экономика, а не плановая "совковая". Например, в 1911 году в N -ое лесничество входило десять казённых лесных дач. Древесина на корню, в основном, отпускалась с торгов, со средней торговой наддачей до 30%. Бесплатный отпуск древесины - только на строительство сельских народных училищ, а льготный - крестьянам для собственных нужд. Таксы для каждого региона были свои. При этом, в N -ой губернии больше половины лесов были частные, что создавало конкурентные условия. О монопольных ценах древесины на корню не могло быть и речи.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2018, 20:53 

Сообщения: 93
Откуда: Москва

Редактор новостей писал(а):
Суть подхода, насколько о нем можно судить по презентациям к выступлению, в том, что ставки платы определяются для конкретных сортиментов (а не просто для крупной, средней, мелкой и дровяной древесины, как сейчас), исходя из рыночной цены этих сортиментов в пунктах сбыта, затрат на их заготовку и вывозку, и нормы прибыли лесопользователя (в приводимом примере эта норма прибыли определена в 25%).


Уважаемый редактор! Приведенную Вами схему формулы для расчета размеров ставок платы для отдельных сортиментов на основе рентных принципов приходилось видеть и слышать неоднократно и ранее из уст тех же авторов, что и приведены Вами. Данные по одной из основных частей этой формулы "рыночной цены этих сортиментов в пунктах сбыта" определить возможно, т.к. это открытая информация и она может быть получена из разных источников (Росстат, прайслисты, Интернет и т.д.), а вот информацию по второй части формулы "затрат на их заготовку и вывозку" - как получать? Затраты на заготовку древесины в лесу дифференцировать по сортиментам нереально и такой учет ранее никогда не велся. Многие виды работ (доставка рабочих в лес, подготовительно-вспомогательные работы, валка леса, ремонт техники в лесу и еще ряд работ) могут учитываться только применительно ко всему объему заготавливаемой древесины. Распределение этих затрат на отдельные сортименты может быть только искусственным, например, с помощью неких коэффициентов, но это будет необъективно. И мне кажется, именно по причине невозможности учитывать затраты на лесозаготовки в разрезе отдельных сортиментов, предлагаемая схема формулы для расчета ставок платы не может быть применена на практике. А предлагают данную формулу специалисты - теоретики с высокими научными званиями, но очень далекие от планирования, учета, анализа затрат на лесозаготовки. В связи с этим более-менее реальные ставки платы на основе рентных принципов в разрезе сортиментов заготавливаемой древесины разработать, по-моему, невозможно и именно в связи с проблемами с информацией по затратам на лесозаготовки в разрезе сортиментов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 сен 2018, 08:02 

Сообщения: 48
Откуда: Киров

"Франко-Пень" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Текущее время: 21 окт 2018, 17:46


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100