Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 июн 2018, 13:50 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 30598

Под открытым обращением о сохранении лесов Закаменского района Республики Бурятия и запрете на вырубку леса в рамках инвестиционного проекта ООО "МТК-Дженькей" по созданию "комплекса лесной и перерабатывающей инфраструктуры" в Республике Бурятия неравнодушные граждане собрали уже 88 тысяч подписей. Республиканские власти и сами китайские инвесторы обещают, что мнения местных жителей будут учтены, а для контроля за реализацией инвестпроекта будет создан общественный совет - но похоже, что люди относятся к этим обещаниям с недоверием, и видеть этот проект в своем районе не хотят.

Открытое обращение о сохранении лесов Закаменского района и запрете на вырубку леса в Закаменском районе в рамках инвестиционного проекта ООО «МТК-Дженькей» «Создание комплекса лесной и перерабатывающей инфраструктуры в Республике Бурятия»

Китайские инвесторы готовы вложить в лесоперерабатывающий комплекс Бурятии более 750 млн рублей

Общественный совет по контролю за реализацией инвестпроекта создадут в Закаменском районе


Попробуем разобраться, что этот инвестиционный проект может принести лесам и жителям Закаменского района Республики Бурятия (проект охватывает несколько районов, но именно в Закаменском сложилась наиболее конфликтная ситуация).

Основных плюсов два: рабочие места, которые могут получить местные жители, и налоги, которые могут пополнить местный, региональный и федеральный бюджеты. Конкретно для Закаменского района эти плюсы будут весьма небольшими. Само перерабатывающее производство, насколько известно, инвестор предполагает разместить в Улан-Удэ, где у него уже есть подходящая промышленная площадка - там и будут созданы основные рабочие места, связанные с переработкой древесины. В Закаменском районе будет развиваться только заготовка древесины и все, что с ней связано. По предварительной информации, в Закаменском районе предполагается заготавливать 83,5 тысячи кубометров древесины - при использовании современной лесозаготовительной, лесовозной и дорожной техники такой объем заготовки обеспечит в лучшем случае несколько десятков постоянных рабочих мест на всех работах, связанных с освоением лесов. Более того: поскольку современная техника требует высокой специальной квалификации работников, скорее всего, большинство этих рабочих мест будет занято людьми из других районов, где есть условия для подготовки этих работников. Таким образом, с точки зрения занятости данный проект может практически ничего не дать жителям именно Закаменского района. Примерно такая же ситуация и с налогами: поскольку основной производственный комплекс будет располагаться в Улан-Удэ, и там же зарегистрирована организация, реализующая проект - основная часть налогов пройдет мимо Закаменского района (ему достанется только его часть налогов на доходы физических лиц - работников компании, живущих в районе; с учетом малого числа возможных рабочих мест для жителей района, это будут сущие копейки). Таким образом, совершенно не очевидно, что этот проект может принести жителям Закаменского района сколько-нибудь очевидные плюсы.

Основных минусов (рисков) гораздо больше. Первый и главный - это, конечно, разорение и истощение лесов. Лесной кодекс Российской Федерации и вся система разработанных в соответствии с ним подзаконных актов основываются на идее так называемого "освоения лесов" - то есть добычи той древесины, которая уже имеется в лесах, без явной и прямой связи с ее прошлым или будущим выращиванием. Фактически Лесной кодекс РФ рассматривает лес как природное месторождение бревен, а лесопользование - как отрасль скорее добывающей промышленности, чем растениеводства. Некоторые элементы лесного хозяйства кодекс и подзаконные акты к нему, конечно, предусматривают - но единой системы эти элементы не образуют, поэтому главный результат лесного хозяйства (воспроизводство хозяйственно ценных лесных насаждений за установленные обороты рубки или хозяйства, с возможностью промежуточного пользования растущим лесом на разных этапах его выращивания) почти никогда не достигается. На практике это подразумевает одноразовый характер лесопользования: после относительно короткого периода интенсивной заготовки древесины (обычно пары десятилетий) лесной участок истощается, запасы наиболее ценной древесины - исчерпываются, люди остаются без работы, а поселки и деревни - без средств к существованию. Конкретный срок, за который происходит такое исчерпание наиболее ценных лесов, зависит от интенсивности лесопользования; в данном случае, если предварительная информация верна, и планируется заготавливать 83,5 тысяч кубометров древесины с площади 81 566 га, для "снятия сливок с леса" будет достаточно полутора-двух десятилетий. После этого наступит долгий период доедания лесных объедков, не сулящий никому ни надежной занятости, ни существенных доходов - а потом останется только ждать в течение очень-очень долгого времени, пока на месте вырубленных лесов само собой что-нибудь дельное вырастет.

Второй большой минус - это чрезмерное негативное воздействие на окружающую среду, к которому обычно приводят крайне низкие стандарты лесопользования (отсутствие достаточных требований и мер по сохранению почвенного покрова, предотвращению эрозии и смыва мелкозема в водоемы, сохранению самих водоемов и временных водотоков, сохранению биологического разнообразия и т.д.). Конечно, действующее российское законодательство не требует придерживаться именно этих низких стандартов лесопользования - но и не задает более высоких; а большинство лесопользователей, пытаясь выжать из леса все, что можно, не очень-то вкладывается в качество лесопользования. То, что инвестор в данном случае - китайский, вызывает еще большие опасения: к своим лесам Китай относится с каждым десятилетием все бережнее и бережнее, но на чужие леса эта бережность пока никак не распространяется. К чужим лесам и рекам, особенно когда сами хозяева (органы управления ими) их не берегут, инвесторы часто относятся хуже, чем к своим. Практика так называемых "двойных стандартов" широко распространена в мире, и в лесном секторе чаще всего встречается именно в таких ситуациях.

Третий большой минус - это лесные пожары, незаконные рубки и браконьерство. Создание разветвленной сети лесовозных дорог неизбежно откроет леса для множества пришлых людей, в том числе тех, для кого конкретно эти леса не особенно дороги или кто вообще рассматривает лес только с потребительской стороны. А резкий рост количества таких людей в лесах - это всегда причина роста количества лесных пожаров, случаев браконьерства, а также незаконных рубок. Не стоит забывать, что леса наши, особенно в таежной зоне, после ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства в 2000 году, и особенно после принятия нового Лесного кодекса РФ в 2006 году, превратились в огромную практически беспризорную территорию; а спрос на продукцию незаконных рубок и браконьерской охоты в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока по-прежнему очень высок. При этом арендатор по действующему лесному законодательству не обязан ни тушить лесные пожары, ни ловить "черных лесорубов", ни тем более охранять леса от браконьерства. В какой-то мере эти обязанности могут быть на него (арендатора) возложены - но в небольшой, которая явно не перевесит отрицательный эффект от открытия лесов для пришлых людей.

Эти минусы и риски можно было бы в какой-то мере смягчить разумными требованиями лесного законодательства - но нет их пока, этих разумных требований, и в обозримом будущем не предвидится. На прошедшей неделе в Лесной кодекс был внесен уже сороковой набор поправок со времени его принятия в 2006 году - и качество всех этих поправок однозначно доказывает, что примерно такой Лесной кодекс, как сейчас, представляет собой потолок законодательной мысли в лесной области. Ничего лучшего наши законодатели, видимо, породить не могут и в ближайшем будущем не смогут (как и создатели подзаконных нормативных правовых актов) - а значит, все перечисленные выше минусы и риски, и еще некоторые менее масштабные, сохранят свою актуальность в течение еще довольно многих лет. А это значит, что инвестпроект МТК-Дженькей, как и любой иной инвестпроект по добыче древесины, в обозримом будущем может принести Закаменскому району лишь ничтожные плюсы и огромные минусы, связанные с разорением и опустошением лесов.

Вполне понятно, что местные жители видеть у себя такое "освоение лесов" не хотят, а обещания республиканских властей и китайских инвесторов их не убеждают и не успокаивают.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 июн 2018, 10:57 

Сообщения: 2205

Вот за что я уважаю бурят, это за то, что они ЛЕС любят и реально защищают...
А что может принести любой "инвестпроект"? Да кроме вырубки леса - нихрена...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Текущее время: 25 июн 2018, 20:51


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Константин Кобяков, Ёгерь и гости: 23


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100