Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 июн 2018, 14:29 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 31132

По площади, пройденной весенними лесными пожарами (с начала пожароопасного сезона по 31 мая включительно), 2018 год оказался третьим с начала XXI века - после 2003 и 2008 гг. По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз (формы 4-ИСДМ), площадь, пройденная лесными пожарами на землях всех категорий, составила за этот период 8,3 миллиона гектаров (в 2003 и 2008 гг. - 10,2 и 9,8 млн. га соответственно). При этом для Дальневосточного федерального округа весенний лесопожарный сезон 2018 года оказался худшим с начала века: площадь, пройденная лесными пожарами с начала года, составила 5,7 миллионов гектаров.

Сравнение площадей, пройденных лесными пожарами на землях всех категорий по данным системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз (формы 4-ИСДМ) за период с 1 января по 31 мая включительно по годам - красная линия показывает суммарную площадь лесных пожаров по всей России, синие столбцы - по Сибирскому федеральному округу, и зеленые - по Дальневосточному федеральному округу:



По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, 45% всей пройденной лесными пожарами площади пришлось на Амурскую область, 9% - на Приморский край, по 8% - на Забайкальский и Хабаровский края, и 7% - на Еврейскую автономную область.

По данным региональных диспетчерских служб (согласно сводке ФБУ "Авиалесоохрана" за 1 июня 2018 года), лидерами по пройденной лесными пожарами площади остаются все те же пять регионов, но распределение оказывается несколько другим: на Амурскую область приходится 42% учтенной площади лесных пожаров, на Забайкальский и Хабаровский края - по 18%, на Еврейскую автономную область - 9% и на Приморский край - 7%.

В целом в оперативную отчетность ("количество и площадь лесных пожаров, возникших на территории субъектов Российской федерации в зонах наземного обнаружения и тушения и лесоавиационных работ по данным региональных диспетчерских служб лесного хозяйства с 01.01.2018 по 31.05.2018") пока попало 1,54 миллиона гектаров пройденной огнем площади - около 19% от площади лесных пожаров по данным дистанционного мониторинга.

Очевидно, что первичные оперативные данные о площадях лесных пожаров до включения в официальную статистическую отчетность будут еще проверяться и исправляться. Время на это есть: официальная статистическая отчетность по лесным пожарам ведется по кварталам, и показатели формируются на 35-й рабочий день после окончания отчетного периода (по данным Росстата, статистические данные по пройденной лесными пожарами площади за II квартал 2018 года должны быть обнародованы 15 августа).

Но пока, по состоянию на 1 июня 2018 года, примерно 4/5 пройденной лесными пожарами площади (по данным дистанционного мониторинга) за период с 1 января по 31 мая включительно не попали в оперативную отчетность.

Расхождение данных дистанционного мониторинга и региональных диспетчерских служб о площадях, пройденных лесными пожарами, отчасти связано с разными стандартами учета (в официальные сводки включаются данные не по всем категориям земель), отчасти - с погрешностью определения площадей как при наземном, так и при дистанционном мониторинге, но в первую очередь - с намеренным искажением и сокрытием сведений о лесных пожарах с целью формирования красивой отчетности (лесопожарной ложью).

Лесопожарная ложь является одной из важнейших причин несвоевременного и недостаточного реагирования органов управления лесами и лесопожарных организаций на рост пожарной опасности, лесные пожары и возникающие в связи с ними чрезвычайные ситуации. В долгосрочной перспективе лесопожарная ложь ведет к хроническому недофинансированию переданных субъектам РФ федеральных лесных полномочий по охране лесов от огня, а также к принятию многих ошибочных управленческих решений на федеральном и региональном уровнях. Невозможно построить грамотную и эффективную систему охраны лесов России от огня, не располагая точной и достоверной информацией о лесных пожарах, или не признавая эту информацию.


Лесные пожары в Забайкальском крае и Амурской области 1 июня 2018 года - мозаика космоснимков VIIRS с наложенными термоточками за день
и границами субъектов РФ



Пожары на природных территориях в целом

Ситуация с ландшафтными пожарами в целом (включая пожары на сельхозугодьях, выжигание стерни и т.д.) в 2018 году выглядит лучше, чем конкретно с лесными пожарами. На протяжении всего периода с начала года по конец мая усредненное за десятидневные периоды количество термточек системы дистанционного мониторинга пожаров FIRMS (по данным сенсоров MODIS спутников Terra и Aqua) по всей территории России было ниже среднемноголетних значений. Это отчасти объясняется погодными условиями, отчасти - действием введенного в ноябре 2015 года запрета на бесконтрольное, без соблюдения должных мер пожарной безопасности, выжигание сухой травянистой растительности. По итогам первых трех лет действия этого запрета можно уже с уверенностью утверждать, что он позволяет реально снизить количество поджогов сухой травы и причиняемый этими поджогами ущерб - как минимум в густонаселенных регионах Средней полосы и юга Европейской России. Динамика количества термоточек (для каждой даты - усредненное значение за десятидневный предшествующий период, включающий эту дату) - синяя линия соответствует средним значениям за 2002-2017 гг., красная - значениям за 2018 год:



Как и где конкретно сформулирован этот запрет?


Оценочно, полное соблюдение этого запрета всеми государственными и муниципальными органами и организациями, а также всеми землепользователями, может снизить площади ландшафтных пожаров в России примерно вдвое по сравнению со среднемноголетним уровнем начала XXI века. Конечно, полностью исключить палы сухой травы, стерни и тростника в обозримом будущем невозможно - победить дураков со спичками пока не по силам никакому государству; но радикальное сокращение количества весенних травяных палов поможет сосредоточить значительно большие силы на оперативном выявлении и тушении оставшихся, и тем самым обеспечить гораздо большую пожарную безопасность, и гораздо большую защищенность людей, домов, дачи и инфраструктуры от огня и дыма.

К сожалению, пока запрет на бесконтрольное и без соблюдения необходимых мер противопожарной безопасности выжигание сухой травы часто нарушается не только несознательными гражданами, но и государственными организациями, в том числе теми, на которые возложены полномочия по охране лесов от пожаров. В частности, в Амурской области, Забайкальском крае и в некоторых других субъектах РФ так называемые "контролируемые выжигания" сухой травянистой растительности планируются и проводятся на площадях, в десятки и сотни раз превышающих те, на которых можно обеспечить соблюдение необходимых мер противопожарной безопасности имеющимися силами. В результате этого "контролируемые" выжигания фактически превращаются в бесконтрольные, и практически не отличаются по своим параметрам и последствиям от обычных хулиганских выжиганий.


Герои нашего времени

Катастрофические весенние лесные пожары практически всегда - рукотворные (в отличие от летних, в развитии которых иногда значительную роль могут играть грозы). Большинство весенних лесных пожаров начинается там, где живут и работают люди, куда можно добраться по земле. Если эти пожары становятся массовыми и распространяются на огромные площади - значит, слишком многие люди не дружат с головой и не соблюдают элементарные меры противопожарной безопасности, а уполномоченные органы государственной власти не принимают достаточных мер по охране природных территорий от поджигателей, по своевременному выявлению и тушению начинающихся пожаров.

Самые большие площади весенних лесных пожаров 2018 года пришлись на Амурскую область - 45% от общей площади (по данным дистанционного мониторинга). Причина абсолютного большинства этих пожаров - палы сухой травы. Выяснить, какие именно из этих палов были просто хулиганскими, а какие - "контролируемыми", и какая доля лесных пожаров возникла от "контролируемых" выжиганий, невозможно - на практике одни от других ничем не отличаются, а данные о том, где и кем проводились "контролируемые" выжигания, не публикуются. Однако, можно с уверенностью утверждать, что выполнение планов по проведению "контролируемых" выжиганий в Амурской области (180 тыс. га в год согласно действующей редакции Лесного плана) с соблюдением необходимых мер противопожарной безопасности - в принципе невозможно. Если исходить из "Рекомендаций по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы", утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 марта 1999 года № 68, при соблюдении необходимых мер противопожарной безопасности и при благоприятных погодных условиях выжигаемая площадь может составлять около 0,4 гектара на одного квалифицированного работника в день. Таким образом, чтобы выжечь 180 тысяч гектаров сухой травы, с учетом того, что подходящие для этого безопасные условия бывают в лучшем случае в течение десяти-пятнадцати дней в году, нужны тридцать-сорок тысяч квалифицированных работников, обеспеченных необходимым оборудованием и техникой. В реальности в Амурской области таких квалифицированных работников в лучшем случае можно собрать несколько сотен человек, и едва ли их всех получится обеспечить всем необходимым для безопасной работы.

Таким образом, выполняя план по "контролируемым" выжиганиям, работники лесного хозяйства Амурской области неизбежно сами становятся виновниками крупных пожаров на природных территориях, в том числе лесных, и показывают дурной пример остальным жителям региона (и даже фактически принуждают многих жителей к выжиганию травы - поскольку надо же им как-то защищаться от огромных травяных палов, пускаемых "лесниками"). Все это происходит с ведома и одобрения Федерального агентства лесного хозяйства, которое не только согласовало десять лет назад Лесной план Амурской области с завышенными в сотни раз показателями по "контролируемым" выжиганиям, но и сейчас вполне одобряет сложившуюся в Приамурье практику выжиганий.

Еще одной причиной разрастания лесных пожаров в Приамурье на огромные площади является несвоевременное и неадекватное реагирование на них, которое объясняется не только хронической нехваткой сил и средств для охраны лесов от огня (переданные региону лесные полномочия финансируются из федерального бюджета в лучшем случае на одну десятую от реальной потребности), но и лесопожарной ложью - намеренным сокрытием сведений о масштабах лесных пожаров. Режим чрезвычайной ситуации в связи с лесными пожарами в Амурской области был введен примерно с недельным опозданием, когда ситуация уже полностью вышла из-под контроля; в середине мая режим ЧС был необоснованно снят - региональные власти и Рослесхоз отчитались от ликвидации всех лесных пожаров, хотя они (пожары) продолжали действовать, и продолжают действовать до сих пор. Сейчас режим ЧС в связи с лесными пожарами опять введен, но только в двух муниципальных районах - хотя ситуация сейчас явно намного хуже, и огнем охвачены гораздо большие площади, чем 7 апреля, когда вводился режим ЧС регионального характера. 82% пройденной лесными пожарами в Амурской области площади не попали в официальные сводки, и пока Рослесхоз, в чьи полномочия входит контроль за достоверностью сведений о лесных пожарах, пока никак на это не реагирует.

Таким образом, бардак с охраной лесов от пожаров в Амурской области имеет ярко выраженный системный характер - то есть проблемы возникают не на уровне конкретных лесничеств, районов, руководителей на местах, а на уровне региона в целом; и похожий системный беспорядок наблюдается в соседних регионах (просто им чуть больше повезло с весенней погодой в 2018 году). Если бардак имеет системный характер - значит, в нем виноваты в первую очередь не конкретные специалисты на местах (лесничие, пожарные, главы местного самоуправления и т.д.), а чиновники более высокого уровня - как минимум, руководители уполномоченных региональных и федеральных органов исполнительной власти. Выжигать траву на огромных площадях и скрывать основную часть пройденной лесными пожарами площади от оперативного учета в принципе невозможно без хотя бы молчаливого согласия с их стороны. Вот они, эти руководители - в определенном смысле герои нашего смутного времени:


Слева - заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
И.В.Валентик, справа - заместитель председателя Правительства Амурской области – министр лесного хозяйства и пожарной безопасности
Амурской области А.В.Венглинский (фотографии с сайтов Рослесхоза и Правительства Амурской области). Оба занимают свои руководящие
должности с 2014 года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 20 сен 2018, 19:31


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Константин Кобяков, Мишель и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100