Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
Сообщения: 30256
Крупнейшая в Забайкальском крае за последнюю четверть века инвестиционная лесопромышленная пустышка - проект по строительству китайского Амазарского лесопромышленного комплекса в пгт Амазар Могочинского района - может лопнуть в ближайшее время. Проект, тянущийся уже около девятнадцати лет, изначально был совершенно бесперспективным - в Могочинском районе просто нет таких лесных ресурсов, которые могли бы обеспечить долгую устойчивую работу крупного целлюлозного и лесопильного предприятия. Однако, китайской стороне он сулил очень короткий и простой выход к Транссибирской магистрали на одном из самых малолюдных ее участков - концепция проекта была неразрывно связана с идеей строительства нового моста через Амур и открытия пограничного перехода Покровка-Логухэ. С российской стороны этот проект в течение многих лет обеспечивал видимость кипучей деятельности по развитию лесного сектора Забайкалья, тем самым подкармливая и поддерживая немалую стайку причастных чиновников.
Проект был задуман Народным правительством провинции Хэйлунцзян (Китай) в 1999 году для компенсации за счет российских лесов острой нехватки древесины в Китае, возникшей после введения там запретов на промышленные рубки в своих естественных лесах. В то время интенсивное лесоразведение в Китае только развивалось, и до начала нового роста собственных объемов лесопользования оставалось около десяти лет. Строительство началось в 2004 году; за прошедшее время масштабы проекта и сроки его реализации неоднократно менялись. Последний по времени документ - проект программы развития приграничных территорий Забайкальского края до 2025 года - предусматривает строительство целлюлозного завода по производству до 400 тыс. тонн целлюлозы в год, лесопильного производства с объемом выпуска пиломатериалов 125 тысяч кубометров в год, а также мостового перехода Покровка-Логухэ через Амур (и, соответственно, пункта пропуска через государственную границу).
Динамика объемов собственной заготовки древесины в Китае по данным FAOSTAT (в миллионах кубометров). Красной точкой на графике показан год первого упоминания идеи Амазарского ЛПК в летописях (1999), синей - год начала подготовительных строительных работ (2004)
Лесропромышленный комплекс такого размера в Амазаре, с учетом экстремально низкой продуктивности большинства потенциально доступных для него лесов (из-за мерзлотных почв и сурового климата), а также с учетом истощенности их прошлыми рубками, воровством и пожарами, заведомо не может быть обеспечен лесными ресурсами на длительную перспективу. Этот проект - всего лишь ключ к оставшимся на востоке Забайкалья небогатым ресурсам ценной хвойной древесины, которых могло бы хватить на десятилетие интенсивного лесопользования, и обоснование для строительства нужного китайской стороне нового мостового перехода через Амур. Российские чиновники пытаются представлять этот проект как меру по спасению Амазара и в целом Могочинского района от бегства населения и дальнейшего запустения - однако, в реальности эффект получается обратный: за время строительства этого китайского предприятия численность российского населения Амазара сократилась более чем на 12 процентов, что много даже по забайкальским меркам.
К настоящему времени в рамках проекта построена плотина на реке Амазар. По данным международного координатора экологической коалиции "Реки без границ" Евгения Симонова, это первый случай, когда в современной России иностранной фирмой построен промышленный гидроузел на крупной реке, полностью нарушающий экологические взаимосвязи в водном бассейне площадью более десяти тысяч квадратных километров. Более того, перекрывшая реку в прошлом году плотина была построена без экологической экспертизы и обсуждения с местными жителями. Она нарушила пути миграции примерно двадцати видов местных рыб и поставила под угрозу уничтожения крупнейшую на Верхнем Амуре популяцию сибирского тайменя, внесенного в международную и краевую красные книги. Так называемый "рыбоход" построен в амазарской плотине по устаревшей технологии, и до сих пор его эффективность остается неподтвержденной никакими научными исследованиями.
Состояние Амазарского ЛПК и плотины на реке Амазар в сентябре 2017 года. Мозаика снимков с сайта planet.com (более поздние снимки и мозаики менее информативны из-за снегового покрова и льда на реке)
Однако, пустышки не бывают вечными - рано или поздно они неизбежно заканчиваются крахом. Эта стадия развития амазарского проекта еще не наступила, но появились явные признаки ее приближения.
Во-первых, недавно стало известно, что совет директоров китайского концерна по производству швейных машин ZJR (главного потенциального инвестора Амазарского ЛПК) принял решение о полном прекращении "в целях защиты интересов акционеров и инвесторов" всех процедур непубличного размещения акций на Шэньчженьской фондовой бирже для финансирования строительства Амазарского ЛПК. Это значит, что надежды на рыночные механизмы привлечения инвестиций у амазарского проекта больше практически нет - он сможет существовать и развиваться только в том случае, если заинтересованные в нем лица смогут найти и освоить какой-нибудь ручеек бюджетных денег с китайской или с российской стороны. Бюджетные деньги, конечно, могут быть вложены и в совершенно бесперспективный проект под одни лишь красивые обещания - но таких пустых проектов с красивыми обещаниями хватает и без Амазарского ЛПК.
Во-вторых, был получен ответ на обращение к Президенту РФ. В ответе приводится много интересных исторических данных о развитии амазарского проекта, но главное, что в нем есть - это информация об отказе в согласовании его включения в измененном виде (в связи со срывом ранее установленных сроков реализации) в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Вот полный текст этого ответа:
В своем письме товарищ Гулий из АП пишет что прикладывает какие-то протоколы. Он действительно что-то приложил и там было что-то интересное? В целом напрягает что Гулий не ставит под сомнение неоходимость создания мостового погранперехода. И не советует проанализировать разумность этой меры и наличие альтернатив. Если думать что главной задачей Амазарского Комбината было подтолкнуть создание перехода, то теперь когда оно включено в программы развития БР и ДВР инициаторы проекта могут сконцентрироваться именно на нем.