Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23 авг 2017, 21:11 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28904

Уважаемые коллеги и гости Лесного форума Гринпис России! После возвращения из Германии хочу поделиться своими впечатлениями о лесном хозяйстве этой страны и предлагаю посмотреть краткое интервью по этому поводу:

Атмосфера. Лесопользование в Германии

В начале этого года я повышал квалификацию по теме: «Государственное управление лесами Германии». Финансирование расходов было из федерального бюджета этой страны, ознакомление с системой государственного управления лесами проходило в течение двух месяцев, условием получения гранта было знание профессионального немецкого языка и поддержка немецких коллег – преподавателей лесных вузов и управленческих структур лесного хозяйства Германии.

Самостоятельного министерства лесного хозяйства на федеральном уровне в Германии не существует, функции управления лесами осуществляет подразделение в составе Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства.

Говоря о государственном управлении лесами следует отметить основные базовые положения, на которых оно строится: федеративное устройство страны, исторически выдержанный баланс между законодательным регулированием и лесных отношений и наличием традиций и обычаев, рамочное лесное законодательство на всех уровнях и преобладание диспозитивных методов управления лесами.

Внесу пояснения к вышесказанному.

Федеративное устройство Германии формально схоже с федеративным устройством России. Однако реализация на практике принципов федерализма в корне отличает наши страны и, в частности, лесное хозяйство.

В Германии действует рамочный федеральный лесной закон, принятый в 1975 году, в который, за время его существования, было внесено всего три поправки.

Леса, произрастающие на территории федеральных земель, находятся в их собственности. Каждая федеральная земля имеет собственные полноценные лесные законы, исходя из экономических, лесохозяйственных и социальных условий и традиций. Лесные законы земель также носят рамочный характер. Какой-либо жесткой управленческой связи или контрольно-надзорной между федеральным уровнем управления лесами и землями не существует. Каждая земля выполняет функции по управлению лесами автономно, без оглядки на федералов.

Давние традиции и обычаи ведения лесного хозяйства на практике рассматриваются как полноценные источники лесного права. Видимо по этой причине ни в какой земле нет никаких подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. В это трудно поверить российскому работнику лесного хозяйства, но это действительно так. Есть красочные наставления и рекомендации, носящие пожелательный и учебно-практический характер, с широким диапазоном различных показателей для практического применения и выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

В связи с этим приходит на ум наша известная поговорка: «Забудь всему, чему тебя учили в вузе», в Германии в адрес молодых специалистов лесного хозяйства она звучит иначе: «Вспомни чему тебя учили в лесном вузе и примени это на практике».

Действительно, в основу любого НПА положено какое-либо учение или теория, поэтому они не могут быть лучше, чем сама теория. А вот суконный язык нормативного правового акта делает его трудноприменимым в реальной жизни, которая гораздо богаче, разнообразнее и динамичнее. К тому же многие наши акты носят исключительно императивный характер, что сковывает творческую инициативу работников лесного хозяйства…

Немецкие государственные лесхозы в нашем понятии – это комплексные лесные предприятия, которые заготавливают древесину, ведут охотничье хозяйство, управляют лесами, покупают и продают лесные земли, осуществляют контрольные и надзорные функции. Финансируются такие лесхозы из двух источников: из государственного бюджета конкретной федеральной земли и зарабатывают средства самостоятельно от продажи продукции (древесина, охота и пр.) и оказания услуг (населению, частным лесовладельцам и пр.). Все это напоминает схему финансирования наших лесхозов времен СССР.

О лесной экономике у нас и в Германии.

Несмотря на абсолютное совпадение названий, содержание экономик абсолютно различное. Для нас экономика часто ассоциируется с самым верхним ее срезом - соотношением доходов и расходов, не принимая во внимание факторы, повлиявшие на это соотношение. Это не экономика - это лесное счетоводство.

У немцев лесная экономика имеет очень широкое содержание, куда входят следующие неэкономические факторы: почвенные условия, климат и осадки; соответствие целевых древесных пород месту произрастания, инвентаризация с лесоустройством и, только потом сопоставление доходов и расходов лесного хозяйства.

Экономические показатели поднимают не каким-либо одним авральным проектом, например, интенсификацией лесопользования, а грамотным ведением лесного хозяйства с учетом достижений лесной науки и результатами практической деятельности.

В лесном хозяйстве Германии редко говорят о лесной экономике вообще, чаще об экономике по конкретной древесной породе: экономика сосны, ели и т.п.

Для каждой древесной породы установлена целевая концепция, например, для ели –это 100 деревьев/га, с учетом конкретного местопроизрастания…

Нет лесной экономики без лесного планирования. Лесоустроительные проекты составляются сроком на 10 лет, а каждый лесхоз составляет ежегодные планы ведения лесного хозяйства в рамках этого периода.

Все лесохозяйственные мероприятия и лесозаготовка основаны на творческом подходе и не имеют жесткой регламентации. Например, допускаются ежегодные перерубы лесхозами расчетной лесосеки, но к концу лесоустроительного периода фактическая заготовка должна соответствовать расчетной лесосеке. Расчетная лесосека определяется по каждому лесхозу и по каждому лесничеству. Объем рубки в течение года определяет самостоятельно лесничий на основе ежегодного плана ведения лесного хозяйства.

В ежегодном плане происходит соединение натуральных показателей лесоустройства со стоимостными, исходя из рыночных условий по каждой лесохозяйственной работе или лесозаготовительному циклу работ включая продажу древесины и оказание услуг.

Решение о рубке насаждений принимается в лесхозе исходя из диаметра насаждения, а не его возраста, часто проводят селективные заготовки.

В каждом земельном центральном управлении лесами имеется собственное подразделение выполняющее весь комплекс работ по инвентаризации и лесоустройству для каждого лесхоза на 10-летний период. Хотя, лесоустройство могут проводить как силами государственных лесоустроительных предприятий, так и сторонними частными специализированными организациями.

Стоимость проведения лесоустройства вместе с инвентаризацией - около 60 евро/га.

10-летний лесоустроительный план содержит только натуральные показатели.

Государственные лесхозы могут выполнять лесозаготовительные работы как своими силами, так и сторонними специализированными организациями.

Некоторые государственные лесные предприятия имеют собственными харвесторы и форвардеры, некоторые считают это экономически нецелесообразным и приглашают сторонних предпринимателей.

Для заключения договора на выполнение лесозаготовительных работ со сторонними предпринимателями центральные поземельные органы управления лесами объявляют конкурс в рамках всего европейского сообщества.

Лесные участки для заготовки древесины в аренду нигде в Германии не сдают, исключение составляет лишь охотпользование.

Весь персонал в государственном лесном предприятии (лесхозе) имеет специальное лесное образование, исключение составляют лишь сотрудники, работающие в таких областях как работа с общественностью, IT-персонал, уборщицы и т.п.

Государственные лесные предприятия охотно берут на производственную практику студентов лесных вузов и училищ. Если студент при прохождении практики одновременно работает в лесхозе, то он получает заработную плату от 250 до 550 Евро/мес.

Молодой специалист, окончивший лесной вуз или лесное училище, прибывая на работу в государственное лесное предприятие, обязан отработать один год как практикант затем сдать экзамен, получить свидетельство и только потом приступить к самостоятельной более оплачиваемой работе.

Рабочий на лесозаготовках зарабатывает около 2000 евро/мес брутто или 1400 евро/мес нетто плюс премиальные. Но это, как правило, только для рабочих. Руководящий состав получает твердый оклад. Например, руководитель государственного лесного предприятия получает в среднем 70 тыс. евро/год.

Лесные государственные предприятия продают древесину самостоятельно в круглом виде, перерабатывающих мощностей они не имеют.

Перевозка заготовленной древесины во двор потребителя производится сторонними предпринимателями, стоимость автомобильной перевозки 10-12 евро/кбм, среднее расстояние поставки древесины во двор потребителю - около 70-100 км.

Участковый лесничий работает только с натуральными показателями и порой не знает кому будет отгружена заготовленная древесина, Покупатели древесины не знают из какого лесничества поступает древесина.

Договора поставки круглого леса очень просты: 1-2 страницы текста, построены на доверии и честном слове предпринимателей.

Консультации частных и коммунальных лесовладельцев производят сотрудники государственных лесных предприятий бесплатно. В структуре практически каждого государственного лесного предприятия имеется отдел или ответственный сотрудник за оказание консультационных услуг в области ведения лесного хозяйства лесозаготовок продажи заготовленной древесины или бухгалтерского учета…

Продолжение следует …. готов ответить на вопросы посетителей форума.

Профессор, д.э.н., заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ имени С.М. Кирова В.Н. Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 авг 2017, 10:37 

Сообщения: 6

Куда поступают средства от использования лесов?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 авг 2017, 10:51 

Сообщения: 114

Получается совмещение надзор и контроль и использование лесов без проблем в Германии .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 авг 2017, 12:19 

Сообщения: 872

Спасибо Владимир Николаевич за интересный экскурс. Очень любопытно. Правда сразу на ум приходит поговорка: "Что русскому хорошо, то немцу смерть". И наоборот))))
Хотя в классическом лесоводстве как раз и говорится о значительной роли лесничего и свободе его действий в отношении вверенного ему леса.
Жаль что мы идем другим путем. У нас наблюдается тотальное недоверие к лесничему и попытка зарегулировать НПА все и вся....
Чего стоит только 154 приказ Минприроды России))))
Ждем продолжения!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 авг 2017, 21:52 

Сообщения: 426

В каждой федеральной земле существует свой экономический механизм использования средств, государственными лесхозами.
Заработанные государственными лесхозами средства от использования лесов и оказания услуг могут идти на покрытие понесенных расходов, а превышение направляется в центральное поземельное управление лесами.
Могут все заработанные средства уходить в центральное поземельное управление лесами, а потом возвращаться на покрытие понесенных расходов.
Основная задача центрального аппарата каждого земельного управления лесами заключается не в максимизации прибыли от промышленной деятельности лесничеств, а в оптимизации их затратной части.
Например, стоимость единицы работ по созданию лесных культур устанавливает руководитель государственного лесхоза самостоятельно, исходя из рыночных цен и стоимости работ прошлых лет.
Это трудно понять, в это можно только поверить...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 авг 2017, 22:35 
Грешнов Сергей Петрович
Аватара пользователя

Сообщения: 6614
Откуда: Подольск

lecovoi писал(а):
Получается совмещение надзор и контроль и использование лесов без проблем в Германии .
Есть огромная разница между статусом лесхозов в Германии и в России. В Германии в частной собственности половина лесных земель, еще процентов 20 - корпоративные леса. Таким образом, лесхозы и частные структуры занимаются хоздеятельностью на заведомо не пересекающихся территориях и лесхозы на это повлиять не могут. Таким образом, у них нет конфликта интересов. В России передача лесов в аренду означает их потерю лесхозами. Таким образом, лесхозы, по понятным причинам, никогда не будут заинтересованы в развитии аренды. Поэтому и контроль с их стороны никогда не будет независимым как в Германии если на них его, не дай бог, возложат.
ПВН писал(а):
Например, стоимость единицы работ по созданию лесных культур устанавливает руководитель государственного лесхоза самостоятельно, исходя из рыночных цен и стоимости работ прошлых лет.
Это трудно понять, в это можно только поверить...
По-моему, как раз это понять можно. Собственник не должен вмешиваться в работу управляющего в межотчетный период. Это нормально.

_________________
ООО"ЛесИС", ГИС TopoL-L - непрерывное лесоустройство для лесного хозяйства
http://www.lesis.ru/prices/videotour.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 10:16 

Сообщения: 426

Статус государственных предприятий, к которым относят в Германии лесхозы, устанавливается специальными законами земель.
Этот закон распространяется не только на государственные лесные предприятия но и на другие государственные предприятия социальной сферы.
Вопрос об отделении производственных функций от государственных организаций, которые могут самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, никогда не стоял. Доверие - составная часть давних традиций.

Контрольно-надзорные функции за деятельностью частных лесовладельцев со стороны государственных лесных предприятий (лесхозов) не проводятся. Наоборот, государственные лесные предприятия (лесхозы) оказывают всевозможную помощь частным лесовладельцам как на платной, так и на безвозмездной основе.

Самый "страшный" контролер в Германии за деятельностью частных лесовладельцев - это финансовая служба, в составе которой есть отдел, где работают лесные специалисты (экономисты со знанием лесного хозяйства), которые проверяют их деятельность с выходом в натуру и сличают с планом лесоустройства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 10:28 

Сообщения: 114

Интересно было бы поподробнее узнать о деятельности частных лесовладельцев.Есть ли отличие от гослесхозов ?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 14:49 
Грешнов Сергей Петрович
Аватара пользователя

Сообщения: 6614
Откуда: Подольск

ПВН писал(а):
государственные лесные предприятия (лесхозы) оказывают всевозможную помощь частным лесовладельцам как на платной, так и на безвозмездной основе.
Выбить эти слова в мраморе и поставить на постаменте перед ФАЛХ и МПР РФ. )))

_________________
ООО"ЛесИС", ГИС TopoL-L - непрерывное лесоустройство для лесного хозяйства
http://www.lesis.ru/prices/videotour.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 15:17 

Сообщения: 76

ПВН писал(а):
...... лесные специалисты (экономисты со знанием лесного хозяйства), которые проверяют их деятельность с выходом в натуру и сличают с планом лесоустройства.

А у нас скоро и просто лесные специалисты переведутся.......экономистов в Минэкономразвитии занимать будем, они уже нам ЛК подогнали, что не в сказке рассказать, не бульдозером убрать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 15:48 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28904

Грешнов писал(а):
ПВН писал(а):
государственные лесные предприятия (лесхозы) оказывают всевозможную помощь частным лесовладельцам как на платной, так и на безвозмездной основе.
Выбить эти слова в мраморе и поставить на постаменте перед ФАЛХ и МПР РФ. )))
У нас тоже оказывают помощь - "предоставляют услуги", тоже как на платной, так и на безвозмездной основе.

Услуживать - служить, оказывать услуги, угождать, стараться быть полезным, помогать (словарь Даля);

Услуга - 1. Действие, приносящее пользу, помощь другому. 2. мн. Бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (словарь Ожегова).

Вот, например, в Новгородской области:

Указ Губернатора Новгородской области от 14.08.2017 № 300 "Об утверждении временного административного регламента предоставления государственной услуги по приему отчетов о защите лесов от лиц, осуществляющих использование лесов, а также осуществляющих мероприятия по защите лесов"

Указ Губернатора Новгородской области от 21.04.2017 № 148 "Об утверждении временного административного регламента предоставления государственной услуги по приему отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении от лиц, осуществляющих воспроизводство лесов и лесоразведение"

Указ Губернатора Новгородской области от 18.04.2017 № 140 "Об утверждении временного административного регламента предоставления государственной услуги по приему отчетов об охране лесов от пожаров от лиц, осуществляющих использование лесов, а также осуществляющих мероприятия по охране лесов"

Указ Губернатора Новгородской области от 25.11.2016 № 417 "Об утверждении временного административного регламента предоставления государственной услуги по приему отчетов об использовании лесов от лиц, осуществляющих использование лесов"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 17:11 

Сообщения: 306

Цитата:
Решение о рубке насаждений принимается в лесхозе исходя из диаметра насаждения, а не его возраста, часто проводят селективные заготовки.

В каждом земельном центральном управлении лесами имеется собственное подразделение выполняющее весь комплекс работ по инвентаризации и лесоустройству для каждого лесхоза на 10-летний период. Хотя, лесоустройство могут проводить как силами государственных лесоустроительных предприятий, так и сторонними частными специализированными организациями.

Стоимость проведения лесоустройства вместе с инвентаризацией - около 60 евро/га.


Приисковые рубки короче. Ну это логично... А вот цена за л/у с инвентаризацией... Что они (л/у предприятия) делают за эти деньги? Наши ооошки уже похоже слюной подавились при виде такой вкусной цены )))

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 17:17 

Сообщения: 426

Консультации частных лесовладельцев со стороны государственных лесхозов - бесплатны.
Повышение квалификации для частных лесовладельцев по конкретным темам (лесовосстановление, заготовка древесины, лесное планирование и пр.) оказываются на платной основе.

Государственный лесхоз может оказывать услуги частным лесовладельцам в области лесного планирования, предлагая различные пакеты услуг, например:
1 лесное планирование (лесоустроительный проект) стоимость пакета около 10 евро/га
2 лесное планирование + ежегодные планы рубок и лесовосстановления примерно 15 евро/га
3 лесное планирование +ежгодные планы рубок и лесовосстновления + полное сопровождение ведения лесного хозяйства и бухгалтерской отчетности 35-40 евро/га/год.

Если частный лесовладелец соглашается на пакет номер 3, то государственный лесхоз получает от продажи древесины 4,5%. Это выгодно обоим сторонам так как появляется интерес к продаже древесины по высоким ценам

Если государственный лесхоз берет практикантов-студентов, то получает из поземельного государственного бюджета денежные средства в размере от 23 до 26 тыс евро/год на одного практиканта.

Студент-практикант, в свою очередь, получает около 300 евро/мес из поземельного бюджета. Если практикант желает работать на какой-либо должности то он оформляется на работу и получает дополнительные денежные средства.

После окончания практики руководство государственного лесного предприятия принимает у каждого практиканта экзамен с выдачей удостоверения о прохождении практики с выставлением оценки.
Практика студентов рассматривается в отчетности государственных лесхозов как разновидность услуги, которую они оказывают конкретной федеральной земле с целью закрепления молодых специалистов в лесном хозяйстве.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2017, 19:33 

Сообщения: 426

Стоимость создания лесоустроительных проектов сторонними частными специализированными предпринимателями гораздо ниже и составляет 15-30 евро/га (цены 2016 года).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 01:45 

Сообщения: 306

Цитата:
Лесоустроительные работы ведет Потсдамский институт лесоустройства с филиалами в Шверине, Дрездене и Веймаре. В его составе имеются почвоведческие, геодезические, картографические и лесоустроительные бригады с 6—9 специалистами в каждой. Лесоустроительные работы продолжаются 3 года. Ежегодно лесоустраивается 200—220 тыс. га лесов; средняя годовая норма работ для почвоведа и таксатора — 3 тыс. га, для геодезиста — 4 тыс. га.

Владимир Николаевич! Проектирование - проектированием. Я же просил рассказать именно про лесоустройство. Что представляет из себя лесоустройство и инвентаризация. Почему частники берут за эти виды работ такие большие деньги и чем это обусловлено?
Цитата:
окружные лесничества подразделяются на участковые лесничества площадью 800—1000 га

Структура практически как и у нас. Минсельхоз - Госкомлеса (с общественным советом) - гослеспредприятия (20 шт) - окружные лесничества - участковые лесничества. Что не так с нашей системой госуправления?

Нет аренды для лесов, а есть частная собственность. Лес либо частный, либо государственный. Нет такого как у нас - помусолил и бросил... Возникает ещё один вопрос. В 2006-м попытки то предпринимались передать леса РФ в частную собственность. Я понимаю, что по кадастровой стоимости (хотя бы) отдельные земельные участки стоят миллиарды, а по России в целом - триллионы. Тем не менее, заемные средства можно получить в банках на длительные сроки, соответственно под залог земли и другие гарантии. Почему сегодня никто не поднимает эти вопросы?

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 10:52 

Сообщения: 15

ПВН писал(а):
Стоимость создания лесоустроительных проектов сторонними частными специализированными предпринимателями гораздо ниже и составляет 15-30 евро/га (цены 2016 года).

Владимир Николаевич! Можно ли где-то в интернете посмотреть (или скачать) лесоустроительный проект какого-нибудь частного или государственного лесного предприятия. Или это закрытая информация?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 18:17 

Сообщения: 426

Лесоустройство - это основа для ведения лесного хозяйства, лесного планирования и лесной экономики. Все начинается с лесоустройства и заканчивается лесоустройством.
В Германии нет единых правил для всей страны для проведения лесоустройства и составления лесоустроительных проектов.
Проведение лесоустройства и составление лесоустроительного проекта для частных лесовладельцев, имеющих небольшие лесные площади, - необязательно.
Как правило, в каждой федеральной земле существуют свои подходы и требования к проведению инвентаризации и лесоустройства. Но есть много общего.
Лесоустроительный проект составляют на 10 лет для каждого государственного лесхоза. В лесоустроительном проекте только натуральные показатели.
На основе этого документа планирования каждый лесхоз составляет ежегодный планы ведения лесного хозяйства, соединяя натуральные показатели со стоимостными.
Лесоустроительный проект не является секретным документом, с его содержанием может ознакомится каждый местный житель, придя в лесхоз. Но этого никто не делает, т.к. есть более интересные темы для проведения свободного времени.
В открытом доступе, например, в сети интернет, лесоустроительный проект не найти, он интересен только работникам лесного хозяйства.
Состоит такой проект из трех частей: описательная часть, анализ прошлого периода и план развития насаждений и пр. на следующие 10 лет + картографический материал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 20:01 

Сообщения: 306

Но электронная веб карта лесов то есть? сервис по-любому то должен быть? В Чехии ведь есть... пусть даже в виде страт, но есть.

Натуральные показатели и у нас есть. Только в нашей луи такие требования, что соблюсти их не представляется возможным. Никак. Кроме того, у нас натуральные показатели искажены вследствие "подводки" их под определённые мероприятия. Основной виновник - метод классов возраста. Альтернатива ему - техническая спелость насаждений. Однако нет методик для исчисления объёмов пользования и соответственно ни о каком рациональном и неистощительном лесопользовании и речи быть не может.

По планшетам и прочим лесным картам. Так и у нас требований толком никаких - размеры, масштаб. Всё остальное - не законно, без труда оспаривается в арбитраже и жалобами в УФАС. Так сказать "применяется на добровольной основе".

Другая сторона вопроса - национальная инвентаризация лесов. Охватывает ли она все леса (частные и государственные) и всех ли земель, на которых расположены леса федерации? Проводится ежегодно?

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 20:40 

Сообщения: 1847
Откуда: Кировская область, образование : СЛТ; УГЛТА.

В нашей стране такая ситуация не только с лесами. Не знаю как в других странах конечно...
Сколько, какого, где... леса - никто не знает. Сколько водных ресурсов - то же самое. Сколько земель пахотных..., сколько угля, нефти, газа, песка, глины, золота, бриллиантов.... Сколько народу проживает и чем там этот народ занимается... Сколько оружия у кого...
Не удивлюсь, если окажется что даже неизвестно, сколько у нас самолетов, вертолётов, кораблей сейчас в стране "на ходу", а сколько просто числится :-).
Так что до инвентаризации лесов дело ещё очень долго не дойдет... Нафиг кому эти деревья сдались. Ежегодно миллионами гектар дохнут и рождаются новые...
Даже смысла их считать сейчас нет никакого.
Ну узнали мы сколько штук деревьев и каких где растёт. Всё равно эта информация никакой реальной пользы государству сейчас не принесёт. Не нужна государству эта информация. Не до пустяков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 20:56 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28904

Архипов писал(а):
Другая сторона вопроса - национальная инвентаризация лесов. Охватывает ли она все леса (частные и государственные) и всех ли земель, на которых расположены леса федерации? Проводится ежегодно?
Да, НИЛ в Германии охватывает все леса. За ее планирование и за обработку данных отвечает Thünen-Institute (German Federal Research Institute for Rural Areas, Forestry and Fisheries - Федеральный исследовательский институт Германии по сельским территориям, лесному и рыбному хозяйству). За сбор данных отвечают федеральные земли.

НИЛ основывается на стандатизованном для всей страны подходе. Используются кластеры постоянных пробных площадей по четыре в кластере (в углах квадрата со стороной 150 м). Используется "базовая" сеть кластеров (4х4 км), а в отдельных ситуациях - разреженная (8х8 км) или загущенная в два (2,83х2,83) или четыре (2х2 км) раза. Плановая периодичность НИЛ - раз в десять лет (обязательность проведения НИЛ раз в десять лет законодательно закреплена в 2010 году).

Первая НИЛ проводилась в 1987 году только на территории ФРГ. Вторая НИЛ - в 2002, и третья - в 2012. Кроме того, проводились промежуточные исследования - в 2008, и в 2017 со специальной оценкой углеродного баланса. Следующая НИЛ будет проводиться в 2021-2022 гг.

Некоторые обзорные материалы на английском:

German National Forest Inventory

The German National Forest Inventory: an instrument for data provision and beyond

The Design of the Second German National Forest Inventory

The Forests in Germany. Selected Results of the Third National Forest Inventory


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 авг 2017, 21:05 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28904

БРОННИКОВ писал(а):
Не удивлюсь, если окажется что даже неизвестно, сколько у нас самолетов, вертолётов, кораблей сейчас в стране "на ходу", а сколько просто числится :-).
Это еще что. Вряд ли кто-нибудь знает, столько у нас действует относящихся к лесу нормативных правовых актов, хотя бы федерального уровня. Они плодятся, как мыши, и чтобы только уследить за ними за всеми, впору создавать какую-нибудь "ЕГАИС НПА"...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 авг 2017, 03:26 

Сообщения: 306

Редактор новостей писал(а):
НИЛ в Германии охватывает все леса. За ее планирование и за обработку данных отвечает Thünen-Institute (German Federal Research Institute for Rural Areas, Forestry and Fisheries - Федеральный исследовательский институт Германии по сельским территориям, лесному и рыбному хозяйству). За сбор данных отвечают федеральные земли.

НИЛ основывается на стандатизованном для всей страны подходе. Используются кластеры постоянных пробных площадей по четыре в кластере (в углах квадрата со стороной 150 м). Используется "базовая" сеть кластеров (4х4 км), а в отдельных ситуациях - разреженная (8х8 км) или загущенная в два (2,83х2,83) или четыре (2х2 км) раза. Плановая периодичность НИЛ - раз в десять лет (обязательность проведения НИЛ раз в десять лет законодательно закреплена в 2010 году)...

Наша НИЛ тоже не плоха - основана на натуральных показателях (и это правда). Но она не состоятельна и потому как кластеры привязаны к таксации с заведомо недостоверными (устаревшими, искажёнными) данными в большинстве случаев, и вследствие хаотичного размещения малого количества страт на огромной территории (вся эта вариативная статистика тут не причём), и методика хромает (особенно в части итоговых данных), и много труднодоступных участков... а ещё у нас присутствует негативный человеческий фактор - разгильдяйство.

Спасибо, Алексей, за ссылки.

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 авг 2017, 08:38 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28904

В нашей ГИЛ нет кластеров - пробные площади одиночные.

Кластеризация пробных площадей в ГИЛ (НИЛ) - это способ существенно сократить расходы при несущественном снижении точности результатов. Никакого другого смысла, кроме экономии сил, времени и денег, в кластеризации пробных площадей нет.

Поэтому в Германии, с их развитой дорожной сетью и финансово благополучным лесным хозяйством, кластеризация пробных площадей есть: немцы, очевидно, заинтересованы в получении достаточно качественного результата при минимальных, насколько это возможно, расходах. А у нас, при наших огромных площадях труднодоступных лесов (в которых кластеризация наиболее эффективна), и при тотальной лесной нищете - кластеризации нет. Очевидно, что если результат ГИЛ не достигается (кроме освоения бюджетных средств) и в рамках существующей методики достигнут быть не может - кластеризация или ее отсутствие на это повлиять не могут.

Но вот что важно в контексте обсуждаемой темы.

Германия - родина классического лесоустройства. Но уже больше тридцати лет назад они разделили лесоустройство и ГИЛ, сочтя, что разные задачи в области инвентаризации лесов и лесного планирования надо решать разными методами, т.к. это точнее и дешевле. И они продолжают двигаться в этом направлении - сейчас разделение лесоустройства и ГИЛ окончательно и бесповоротно закреплено на законодательном уровне.

Думаю, что у нас тоже иного пути нет (и ни у одной другой крупной лесной страны, на мой взгляд, иного пути нет). Но поскольку прошлая, продолжающаяся до сих пор, попытка создания ГИЛ обернулась большой аферой - ГИЛ придется создавать заново. И тут немецкий опыт пригодится; хотя я бы скорее ориентировался на скандинавский, как более подходящий для таежной зоны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 авг 2017, 10:06 

Сообщения: 426

Ниже ссылка на общее состояние лесного хозяйства Германии, статья немного устарела, готовлю новый обзор, опираясь на последнюю инвентаризацию лесов.

http://www.lesprominform.ru/jarchive/ar ... mshow/1948


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 авг 2017, 01:53 

Сообщения: 306

Алексей, я имел ввиду страту, а не кластер. Моя ошибка, признаю. Просто в обиходе у инженеров ГИЛ из Рослесинфорга есть такое выражение: "едем на кластера", "закладка кластеров"... Сказалось, видимо, общение...

Понятие лесного кластера в нашей стране больше относится к экономическим элементам. Например вот:
Цитата:
Несмотря на то, что теория кластеров активно разрабатывается более 30 лет и является основной концепцией инновационного развития в США и странах ЕС, до сих пор в понятие «лесной кластер» вкладывается самое разное содержание. Чаще всего, под ним понимают либо предприятие, на котором осуществляется комплексная переработка древесины, либо группу лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, компактно размещенных на определенной территории, но не связанных между собой.

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 авг 2017, 15:41 

Сообщения: 352

Информация интересная. Почитал,позавидовал, горько повздыхал и занялся текущей бюрократией ))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2017, 13:39 

Сообщения: 2894

Цитата:
Немецкие государственные лесхозы в нашем понятии – это комплексные лесные предприятия, которые заготавливают древесину, ведут охотничье хозяйство, управляют лесами, покупают и продают лесные земли, осуществляют контрольные и надзорные функции.

Вот! Меня всегда удивлял девиз: управление - отдельно, хозяйство - отдельно. Как можно управлять там, где не хозяйствуешь? И как можно вести хозяйство без управления?
Цитата:
Нет лесной экономики без лесного планирования.
И наш девиз: лесное планирование - отдельно, таксация - отдельно! Даёшь лесоустройсто без устройства! Мы говорим лесоустройсто, подразумеваем - таксация, говорим таксация, подразумеваем - лесоустройство. Однако, таксация сама по себе - бесполезна. Цель таксации - это будущее планирование. И когда отделили планирование от таксации, то единственной целью таксации стало зарабатывание денег таксаторами любыми способами, а уж какое качество получится - такое и получится (либо - за какое заплатят).
И основное
Цитата:
Говоря о государственном управлении лесами следует отметить основные базовые положения, на которых оно строится: федеративное устройство страны, исторически выдержанный баланс между законодательным регулированием и лесных отношений и наличием традиций и обычаев
Традиции и обычаи! Которые у нас полностью игнорируются и вытравливаются (ну, разве, что для "малочисленных" где-то как-то декларируются).
Про нашу ГИЛ вообще молчу. Ни целей, ни задач, ничего. Вернее, цели и задачи декларированы, а достигнуты ли они? Заказчик что-то там получил, а что - не знает, да и знать не хочет. Соответствует действительности, не соответствует, расходится с ГЛР, не расходится... Если расходится, то почему? Ни одного внятного ответа на эти вопросы. Вернее, вообще не отвечают - НЕ интересно.
Где результаты для практического использования, для анализа реального состояния лесов? Туча проб заложена, деньги потрачены, а "за деревьями леса и не видно"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ] 

Текущее время: 26 сен 2017, 03:02


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100