Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24 июл 2017, 12:20 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28737

Некоторые коллеги удивляются, почему на Лесном форуме Гринпис не появилось никаких комментариев в связи с образованием в Рослесхозе новой рабочей группы - по выработке новых подходов к формированию платы за использование лесов. На первый взгляд, новость об этой рабочей группе может показаться важной (ведь плата за использование лесов может быть одним из основных экономических механизмов регулирования лесного хозяйства) и опасной (поскольку участвующие в работе этой группы крупнейшие компании-лесопользователи могут настроить новые подходы к формированию платы за использование лесов под свои интересы, которые не обязательно совпадают с интересами страны, населения или даже большинства организаций лесного сектора). Но в реальности значительных результатов от работы этой группы - ни положительных, ни отрицательных - ожидать не приходится, и вот почему.

Во-первых, основы формирования платы за использование лесов определяются Лесным кодексом РФ (в первую очередь статьями 23 - "Арендная плата", 76 - "Плата по договору купли-продажи лесных насаждений", и 81 - "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений", а также положениями, относящимися к реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов). Для того, чтобы принципиально изменить подход к формированию платы за использование лесов, необходимо внести значительные изменения в Лесной кодекс РФ. Одного желания Рослесхоза и решения его рабочей группы для этого недостаточно - нужна воля более высоких инстанций; и это в любом случае очень долгий процесс. У Рослесхоза, скорее всего, не хватит ни административных ресурсов, чтобы преодолеть все стадии этого процесса, ни запаса живучести, чтобы дотянуть до его конца. Это не значит, что подходы к формированию платы за использование лесов не будут меняться - но, скорее всего, значит, что процессы, происходящие сейчас в Рослесхозе, на эти изменения сильно не повлияют.

Во-вторых, возможности изменения ставок платы за использования лесов у правительства и законодателей не очень велики. Понижать особенно некуда - и так плата за использование лесов далеко не компенсирует бюджетные расходы на лесное хозяйство. По оперативной информации Федерального казначейства, за первое полугодие расходы федерального бюджета на лесное хозяйство составили 12 423 605 851 руб. 97 коп., а доходы федерального бюджета в части платы за использование лесов - только 9 907 893 827 руб. 51 коп. (80% от расходов). В условиях острой бюджетной недостаточности снижать ставки и уменьшать доходы правительство вряд ли согласится. Возможностей для повышения тоже немного, поскольку многие предприятия лесного сектора находятся в неустойчивом экономическом положении, а то и вовсе на ладан дышат.

В-третьих, значительная часть нынешней платы за использование лесов, особенно той, которую платят арендаторы - это плата за воображаемые ресурсы (расчетную лесосеку и установленные объемы пользования по лесным участкам, не обеспеченные реально существующими хозяйственно ценными насаждениями). При очень низких ставках платы (самых низких среди крупных лесных стран мира) лесопользователи готовы с этим мириться, и то не всегда; если же государство начнет брать реальную плату за воображаемые лесные ресурсы - большинство лесопользователей или взбунтуется, или помрет. Быстро изменить эту ситуацию невозможно: средняя давность материалов лесоустройства по стране составляет уже около 22 лет, а попытка создания системы государственной инвентаризации лесов полностью провалилась (Рослесхоз еще пытается изображать работы над ГИЛ, но уже понятно, что достоверных результатов эта работа не даст).

Таким образом, деятельность Рабочей группы по разработке новых подходов к формированию платы за использование лесов при Рослесхозе практически обречена на провал; вряд ли можно надеяться, что она приведет к каким-то позитивным изменениям в системе лесных платежей, но и вряд ли стоит опасаться, что она что-нибудь ухудшит. Основная практическая задача этой группы состоит в том, чтобы показать, что Рослесхоз еще жив и даже отчасти дееспособен.


Ссылка на сообщение на сайте Рослесхоза:

18 июля 2017 г. в Рослесхозе Иван Валентик, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства провел первое заседание Рабочей группы по разработке новых подходов к формированию платы за использование лесов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июл 2017, 11:17 

Сообщения: 4

Как бы оно не было, но все же, если по воле судьбы эта система как то заработает то никаких перемен мы с вами не заметим. Зато на внутреннем производстве, мне кажется восторжествует равенство и станет меньше спекулянства...Полюбому нужно стремится к этому.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июл 2017, 11:53 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28737

Пока непонятно, в чем состоит "это". Пока только ясно, что государство хочет как-то решить две противоположные задачи - с одной стороны, собирать больше платежей за пользование лесами в бюджет, а с другой стороны - поддерживать переработчиков, в том числе путем предоставления льгот по плате за лес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июл 2017, 14:08 
Серов Алексей Владимирович

Сообщения: 638
Откуда: Республика Коми, г.Сыктывкар

Повышению платы за лес мешает отсутствие актуальной информации о лесах, т.е. таксации. Арендатор может и согласился бы заплатить больше, но только за что? Наличию информации мешает весьма громоздкая, дорогая и неэффективная система самого лесоустройства, а также фактически отсутствие конкуренции в этой сфере. Нужны простые и понятные правила игры, и все заработает.

_________________
ООО "Техкарта", Сыктывкар, Республика Коми.
http://www.tmap.su


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июл 2017, 18:50 

Сообщения: 263

А.Серов писал(а):
Повышению платы за лес мешает отсутствие актуальной информации о лесах, т.е. таксации. Арендатор может и согласился бы заплатить больше, но только за что? Наличию информации мешает весьма громоздкая, дорогая и неэффективная система самого лесоустройства, а также фактически отсутствие конкуренции в этой сфере. Нужны простые и понятные правила игры, и все заработает.

А можно развернуть логическую цепочку в обратную сторону:
Низкая оплата за лес позволяет лесозаготовителю "забить" на актуальную информацию о лесах.
Повысьте оплату, и крупные лесозаготовители на кол посадят сочинителей нынешней мутной системы ЛУ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июл 2017, 19:28 

Сообщения: 278

Что касается арендной платы по лесному участку, переданному для заготовки древесины. Полагаю, проблема сидит глубже. Ставки тут особой роли не играют до коле не определены две важных составляющих вопроса:
1. Не определена методика расчета ежегодных объемов заготовки древесины по лесным участкам.
2. Не определена методика расчета товарной структуры насаждений по формам и видам рубок.

А на фоне провального (по которому из-за обилия критических ошибок в расчетной части документа невозможно выполнить сам расчёт) нпа за номером 191 о расчетной лесосеке по лесничествам и лесопаркам говорить о расчетке и товарке лесного участка, предоставленного в аренду для заготовки древесины - просто издевательство какое-то.

Арендатор не заинтересован в достоверной информации, предоставляемой им же в региональные лесные оив. Ему лишь бы арендную плату поменьше платить. Он пойдет на всё, чтобы она была как можно меньше. Высоки риски того, что расчетку с товаркой замутят под интересы арендатора.

Интересно, вот каким надо быть упоротым, чтобы этого не замечать? Спрашиваю уже не в первый раз.

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июл 2017, 23:44 

Сообщения: 1773
Откуда: Кировская область, образование : СЛТ; УГЛТА.

В "рабочю группу" позвали только тех "жирных карасей" у которых арендная плата составляет 2-3% от себестоимости готовой продукции. Поэтому повышение в 2 или 3 раза (или в 10 раз) на них критически никак не повлияет. Равно как и понижение.
Видимо подход к "формированию" будет заключаться только в том, чтобы им платить не за расчетную лесосеку, а за декларированную.
Пусть и дороже, но только за то, что реально срубили, а не за фантазии 22летнего лесоустройства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 июл 2017, 12:39 

Сообщения: 278

Декларации бывает что и не совпадают с отчётами по заготовке. Может лучше за древесину по отчётам закрытых лесосек по итогам года? Такой подход выглядит вполне логичным.

С другой стороны, если лесопользователь ничего не рубил в отчётном году, то и платить не должен? Или нужны тогда минимальные ставки? От чего их рассчитывать?

И что делать с ежегодными объёмами пользования? Товарной структурой древостоя этих объемов? Или оставить объемы (в качестве лимитов), а плату брать по факту заготовленной древесины? Тогда нужно ввести отчёты по факту заготовленной древесины в разрезе товарной структуры по кубам, не зависимым от виртуальных материалов лесоустройства. К тому же нужно определиться с методикой расчета ежегодных объемов заготовки древесины в качестве годового лимита.

Остаётся вопрос с виртуальными материалами таксации, итоговые формы по которым занесены в глр. В луи содержатся очень жёсткие, практически не выполнимые требования к точности таксации, качество которой и давность по стране желает лучшего...

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 июл 2017, 23:31 
Аватара пользователя

Сообщения: 169
Откуда: Украина

Интересно, а сколько на данный момент приходится реально платить арендной платы охотникам – промысловикам, к примеру тем, о которых рассказывалось в известном фильме Васюкова «Счастливые люди?». И является их деятельность использованием лесного участка с изъятием лесных ресурсов, или она считается использованием лесного участка без изьятия лесных ресурсов? Ну, мол, если говорить конкретно об использовании ими именно древесины, то строительство нескольких небольших избушек на участе и несколько кубов дров для их отопления не требует особо большого количества древесины, и это как бы не учитываемая мелочь, за которую нет необходимости платить. Или за это они платят?

_________________
- В мире есть еще множество грабель, на которые не ступала нога человека.
- Самая частая ошибка в том, что мы делаем не так, как надо, а так, как умеем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 июл 2017, 20:37 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28737

Минимальная ставка платы за аренду лесных участков для охотничьего хозяйства составляет сейчас около 4 копеек за гектар в год (согласно постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 она составляла 3 копейки за гектар в год, но потом индексировалась). 4 копейки - это стоимость примерно шести обычных спичек. Ну а реальная стоимость "определяется на аукционах".

Вопрос об охотничьих избушках сейчас законодательно практически не урегулирован. Есть некоторые возможные варианты легализации этих избушек, но они сложны и для большинства людей практически неподъемны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Текущее время: 21 авг 2017, 03:39


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100