Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18 июн 2017, 17:30 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29049

Сорок лет назад, 17 иня 1977 года, были приняты закон СССР "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" и постановление Верховного Совета СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны лесов и рациональному использованию лесных ресурсов". Документы не были революционными - скорее наоборот, они фиксировали сложившуюся к тому времени систему отношений в лесном хозяйстве СССР, дух и риторику лесного сектора того времени. Сейчас, разумеется, они оба представляют лишь исторический интерес - помогают понять, откуда что взялось в нынешнем российском лесном хозяйстве и в ныненших разговорах о нем.

Ниже приводятся тексты обоих документов (в последних действовавших редакциях).


Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик

Постановление ВС СССР от 17 июня 1977 года "О мерах по дальнейшему улучшению охраны лесов и рациональному использованию лесных ресурсов"


ОСНОВЫ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции леса, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г. определил основные принципы социалистической организации лесного хозяйства в целях использования лесов в интересах всего народа.

Государственная собственность на леса в СССР составляет основу лесных отношений, то есть общественных отношений в области использования, воспроизводства и охраны лесов, и служит главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства.

Леса в СССР играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Они являются источником удовлетворения потребностей страны в древесине и другой лесной продукции, оказывают благоприятное влияние на климат, атмосферу, гидрологический режим рек и других водных объектов, предохраняют почву от ветровой и водной эрозии, имеют иные полезные природные свойства. Леса все больше используются в оздоровительных целях, для удовлетворения культурных и эстетических запросов населения.

Многостороннее значение лесов и длительность их выращивания придают делу рационального использования, сбережения и приумножения лесных богатств характер общегосударственной задачи.

Советское лесное законодательство призвано активно способствовать научно обоснованному, комплексному использованию лесов, их планомерному воспроизводству и эффективной охране в интересах настоящего и будущих поколений, воспитанию советских людей в духе высокой ответственности за рачительное, хозяйское отношение к лесу как важной составной части природных богатств нашей Родины.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи советского лесного законодательства

Задачами советского лесного законодательства являются регулирование лесных отношений в целях обеспечения рационального использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства и повышения продуктивности для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине, другой лесной продукции и усиления водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области лесных отношений.

Статья 2. Лесное законодательство Союза ССР и союзных республик

Лесные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами лесного законодательства Союза ССР, лесными кодексами и иными актами лесного законодательства союзных республик.

Земельные, водные и горные отношения регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 3. Государственная (общенародная) собственность на леса в СССР

В соответствии с Конституцией СССР леса в Союзе Советских Социалистических Республик являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.

Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

Статья 4. Единый государственный лесной фонд. Земли государственного лесного фонда

Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.

Единый государственный лесной фонд состоит из:

1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

Статья 5. Древесно-кустарниковые насаждения, не входящие в государственный лесной фонд

В государственный лесной фонд не входят:

деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;

деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами;

деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Создание указанных насаждений, уход за ними и использование осуществляются в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 6. Компетенция Союза ССР в области регулирования лесных отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования лесных отношений подлежат:

1) распоряжение единым государственным лесным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР;

2) установление основных положений в области пользования лесами, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов;

3) установление размера лесосечного фонда СССР, порядка его распределения и отпуска древесины на корню;

4) установление основных направлений и перспективных планов развития лесного хозяйства страны, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса;

5) планирование общесоюзных мероприятий в области рационального использования, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов;

6) установление порядка отнесения лесов к соответствующим группам и категориям защитности, перевода их из одной группы в другую;

7) установление единых для Союза ССР систем лесоустройства, учета лесов и порядка ведения государственного лесного кадастра;

8) государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его осуществления;

9) регулирование других вопросов общесоюзного значения в области рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с Конституцией СССР и настоящими Основами.

Статья 7. Компетенция союзных республик в области регулирования лесных отношений

Ведению союзной республики в области регулирования лесных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным лесным фондом на территории республики; установление порядка пользования лесами, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов; установление перспективных планов развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; планирование республиканских мероприятий в области рационального использования, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 8. Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также государственными органами лесного хозяйства и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой всех лесов осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также государственными органами лесного хозяйства и иными специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 10. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов

Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам и колхозам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.

Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, а также с уставами (положениями) общественных организаций.

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.

Статья 11. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства

Государственные органы, предприятия, организации и учреждения, осуществляющие планирование, организацию и ведение лесного хозяйства, использование лесных ресурсов, с учетом народнохозяйственного значения лесов и природных условий обязаны обеспечивать:

усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей среды и развития народного хозяйства;

непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для планомерного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции;

расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;

сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней;

рациональное использование земель государственного лесного фонда и других земель, занятых лесами;

повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе единой технической политики, достижений науки и техники.

Уход за лесом, а также защита его от вредителей и болезней должны осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

Мероприятия по ведению лесного хозяйства предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития с расчетом на длительную перспективу и осуществляются соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами и лесохозяйственными предприятиями.

Статья 12. Права и обязанности государственных органов лесного хозяйства в области использования и охраны земель

Государственные органы лесного хозяйства и подведомственные им лесохозяйственные предприятия организуют использование по целевому назначению и обеспечивают охрану земель, имеющихся в пользовании этих предприятий, определяют площади, на которых должны осуществляться различные виды лесных пользований и проводиться мероприятия по воспроизводству лесов и уходу за лесом, предоставляют в соответствии с частью второй статьи 22 настоящих Основ земельные участки для осуществления лесных пользований и связанных с этим нужд, выделяют участки для организации лесных питомников, плантаций и т.п., а также могут иметь иные права и обязанности в области использования и охраны указанных земель в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Права и обязанности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, распространяются также на иные предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, и их вышестоящие органы.

Государственные органы лесного хозяйства Союза ССР и союзных республик осуществляют контроль за использованием земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и за охраной этих земель в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 13. Ведение лесного хозяйства в лесах государственного значения

Ведение лесного хозяйства и лесах государственного значения возлагается:

на лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного хозяйства (кроме городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников);

в городских лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия, организации, учреждения исполнительных комитетов городских, районных (в городах) Советов народных депутатов. Лесное хозяйство в городских лесах может вестись совместно с лесохозяйственными предприятиями государственных органов лесного хозяйства;

в закрепленных лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия, организации, учреждения министерств, государственных комитетов и ведомств, за которыми закреплены эти леса;

в лесах заповедников - на заповедники.

На предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство в лесах государственного значения, возлагаются воспроизводство, охрана, защита и улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности лесов и плодородия лесных почв, организация лесных пользований, учет лесов и другие обязанности по ведению лесного хозяйства, устанавливаемые законодательством Союза ССР и союзных республик.

Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства Союза ССР и союзных республик в пределах прав, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, организаций и учреждений, на которые возложено ведение лесного хозяйства, для лесопользователей, а также для предприятий, организаций, учреждений и граждан, проводящих в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.

Указания предприятий, организаций и учреждений, ведущих лесное хозяйство в лесах государственного значения, в пределах прав, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для всех лесопользователей, а также для предприятий, организаций, учреждений и граждан, проводящих в этих лесах и на соответствующих землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.

Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство в лесах государственного значения, могут в установленном порядке осуществлять лесные пользования, предусмотренные статьей 21 настоящих Основ.

Статья 14. Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах

Леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами.

Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.

Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, организациями и учреждениями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства.

Государственные органы лесного хозяйства оказывают колхозам помощь в планировании и организации ведения лесного хозяйства, а в случае необходимости организуют выполнение подведомственными им предприятиями по договорам с колхозами (организациями, ведущими лесное хозяйство в колхозных лесах) лесохозяйственных, лесокультурных и лесозащитных работ.

Статья 15. Деление лесов на группы

В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции:

водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб);

защитные (леса противоэрозионные, в том числе участки леса на крутых горных склонах; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения; особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса; ленточные боры, степные колки и другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды);

санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов).

К первой группе относятся также леса заповедников, национальных и природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские леса.

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощительности пользования ими требуется более строгий режим лесопользования.

Ко второй группе относятся также все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.

К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.

Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные.

Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим причинам.

При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. В зависимости от группы лесов устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных или общественных нужд.

В лесах первой и второй групп и в горных лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.

Отнесение лесов к группам и категориям защитности, включая определение ширины запретных и защитных полос, и отнесение участков леса на крутых горных склонах к защитным, перевод лесов из одной группы в другую, а также выделение особо защитных участков леса производятся исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и экономического обоснования в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение лесов к категориям защитности в связи со строительством крупных народнохозяйственных объектов осуществляются до начала строительства объекта.

Статья 16. Перевод лесных площадей в нелесные

В составе земель государственного лесного фонда выделяются:

лесные площади (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - необлесившиеся лесосеки, гари, редины, прогалины, пустыри и т.п.);

нелесные площади (сельскохозяйственные угодья, дороги, просеки и т.п.).

Перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится:

в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров союзной республики;

в лесах второй и третьей групп - в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

При изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных или общественных нужд государственные органы, принимающие решения об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке леса и о порядке использования получаемой при этом древесины.

Статья 17. Использование земель для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства

Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство в лесах государственного значения, могут возводить в установленном порядке в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, производственные объекты, связанные с ведением лесного хозяйства, с переводом в необходимых случаях (с разрешения органов, в подчинении которых находятся эти предприятия, организации и учреждения) лесных площадей в нелесные.

Колхозы, в пользовании которых находятся леса, могут возводить на предоставленных им в бессрочное пользование землях государственного лесного фонда производственные объекты, связанные с ведением лесного хозяйства, с разрешения исполнительных комитетов районных или городских Советов народных депутатов.

Статья 18. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовывается с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с государственными органами лесного хозяйства и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР.

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.

Статья 19. Порядок производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований

Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесах, а также на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Раздел II. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 20. Лесопользователи

Лесопользователями могут быть государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, лесопользователями могут быть и иные организации и лица.

Статья 21. Виды и сроки лесных пользований

В лесах, а также на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры и т.п.);

4) побочные лесные пользования - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья. Сенокошение и пастьба скота на сельскохозяйственных угодьях, входящих в состав земель государственного лесного фонда, осуществляются в соответствии с требованиями земельного законодательства Союза ССР и союзных республик с учетом интересов лесного хозяйства. Законодательством союзных республик могут предусматриваться и другие побочные лесные пользования;

5) пользование лесом в научно-исследовательских целях;

6) пользование лесом в культурно-оздоровительных целях;

7) пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства.

Сроки осуществления лесных пользований устанавливаются:

для заготовки древесины и живицы - законодательством Союза ССР;

для осуществления других лесных пользований - законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 22. Порядок предоставления права на осуществление лесных пользований

Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, предоставляют в установленном порядке лесопользователям в натуре участки для заготовки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, для сенокошения, пастьбы скота и других лесных пользований.

Осуществление лесных пользований (за исключением предусмотренных статьей 35 настоящих Основ) допускается только по специальному разрешению - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, формы которых утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. Лесорубочный билет (ордер) или лесной билет дают право пользования земельным участком, необходимым для осуществления лесного пользования. Лесопользователи вправе использовать соответствующие площади только для тех лесных пользований, на которые им выдан лесорубочный билет (ордер) или лесной билет.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими лесное хозяйство.

Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, при осуществлении ими лесных пользований обязаны оформлять право лесопользования на общих основаниях.

Порядок выдачи разрешений на размещение туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального типа регулируется законодательством союзных республик.

Порядок предоставления права на пользование лесом в научно-исследовательских целях и для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 23. Порядок заготовки древесины

Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования (включая лесовосстановительные рубки), проводимых в спелых древостоях. Проведение этих рубок может быть допущено в приспевающих насаждениях в необходимых случаях в лесах третьей и второй групп в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Древесина заготовляется также при проведении рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений) и при проведении прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и т.д.). Заготовка древесины при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок осуществляется в лесах всех групп.

Рубки главного пользования в лесах третьей группы проводятся способами, направленными на эффективную эксплуатацию лесов и способствующими восстановлению их хозяйственно-ценными древесными породами.

В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно-ценными древесными породами, сохранение защитных и водоохранных свойств лесов и позволяющими при этом вести их эффективную эксплуатацию.

В лесах первой группы в порядке, определяемом Советом Министров СССР, проводятся лесовосстановительные рубки способами, направленными на улучшение лесной среды, состояния древостоев, водоохранных, защитных и других свойств лесов и на своевременное и рациональное использование спелой древесины.

В лесах заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятниках, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов, государственных лесных полосах, противоэрозионных лесах и в особо ценных лесных массивах допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки.

В запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, проводятся рубки ухода за лесом и санитарные рубки и допускаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР, лесовосстановительные выборочные рубки.

В горных лесах применяются способы рубок, учитывающие особое защитное, противоэрозионное и водорегулирующее значение этих лесов.

В особо защитных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования.

Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утверждаемыми Советом Министров СССР.

Правила рубок леса утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 24. Определение размера заготовки древесины

Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования осуществляются исходя из необходимости удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине в пределах расчетной лесосеки.

Рубки главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, могут быть допущены в необходимых случаях в лесах третьей и второй групп в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Размер заготовки древесины при проведении рубок промежуточного пользования определяется исходя из необходимости улучшения породного состава и качества лесов, а размер заготовки древесины при проведении прочих рубок - объемом работ по расчистке лесных площадей, прокладке просек и т.п.

Статья 25. Лесосечный фонд

Лесосечный фонд образуется из запасов спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины.

Размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда определяется в государственных планах экономического и социального развития раздельно по группам лесов.

Передача лесосечного фонда в натуре (отвод лесосек) лесопользователям (лесозаготовителям) производится предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими лесное хозяйство.

Порядок передачи лесосечного фонда лесопользователям устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР.

Статья 26. Закрепление за лесозаготовительными предприятиями запасов древесины на корню

Для обеспечения планомерной и длительной промышленной эксплуатации лесов за лесозаготовительными предприятиями в лесах третьей и второй групп закрепляются на экономически обоснованный срок запасы древесины на корню на определенной площади (лесосырьевые базы), а также лесосечный фонд долгосрочного пользования.

В случаях, определяемых Советом Министров СССР, запасы древесины на корню в виде лесосечного фонда долгосрочного пользования закрепляются за лесозаготовительными предприятиями также в лесах первой группы (кроме лесов заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участков, лесов, имеющих научное или историческое значение, природных памятников, лесопарков, лесов орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждений, городских лесов, лесопарковых частей зеленых зон, лесов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов, государственных лесных полос, противоэрозионных лесов, особо ценных лесных массивов, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб).

Лесосырьевые базы и лесосечный фонд долгосрочного пользования закрепляются в первую очередь за лесозаготовительными предприятиями лесной промышленности.

Порядок закрепления и освоения запасов древесины на корню устанавливается в зависимости от группы лесов.

При закреплении за лесозаготовительными предприятиями запасов древесины на корню должно предусматриваться удовлетворение местных потребностей в древесине.

Лесозаготовительные предприятия в закрепленных за ними лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования осуществляют заготовку древесины в соответствии со статьями 22, 23, 24 и 25 настоящих Основ.

Закрепление, перераспределение и изъятие лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования производятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 27. Отпуск древесины на корню

Древесина на корню в лесах отпускается за плату по установленным таксам. Отпуск древесины на корню в колхозных лесах для нужд общественного хозяйства колхозов производится бесплатно.

Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, освобождаются от платы за древесину, получаемую при осуществлении ухода за лесом и других лесохозяйственных мероприятий.

Порядок оплаты древесины, отпускаемой на корню, установления такс, частичного или полного освобождения в отдельных случаях государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций, учреждений и граждан от платы за древесину на корню определяется законодательством Союза ССР.

Статья 28. Порядок заготовки живицы

Заготовка живицы в лесах может производиться только государственными и кооперативными предприятиями, организациями и учреждениями. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством Союза ССР.

Проведение рубок главного пользования запрещается до окончания сроков подсочки в тех хвойных насаждениях, которые в установленном порядке предназначены для заготовки живицы. Рубка указанных насаждений до их подсочки, а также досрочное изъятие насаждений из подсочки, в виде исключения, могут допускаться в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Статья 29. Порядок заготовки второстепенных лесных материалов

Заготовка второстепенных лесных материалов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться без причинения вреда лесу.

Порядок заготовки второстепенных лесных материалов, утверждения такс на эти материалы или освобождения от платы за них устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 30. Порядок осуществления побочных лесных пользований

Побочные лесные пользования осуществляются бесплатно, за исключением промысловой заготовки древесных соков, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и технического сырья. Таксы на указанную продукцию устанавливаются законодательством союзных республик.

Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, осуществляют все виды побочных лесных пользований бесплатно.

Все побочные лесные пользования должны осуществляться без причинения вреда лесу.

Сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, запрещаются на участках, где это может причинить вред лесу.

В лесах государственного значения сенокосы и пастбища, не используемые для нужд лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности, предоставляются колхозам, совхозам, другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам во временное пользование, если такое пользование совместимо с интересами лесного хозяйства. Предоставление сенокосов и пастбищ производится с соблюдением требований земельного законодательства.

Порядок и условия осуществления побочных лесных пользований устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 31. Порядок пользования лесом в научно-исследовательских целях

Для проведения научно-исследовательских работ в лесах соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям могут выделяться специальные участки. На выделенных участках могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования иных предприятий, организаций и учреждений, а также граждан, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.

Порядок пользования лесом в научно-исследовательских целях устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 32. Порядок пользования лесом в культурно-оздоровительных целях

В целях организации отдыха населения исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного хозяйства, а также по согласованию с ними иные предприятия, организации и учреждения в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для отдыха населения, проводят мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением архитектурной планировки пригородных зон и санитарных требований.

Порядок пользования лесом в культурно-оздоровительных целях устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 33. Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства

Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.

Численность животных в лесах регулируется в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерба лесному и сельскому хозяйству.

Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 34. Права и обязанности лесопользователей

Лесопользователи имеют право и обязаны осуществлять только те лесные пользования, которые им разрешены.

Лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины, имеют право на получение в установленные сроки лесосечного фонда в объемах, необходимых для выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития.

В зависимости от вида лесного пользования лесопользователи имеют право в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные и хозяйственные постройки, устанавливать оборудование и приспособления для разделки и переработки древесины, устраивать стоянки транспорта и т.п.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, права лесопользователей могут быть ограничены в государственных интересах, а также в интересах других лесопользователей.

Осуществление лесных пользований для извлечения нетрудовых доходов запрещается.

Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные им убытки - возмещению в порядке, установленном настоящими Основами и иным законодательством Союза ССР и союзных республик.

В зависимости от вида лесного пользования лесопользователи обязаны:

наиболее полно и рационально использовать переданные им лесосеки, лесонасаждения, отведенные под подсочку, лесные сенокосы и другие лесные угодья;

не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек), а также заготовленной древесины на местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки, устанавливаемых Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР;

вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;

соблюдать пожарную безопасность, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;

не допускать потерь древесины, перевода деловой древесины в дрова, а также расходования деловой древесины не по назначению;

производить очистку лесосек от порубочных остатков и приводить за свой счет земельные участки, нарушенные ими в результате лесных пользований, в состояние, пригодное для использования их по назначению;

выполнять другие требования, устанавливаемые Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР и правилами рубок леса.

Государственный орган лесной промышленности Союза ССР определяет с соблюдением требований настоящих Основ обязательную для всех лесозаготовителей техническую политику, основанную на применении прогрессивных технологических процессов, машин и механизмов.

Статья 35. Пребывание граждан в лесах

Граждане имеют право свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды и т.п.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнездовий птиц и т.п.

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик, в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников и других лесах - в связи с установленным в них специальным порядком пользования.

Статья 36. Основания прекращения права лесопользования предприятий, организаций и учреждений

Право лесопользования предприятий, организаций и учреждений подлежит прекращению полностью или частично соответственно в случаях:

1) минования надобности в лесопользовании;

2) истечения срока лесопользования;

3) ликвидации предприятия, организации или учреждения.

Право лесопользования предприятий, организаций и учреждений может быть также прекращено в случае изъятия земель государственного лесного фонда или иных земель, занятых лесами, для других государственных или общественных нужд либо в случае осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете.

Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права лесопользования предприятий, организаций и учреждений.

Статья 37. Основания прекращения права лесопользования граждан

Право лесопользования граждан подлежит прекращению полностью или частично соответственно в случаях:

1) добровольного отказа от лесопользования;

2) истечения срока лесопользования;

3) осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете.

Право лесопользования граждан может быть также прекращено в случае изъятия земель государственного лесного фонда или иных земель, занятых лесами, для государственных или общественных нужд.

Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права лесопользования граждан.

Статья 38. Особенности лесопользования в городских лесах

Городские леса используются прежде всего в культурно-оздоровительных целях и для отдыха населения.

Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы и древесных соков в городских лесах запрещаются.

Законодательством союзных республик в городских лесах могут быть запрещены и другие виды лесных пользований, если они несовместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и с организацией отдыха населения.

Положения настоящей статьи распространяются также на леса населенных пунктов, отнесенных в соответствии с законодательством союзных республик к категории поселков городского типа.

Статья 39. Особенности лесопользования в закрепленных лесах

Предприятия, организации и учреждения министерств, государственных комитетов и ведомств, за которыми закреплены леса для выполнения возложенных на них научных, учебных и иных задач, имеют преимущественное право осуществлять в установленном порядке в этих лесах соответствующие виды лесных пользований.

В закрепленных лесах могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования иных предприятий, организаций и учреждений, а также граждан, если это несовместимо с целями закрепления лесов.

Порядок закрепления лесов, а также порядок лесопользования в закрепленных лесах устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 40. Ограничение лесопользования в лесах заповедников

В лесах заповедников запрещаются рубки главного пользования, заготовка живицы, а также другие лесные пользования, не совместимые с целями заповедования.

Порядок лесопользования в лесах заповедников определяется законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 41. Особенности лесопользования в колхозных лесах

Лесные пользования в колхозных лесах осуществляются прежде всего колхозами и колхозниками.

Колхозы (межколхозные лесохозяйственные организации) осуществляют в колхозных лесах все виды лесных пользований для нужд общественного хозяйства бесплатно. Члены колхоза осуществляют в этих лесах лесные пользования на льготных условиях или бесплатно.

После удовлетворения потребностей общественного хозяйства колхоза и нужд колхозников в древесине и иной лесной продукции колхоз может допускать к осуществлению лесных пользований других лесопользователей. Плата за продукцию, заготовленную этими лесопользователями в колхозных лесах, взимается колхозом по таксам, установленным для лесов государственного значения. Средства, вырученные от лесных пользований в колхозных лесах, расходуются на ведение лесного хозяйства.

Колхозные леса с согласия общих собраний членов колхозов или собраний уполномоченных по постановлению Совета Министров союзной республики могут быть переданы полностью или частично в состав лесов государственного значения.

Статья 42. Особенности лесопользования в пограничной зоне

Пользование лесами в пограничной зоне осуществляется в порядке, установленном настоящими Основами и иным законодательством Союза ССР и союзных республик.

Особенности пользования лесами в пограничной зоне устанавливаются компетентными органами по согласованию с командованием пограничных войск.

Статья 43. Порядок разрешения споров о лесопользовании

Споры между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами о лесопользовании разрешаются Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также государственными органами лесного хозяйства и иными специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Имущественные споры, связанные с лесными отношениями, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.

Раздел III. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ

Статья 44. Восстановление лесов и лесоразведение

На вырубках, гарях и иных бывших под лесом площадях осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных для создания новых лесов, проводится лесоразведение.

Объемы работ по лесовосстановлению и лесоразведению предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития.

Восстановление и разведение лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются лесохозяйственными предприятиями государственных органов лесного хозяйства, а также иными предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими лесное хозяйство. Законодательством Союза ССР и союзных республик выполнение указанных работ может быть возложено и на другие организации.

При заготовке и трелевке древесины лесозаготовители обязаны соблюдать требования, направленные на сохранение благоприятных условий для восстановления лесов на вырубках. Эти требования должны учитываться также при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины.

Лесовосстановительные работы проводятся способами, обеспечивающими создание в наиболее короткие сроки высокопродуктивных лесов из хозяйственно-ценных древесных пород в порядке, устанавливаемом государственными органами лесного хозяйства.

Для обеспечения оптимальной лесистости, облесения берегов рек, водоемов и в других необходимых случаях в состав земель государственного лесного фонда могут переводиться земли иных категорий, прежде всего земельные участки, не пригодные для использования в сельском хозяйстве (овраги, балки, пески и т.п.), а также земли государственного запаса, заросшие древесно-кустарниковой растительностью. Перевод в состав земель государственного лесного фонда земель иных категорий производится в порядке, установленном земельным законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 45. Повышение продуктивности лесов и уход за лесом

В целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава лесов, в том числе по предотвращению накопления перестойных насаждений, а также по повышению плодородия почв и другие работы, способствующие повышению продуктивности лесов.

Лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, обязаны:

проводить уход за лесом, работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, мероприятия по повышению плодородия почв, осушению избыточно увлажненных земель, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также осуществлять иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств;

принимать меры к наиболее полному и эффективному использованию земель государственного лесного фонда для восстановления и создания новых лесов на предназначенных для этого площадях.

Раздел IV. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Статья 46. Охрана и защита лесов

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается:

в лесах государственного значения - на лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложено ведение лесного хозяйства в этих лесах, а также на соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства и исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов;

в колхозных лесах - на колхозы, иные организации, на которые возложено ведение лесного хозяйства в этих лесах, а также на соответствующие сельскохозяйственные органы.

Советы Министров союзных республик, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику и транспортные средства, запрещают на период высокой пожарной опасности в необходимых случаях посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств.

Предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с государственными органами лесного хозяйства, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и другими государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану лесов.

Охрана и защита полезащитных лесных полос на землях колхозов и совхозов и иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд, обеспечиваются землепользователями, соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами и исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.

Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть установлены меры материального и морального поощрения предприятий, организаций, учреждений, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, стимулирующие осуществление мероприятий по рациональному ведению лесного хозяйства, улучшению использования лесов, усилению их охраны и защиты.

Статья 47. Лесная охрана в СССР

Охрану и защиту лесов осуществляют: государственная лесная охрана СССР; лесная охрана министерств, государственных комитетов и ведомств, в систему которых входят предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство; лесная охрана исполнительных комитетов городских Советов народных депутатов; лесная охрана колхозов.

Государственная лесная охрана СССР, лесная охрана министерств, государственных комитетов и ведомств, исполнительных комитетов городских Советов народных депутатов, а также лесная охрана колхозов в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик наделяются правами по пресечению и предупреждению нарушений правил охраны и защиты лесов, установленного порядка осуществления лесных пользований, использования земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением, а также по пресечению и предупреждению других действий, причиняющих вред лесу.

На государственные органы лесного хозяйства возлагается осуществление контроля за постановкой дела охраны и защиты всех лесов СССР.

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР. ЛЕСОУСТРОЙСТВО

Статья 48. Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр

Для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.

Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр ведутся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Отраслевой учет состояния и использования земель государственного лесного фонда осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 49. Лесоустройство

Лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства.

Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия:

определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, организации и учреждения;

определение лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов для установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования и размеров других видов лесных пользований, а также способов рубок;

выявление участков, на которых необходимо проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осушения и других лесохозяйственных мероприятий;

уточнение площадей, предназначенных для восстановления лесов и лесоразведения, и определение способов воспроизводства лесов;

определение категорий защитности лесов и обоснование перевода лесов в случае необходимости из одной группы в другую;

осуществление топографо-геодезических, лесобиологических и других обследований и изысканий, а также иных лесоустроительных действий.

По материалам лесоустройства для предприятий, организаций и учреждений, ведущих лесное хозяйство, составляются и утверждаются государственными органами лесного хозяйства или по согласованию с ними иными государственными органами соответствующие проекты, которые являются основой для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования и служат исходными данными для перспективного и текущего планирования.

Расчетная лесосека исчисляется по рубкам главного пользования на длительный период при лесоустройстве по каждому предприятию, организации и учреждению, ведущему лесное хозяйство, раздельно по группам лесов и хозяйствам (хвойным, твердолиственным и мягколиственным) и определяется по области, краю, республике. Порядок утверждения расчетной лесосеки устанавливается Советом Министров СССР.

Лесоустройство проводится во всех лесах государственными лесоустроительными предприятиями по единой для Союза ССР системе, устанавливаемой государственным органом лесного хозяйства Союза ССР.

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 50. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Самовольная переуступка права лесопользования, а также другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, недействительны.

Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также:

незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;

нарушении требований пожарной безопасности в лесах;

повреждении леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание;

уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление;

использовании участков земель государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков;

самовольном сенокошении и пастьбе скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом;

самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;

нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы;

уничтожении и повреждении отграничительных знаков в лесах;

уничтожении полезной для леса фауны,

несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.

Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением лесного законодательства, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.

Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче соответствующему предприятию, организации или учреждению, ведущему лесное хозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее стоимость.

При нарушении лесопользователями установленного порядка пользования лесами осуществление лесопользования может быть приостановлено в случаях и в порядке, определяемых Советом Министров СССР.

В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, могут быть приостановлены проводимые предприятиями, организациями, учреждениями работы, если они представляют опасность для состояния и воспроизводства лесов в связи с невыполнением при проведении этих работ технологических, санитарных и других мероприятий, обеспечивающих охрану лесов от пожаров и устранение вредного воздействия на состояние и воспроизводство лесов.

Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос на землях колхозов и совхозов либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы, если законодательством Союза ССР и союзных республик не установлена более строгая ответственность за указанные действия.

За невыполнение обязательных мероприятий по восстановлению, улучшению состояния и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины виновные в этом лица несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 51. Международные договоры

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском лесном законодательстве, то применяются правила международного договора.

Такой же порядок применяется в отношении лесного законодательства союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные лесным законодательством этой союзной республики.


* * *


Постановление Верховного совета СССР от 17 июня 1977 года

О мерах по дальнейшему улучшению охраны лесов и рациональному использованию лесных ресурсов

Важной составной частью природных богатств СССР являются леса, имеющие огромное народнохозяйственное, экономическое и социальное значение. Государственная собственность на леса и плановое ведение народного хозяйства в СССР составляют главное условие успешного решения задач комплексного и рационального использования лесных ресурсов, охраны и воспроизводства лесов для удовлетворения разносторонних потребностей народного хозяйства и населения, улучшения окружающей среды, охраны здоровья и повышения благосостояния нынешнего и будущих поколений советских людей. Осуществление всех этих задач приобретает актуальное значение в условиях быстрого развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства, городского строительства.

Коммунистическая партия и Советское государство постоянно проявляют заботу об охране и приумножении лесных богатств, об обеспечении их бережного использования. Эта забота находит конкретное воплощение в решениях XXV съезда КПСС, в Государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 годы, которыми определены основные направления дальнейшего развития лесного хозяйства, отраслей лесной и лесоперерабатывающей промышленности, реализации развернутой программы охраны природы и обеспечения бережного использования природных ресурсов.

В последние годы в соответствии с решениями Правительства СССР в стране проводятся в значительных объемах работы по восстановлению и разведению лесов и повышению их продуктивности, осуществляются мероприятия по укреплению материально - технической базы лесного хозяйства, усилению охраны лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней.

Леса стали шире использоваться в оздоровительных целях, для отдыха, туризма, удовлетворения культурно - эстетических потребностей населения.

Повышение уровня технической оснащенности лесной и лесоперерабатывающей промышленности, совершенствование технологии производства позволили увеличить лесозаготовки в многолесных районах и сократить их в малолесных районах страны, полнее использовать заготавливаемую древесину.

Дальнейшее развитие получили научно - исследовательские разработки по актуальным проблемам ведения лесного хозяйства, улучшению способов и методов лесозаготовки и лесопереработки.

Рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов активно содействуют профессиональные союзы, общества охраны природы, молодежные и другие общественные организации.

Вместе с тем Верховный Совет СССР отмечает, что в деле воспроизводства лесов и их охраны, использования лесных ресурсов имеются существенные недостатки.

Не везде эффективно проводятся работы по лесовосстановлению и лесоразведению. Значительные площади земель государственного лесного фонда остаются необлесенными. В некоторых районах страны темпы лесовосстановительных работ отстают от темпов лесозаготовок, не всегда проводится уход за молодняками, в результате чего большие площади хвойных вырубок зарастают малоценными мягколиственными породами, допускаются случаи гибели лесных культур; не уделяется должного внимания защитному лесоразведению, не обеспечивается концентрация средств, выделяемых на эти цели.

Несмотря на некоторое улучшение охраны лесов, лесные пожары все еще наносят значительный ущерб народному хозяйству, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Уровень контроля со стороны государственных органов лесного хозяйства за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах не соответствует еще предъявляемым требованиям, слабо проводится работа по предупреждению лесных пожаров.

Все еще велики потери древесины при лесозаготовках и сплаве. В некоторых многолесных районах страны продолжают проводиться условно - сплошные рубки, что приводит к неполному использованию лесосырьевых ресурсов, ухудшению состояния лесов и условий их возобновления.

В связи с недостаточным развитием мощностей целлюлозно - бумажной и гидролизной промышленности и слабым внедрением новой технологии сдерживается использование древесины мягколиственных пород в Европейской части СССР. В то же время в этих районах допускается переруб хвойных лесов. В восточных районах страны мощности по переработке древесины значительно отстают от развития лесозаготовительной промышленности, что вызывает большие дополнительные затраты на осуществление нерациональных дальних перевозок круглого леса.

Не всегда достаточно полно используется тонкомерная древесина, а также отходы, образующиеся при разработке лесосек, лесопилении и деревообработке. Значительны еще потери древесины из-за несвоевременной ее вывозки железнодорожным транспортом.

Существенным недостатком в планировании и организации лесопромышленного производства является то, что заготовкой и переработкой древесины занимаются многие министерства и ведомства, имеющие, как правило, мелкие предприятия, которые не в состоянии обеспечивать комплексное использование заготовляемой древесины и ее отходов.

Предприятия лесного хозяйства и лесной промышленности еще недостаточно оснащены необходимыми техническими средствами для проведения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ. Научно - исследовательские и проектно - конструкторские организации лесного хозяйства, лесной промышленности и отраслей машиностроения медленно разрабатывают системы машин для комплексной механизации этих работ с учетом природоохранных требований. Машиностроительные министерства не принимают всех необходимых мер к увеличению производства лесохозяйственной и лесозаготовительной техники. Не удовлетворяются потребности предприятий лесного хозяйства и лесной промышленности в ремонте машин и механизмов.

Недостаточно используются имеющиеся возможности увеличения выпуска товаров народного потребления из древесины и древесных отходов, а также заготовки и переработки плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений и другой лесной продукции.

Исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся еще не в полной мере осуществляют контроль за проведением мероприятий по лесоразведению, охране и правильному использованию лесов, лесомелиорации и лесоустройству.

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Считать одной из важнейших государственных задач обеспечение охраны и защиты лесов, комплексного и рационального использования лесных ресурсов, их своевременное воспроизводство, повышение продуктивности, усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов в целях дальнейшего развития социалистической экономики и повышения благосостояния советского народа, а также улучшения окружающей среды.

2. Совету Министров СССР разработать с учетом предложений постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей, депутатов Верховного Совета СССР и осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению использования лесных ресурсов, воспроизводству и охране лесов, имея при этом в виду:

совершенствование планирования в целях комплексного и рационального использования лесных ресурсов, улучшения организации лесопромышленного производства и снабжения народного хозяйства лесоматериалами, усиления водоохранных, защитных, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов;

улучшение использования лесосечного фонда, обеспечение рубки хвойных лесов в пределах утвержденной расчетной лесосеки, ликвидацию перерубов расчетной лесосеки и условно - сплошных рубок, сокращение потерь древесины при ее заготовке, транспортировке и переработке, дальнейшее сокращение молевого сплава, повышение ответственности министерств и ведомств за выполнение этих требований;

обеспечение рационального использования древесины, в том числе мягколиственных пород в Европейской части СССР и лиственницы в районах Сибири и Дальнего Востока, ускоренное развитие мощностей по заготовке и глубокой переработке древесины и древесных отходов, особенно в восточных районах страны;

повышение продуктивности лесных угодий, обеспечение своевременного восстановления леса ценными породами, совершенствование способов и повышение эффективности мероприятий по лесовосстановлению и защитному лесоразведению, проведение необходимых мер ухода за лесом;

усиление противопожарной профилактики в лесах; повышение ответственности предприятий, организаций, учреждений и граждан за обеспечение пожарной безопасности в лесах и осуществление мероприятий по организации борьбы с лесными пожарами;

расширение научно - исследовательских и проектно - конструкторских работ по актуальным проблемам ведения лесного хозяйства, использования и воспроизводства лесных ресурсов, улучшения использования древесины и другой полезной лесной продукции, охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней;

ускорение разработки, производства и внедрения новой техники и прогрессивной технологии для комплексной механизации лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, обеспечивающих сохранение природной среды и восстановление леса на вырубках.

3. Советам Министров союзных республик, Государственному комитету лесного хозяйства Совета Министров СССР обеспечить должный контроль за охраной лесов и рациональным использованием лесных ресурсов, соблюдением установленных правил лесопользования, своевременным и качественным проведением лесовосстановительных и других лесохозяйственных работ, использованием земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением.

4. Министерству лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, другим министерствам и ведомствам, осуществляющим лесозаготовки, обеспечить наиболее полное и рациональное использование выделяемого им лесосечного фонда, повышение эффективности лесозаготовительного и деревообрабатывающего производства, строгое соблюдение правил и норм лесопользования и лесовосстановления.

5. Местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам в полной мере осуществлять предоставленные им законодательством права по контролю за использованием, охраной и защитой лесов, шире привлекать общественность к делу обеспечения охраны лесных богатств страны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 17 окт 2017, 08:57


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100