Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 июн 2017, 14:15 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29082

Ситуация с созданием заказника "Верхнеюловский" в междуречье Северной Двины и Пинеги близка к критической. Вариант границ, предусмотренный Лесным планом, отвергается крупнейшими лесопользователями и некоторыми другими заинтересованными сторонами. Альтернативный вариант, предложенный отраслевым министерством и поддержанный лесопользователями, фактически ведет к уничтожению уникальной природной территории. Срок для нахождения компромисса, позволяющий создать заказник до конца 2017 года ("Года экологии" и "Года ООПТ" в России), истекает в начале июля - если решение не будет найдено, создание заказника может отложиться на неопределенное время. Это, в свою очередь, может привести к крайне тяжелым и долгосрочным последствиям - как экологическим, так и социально-экономическим. Ниже приводится описание ситуации по состоянию на 12 июня 2017 года.

Оглавление

Общее описание ситуации
Изменения в границах МЛТ за первое полугодие 2017 года
Предложения Гринпис по границам заказника и буферной зоны
Предложения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Итоги переговоров с Администрацией Архангельской области
Позиция по доступу граждан в заказник, охоте и рыбалке
Итоги переговоров с ООО "ПКП «Титан»", АО "Архангельский ЦБК" и ЗАО "Лесозавод 25"
Итоги переговоров с ООО "Поморская Лесопильная Компания" (Pomor Timber)
Итоги переговоров с предприятиями группы Регион-лес
Роль добровольной лесной сертификации FSC
Роль добровольной лесной сертификации PEFC
Заказник, лесопользование, лесное хозяйство и рабочие места
Проверка законности санитарных рубок в Двинско-Пинежском междуречье
Что дальше: наиболее вероятные пути развития ситуации
Ссылки на предыдущие сообщения о ситуации в Двинско-Пинежском междуречье и вокруг него


Дикий лес в Архангельской области (автор фотографии - Т.Хакимулина)


Общее описание ситуации

Лесным планом Архангельской области и Схемой территориального планирования Архангельской области в междуречье Северной Двины и Пинеги предусматривается создание заказника "Верхнеюловский" площадью 489,0 тысяч гектаров. Согласно Лесному плану, целью создания заказника является сохранение экосистемного, видового, генетического, ландшафтного наследия биома европейской равнинной тайги, одного из последних крупных участков среднетаежных лесов, которые из-за сплошных вырубок и фрагментации становятся редкими в масштабах Европейского Севера в целом. В Лесном плане говорится, что этот заказник необходим как крупный узел региональной сети особо охраняемых природных территорий, необходимый для ее эффективного функционирования и поддержания экологического баланса Архангельской области. Предусмотренная Лесным планом территория заказника будет защищать верховья рек Юла, Выя, Покшеньга, Ваеньга и других крупных притоков Северной Двины и Пинеги, охранять не менее 10% от всех выделенных в регионе рек, являющихся нерестилищами семги. Заказник также обеспечит сохранение жизнеспособных популяций многих редких видов растений и животных, в том числе занесенных в красные книги Российской Федерации и Архангельской области. Создание такого заказника соответствует одному из установленных статьей 3 федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основных принципов - "приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов".

Лес, который по Лесному плану Архангельской области должен быть включен в заказник, представляет собой наиболее ценную часть так называемой малонарушенной лесной территории (МЛТ) - крупного массива дикой тайги, дожившей до наших дней в минимально преобразованном человеком состоянии. Малонарушенные лесные территории вообще представляют собой уникальную ценность как эталоны дикой природы, позволяющие сохранить все ее биологическое разнообразие для будущих поколений; конкретно же эта территория ценна в особенности, поскольку представляет собой крупнейший и наилучшим образом сохранившийся массив дикого леса на границе средней и северной тайги во всей Европе.

Созданию заказника, однако, препятствует позиция крупных лесозаготовительных предприятий, в основном сертифицированных по системе FSC или вовлеченных в торговлю так называемой "FSC-контролируемой древесиной". Формально система FSC рассматривает МЛТ как леса высокой природоохранной ценности, и требует их сохранения. Генеральная ассамблея FSC в 2014 году приняла даже специальное решение по поводу усиления охраны МЛТ - Motion 65 (само требование по их сохранению содержалось в стандартах FSC и раньше). Однако, несмотря на это решение, потери МЛТ в Двинско-Пинежском междуречье в последние годы лишь увеличились, а с созданием заказника в границах, предусмотренным Лесным планом, лесопользователи совершенно не согласны. Без их согласия - поскольку основная часть планируемого заказника передана в аренду для заготовки древесины - создать особо охраняемую природную территорию невозможно.

Дополнительные возможности по организации и дальнейшему существованию заказника дают "Год экологии в России" и "Год особо охраняемых природных территорий", объявленные указами Президента РФ (оба они приходятся на 2017 год). Но процесс создания заказника долог, и для того, чтобы он мог завершиться до конца текущего года, принципиальное решение по границам должно быть принято не позднее 1 июля.

Сейчас, несмотря на долгую историю переговоров между природоохранными организациями (Гринпис и WWF), Правительством Архангельской области и лесопользователями-арендаторами, ситуация практически зашла в тупик. Правительство области пока рассматривает вариант сравнительно небольшого заказника, на который согласны крупнейшие арендаторы, площадью 132 тысячи гектаров - это 11% от исходной площади МЛТ. Природоохранные организации полагают, что этот вариант неприемлем, поскольку ведет к уничтожению МЛТ и не позволяет сохранить даже наиболее ценные ее части. Формально время на поиск компромиссного варианта границ заказника еще есть - около трех недель; но фактически шансов на достижение этого компромисса почти не осталось.

Главным источником проблем является истощительное экстенсивное лесопользование, при котором лес используется лишь как природное месторождение бревен без эффективного воспроизводства хозяйственно ценных лесных ресурсов. Эта модель лесопользования уже истощила лучшие и наиболее доступные леса юга и запада региона; сейчас лесозаготовители пытаются, пока практически ничего не меняя в своей работе, выжить за счет освоения последних остатков дикой тайги, в том числе планируемых заказников.

Система FSC на протяжении полутора десятилетий позволяла крупнейшим лесопользователям, ничего принципиально не меняя в своей работе, выдавать свою продукцию за произведенную в результате "экологически приемлемого, социально выгодного и экономически жизнеспособного" управления лесами. Нынешний кризис показывает несостоятельность этой системы - как минимум в части, касающейся сохранения МЛТ и обеспечения неистощительности лесопользования. Это может привести к самым катастрофическим последствиям - как для остатков дикой лесной природы, так и для системы FSC и зависящих от нее предприятий.


Изменения в границах МЛТ за первое полугодие 2017 года

Несмотря на то, что все крупные и средние лесозаготовители Двинско-Пинежского междуречья или сертифицированы по системе FSC, или вовлечены в торговлю так называемой "FSC-контролируемой древесиной", а эта система добровольной лесной сертификации требует сохранения лесов высокой природоохранной ценности - уничтожение МЛТ в Междуречье с течением времени лишь ускоряется. За период с 2000 по 2017 гг. были утрачены в результате рубок и фрагментации 27% от исходной площади МЛТ; за зиму 2016/2017 гг. и весну 2017 г. было утрачено еще около 2% МЛТ.

В 2015 году годовая скорость сокращения площади этой МЛТ впервые превысила 3%, в 2016 году - впервые превысила 5%. При сохранении существующих тенденций в 2017 году скорость сокращения этой площади сохранится на уровне прошлогодней или превысит ее. Схема изменения площади МЛТ в Двинско-Пинежском междуречье по годам с 2000 по конец весны 2017 гг. (красным цветом показаны утраченные участки, зеленым - то, что еще сохранилось, белым пунктиром - границы планируемого заказника согласно действующей редакции Лесного плана Архангельской области):




Предложения Гринпис по границам заказника и буферной зоны

С точки зрения Гринпис, оптимальными границами заказника являются границы, предусмотренные Лесным планом Архангельской области в его действующей редакции (утвержденной указом губернатора Архангельской области от 25 июля 2016 года № 87-у). Они уже представляют компромисс между лесопользованием и охраной природы, причем с перевесом в сторону лесопользования - отдают под заказник 42% от исходной площади МЛТ, и оставляют под лесопользование 58%.

Однако, критическая истощенность лесных ресурсов Архангельской области делает невозможным продолжение работы социально значимых лесозаготовительных компаний без дальнейшего освоения значительных площадей МЛТ. Это вынуждает нас к поиску нового компромисса, с еще большим перевесом в сторону лесопользования.

При подготовке своих предложений по новым границам заказника "Верхнеюловский" Гринпис руководствовался следующими принципами:

1. Единственным основанием для сокращения границ заказника может быть необходимость поддержания жизнеспособности ныне существующих социально значимых лесозаготовительных предприятий в границах их арендных участков. Лесные участки, не переданные в аренду по состоянию на 25 июля 2016 года или выбывшие впоследствии из аренды, входящие в границы заказника согласно действующей редакции Лесного плана, должны быть включены в заказник полностью.

2. Изменения границ должны быть минимальными, обеспечивающими возможность перехода лесозаготовительных предприятий от экстенсивной модели лесопользования (добычи древесины в диких лесах практически без воспроизводства хозяйственно ценных лесных ресурсов) к полноценному лесному хозяйству на староосвоенных лесных землях. Изменения не должны бесконечно поддерживать существующую экстенсивную (бесхозяйственную) модель лесопользования.

3. Изменения границ могут в первую очередь затрагивать водосборные бассейны малых рек, не полностью входящих в границы планируемого заказника. Водосборные бассейны малых рек или верховий рек, целиком входящие в границы планируемого заказника, должны, насколько возможно, сохраняться полностью.

4. Наиболее важными частями планируемого заказника, изменения которых должны быть минимальными, являются участки, прилегающие к верховьям Покшеньги (в бассейне Покшеньги изменения не должны приводить к фрагментации малонарушенной лесной территории - разделению на западную и восточную части) и Юлы с ее притоками.

В соответствии с этими принципами, с учетом природной ценности конкретных участков,Гринпис в первой половине мая 2017 года предложил следующее зонирование территории:


Чтобы просмотреть карту в более крупном масштабе, нажмите на нее мышью

На схеме фиолетовой линией показана граница планируемого заказника согласно действующей редакции Лесного плана Архангельской области, а красной заливкой - предлагаемая Гринпис граница заказника. Площадь красной зоны составляет 380 тысяч гектаров - 33% от исходной площади малонарушенной лесной территории.

Желтым и коричневым цветами на схеме показаны участки, которые, с точки зрения Гринпис, могут быть исключены из территории создаваемого заказника с большими, но все еще приемлемыми потерями природных ценностей.

Зеленым цветом обозначена предлагаемая Гринпис специальная буферная зона (аналог охранной зоны особо охраняемой природной территории), включающая в себя водосборные бассейны верховий рек Юлы, Покшеньги, Ваеньги и Выи, выходящих за границы создаваемого заказника, а также полосу вокруг заказника шириной не менее пяти километров. К этой же зоне должны быть отнесены все участки, не вошедшие в заказник, обозначенные на схеме желтым и коричневым цветом.

Гринпис предлагает силами всех заинтересованных сторон, в том числе природоохранных организаций, лесопользователей - арендаторов, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, в течение года разработать специальный режим природпользования для этой буферной зоны. Режим должен предусматривать сохранение лесозаготовительной деятельности, но с принятием специальных мер, направленных на облегчение будущего восстановления лесных экосистем и ландшафтов, наиболее близких к естественным. Эти меры, в частности, могут включать в себя применение лесосек с ландшафтно-обусловленными границами, оставление большей, чем сейчас, площади неэксплуатационных участков и малоценных с хозяйственной точки зрения лиственных деревьев, ориентацию только на естественное возобновление леса, ограничение летней заготовки и вывозки древесины, и тому подобные. Эти меры позволят увеличить эффективный размер популяций наиболее чувствительных видов, сохраняемых в заказнике, снизить негативные краевые эффекты, а также обеспечить более эффективную охрану ценных нерестовых рек. Поскольку на всей территории, предлагаемой к включению в буферную зону, фактически ведется экстенсивное лесопользование без последующего лесовыращивания, предлагаемые меры могут дать значительный природоохранный эффект без неблагоприятных социально-экономических последствий.

По всей видимости, создание заказника потребует дальнейшего уточнения границ сохраняемых территорий, в том числе с некоторым сокращением общей площади - до примерно 350 тысяч гектаров (30% от исходной площади МЛТ). Если же и на такой площади создать заказник не получится - это будет означать, что малонарушенная лесная территория в Двинско-Пинежском междуречье будет в основном утрачена, соответствующие положения Лесного плана Архангельской области и Схемы территориального планирования Архангельской области не будут выполнены, система добровольной лесной сертификации FSC докажет свою полную несостоятельность, а лесопромышленный комплекс региона - свою экологическую безответственность.


Предложения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области

Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области был подготовлен новый вариант границ заказника, радикально отличающийся от тех, которые предусмотрены Лесным планом Архангельской области. По этому проекту предполагается создать заказник площадью 132 тыс. га (по Лесному плану - 489 тыс. га). Проект был впервые представлен на заседании рабочей группы в министерстве 11 мая 2017 года.

На схеме, представленной министерством, были показаны также "границы, предлагаемые WWF", с площадью заказника 187 тыс. га. Впоследствии выяснилось, что WWF создавать заказник в таких границах и на такой площади не предлагал, и границы, показанные на схеме, были выдуманы ее составителями:


Чтобы просмотреть карту в более крупном масштабе, нажмите на нее мышью

Гринпис и WWF не согласились с предложенным Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области вариантом границ, поскольку он не обеспечивает сохранение наиболее ценных природных комплексов и объектов малонарушенной лесной территории в Двинско-Пинежском междуречье.


Итоги переговоров с Администрацией Архангельской области

Последняя по времени встреча представителей Гринпис и WWF с Правительством Архангельской области (заместителем председателя Правительства Архангельской области Е.В.Фоменко, министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса К.М.Дорониным, заместителем министра - начальником управления лесного хозяйства Д.Ю.Капиталининым) состоялась 1 июня 2017 года. Правительство твердо намерено создать заказник в 2017 году, но планирует сделать его на сильно уменьшенной площади (132 тыс. га). Основных причин, по которым Правительство Архангельской области планирует настолько сильно уменьшить заказник, три:

- несогласие компаний-лесопользователей, реализующих крупные приоритетные инвестиционные проекты;

- несогласие части населения и глав местного самоуправления на ограничение заготовки древесины;

- затраты на организацию формальной охраны, которые, по расчетам Министерства, могут оказаться обременительными для областного бюджета.

Правительством был предложен вариант создания заказника на меньшей площади, и особо защитного лесного участка (категории "заповедный лесной участок" или "объект национального лесного наследия") на всей площади, подлежащей сохранению. Гринпис и WWF согласились, что этот вариант при определенных условиях может быть приемлемым, но пока нуждается в дополнительной проработке. Этот вариант требует такого же согласования с лесопользователями-арендаторами, как и создание полноценного по площади заказника, но может оказаться менее выгодным с точки зрения развития лесного хозяйства и лесопользования в регионе. На данный момент полномочиями по созданию ОЗУ обладает Рослесхоз, а поправки, передающие эти полномочия региону, приняты только в первом чтении. Возможность создания ОЗУ зависит от позиции Рослесхоза или от скорости принятия законопроекта, передающего полномочия по ОЗУ на региональный уровень.


Позиция по доступу граждан в заказник, охоте и рыбалке

На встрече в Правительстве Архангельской области была представлена позиция Гринпис и WWF, состоящая в том, что права людей на доступ в лес, охоту и рыбалку при создании заказника никак не должны ограничиваться. Несмотря на возражения представителей Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, позиция Гринпис и WWF о недопустимости ограничения доступа граждан в заказник и их права на охоту и рыбалку была однозначно поддержана министром К.М.Дорониным и заместителем председателя Правительства Архангельской области Е.В.Фоменко. Этот вопрос можно считать окончательно решенным.


Итоги переговоров с ООО "ПКП Титан", АО "Архангельский ЦБК" и ЗАО "Лесозавод 25"

Последнее по времени обсуждение границ заказника представителями Гринпис, WWF, ООО "ПКП Титан", АО "Архангельский ЦБК" и ЗАО "Лесозавод 25" состоялось в Архангельске 1 июня 2017 года. Компании не согласны с созданием заказника в границах, предусмотренных Лесным планом Архангельской области; предложения компаний неприемлемы с природоохранной точки зрения. На данный момент согласованная между ООО "ПКП Титан", АО "Архангельский ЦБК", ЗАО "Лесозавод 25" и неправительственными природоохранными организациями позиция по границам заказника отсутствует.


Итоги переговоров с ООО "Поморская Лесопильная Компания" (Pomor Timber)

Последнее по времени обсуждение границ заказника представителями Гринпис, WWF и ООО "Поморская лесопильная компания" состоялось в Архангельске 17 мая 2017 года. Компания не согласна с созданием заказника в границах, предусмотренных Лесным планом Архангельской области; предложения компании неприемлемы с природоохранной точки зрения. Встреча, которая была запланирована на 1 июня, не состоялась, несмотря на готовность к ней со стороны Гринпис и WWF. На данный момент согласованная между ООО "Поморская лесопильная компания" и неправительственными природоохранными организациями позиция по границам заказника отсутствует.


Итоги переговоров с предприятиями группы Регион-лес

Последнее по времени обсуждение границ заказника представителями Гринпис России, WWF России и ранее входивших в группу Регион-лес ООО "Ваеньгский леспромхоз" и ООО "Двинлеспром" состоялось в Архангельске 17 мая 2017 года. По итогам обсуждения стороны пришли к согласию, что границы заказника в пределах арендных участков этих предприятий могут быть установлены в соответствии с действующей зоной моратория.


Роль добровольной лесной сертификации FSC

FSC развивается в Двинско-Пинежском междуречье с 2000 года, и на протяжении уже более чем десятилетия охватывает всех крупных и средних лесопользователей этой территории (через сертификацию управления лесами или поставки "FSC- контролируемой древесины"). Кризисная ситуация с созданием заказника "Верхнеюловский" показывает колоссальные проблемы, характерные для этой системы:

во-первых, за семнадцать лет работы FSC в междуречье система лесопользования практически не изменилась - здесь, в том числе в лесах высокой природоохранной ценности, по-прежнему абсолютно преобладают крупные (40-50 га) сплошные рубки с прямоугольными границами, никак не учитывающие особенности насаждений и ландшафтов;

во-вторых, сертифицированное лесопользование привело к такому истощению освоенных лесов, при котором продолжение деятельности компаний невозможно без дальнейшего уничтожения лесов высокой природоохранной ценности, прежде всего МЛТ;

в-третьих, соглашения о выделении зон моратория не обеспечивают сохранение МЛТ навсегда - компании не готовы согласиться с приданием зонам моратория постоянного охранного статуса (заказника); фактически "зоны моратория" лишь временно перераспределяют места заготовки древесины;

в-четвертых, сертифицированные компании не ведут полноценное лесное хозяйство, в результате чего лесной сектор создает слишком мало рабочих мест в лесных деревнях и поселках, что является главным источником их экономического неблагополучия и социальной напряженности;

в-пятых, вопреки принятому в 2014 году решение Генеральной ассамблеи FSC по усилению сохранения МЛТ (Motion 65), скорость уничтожения МЛТ в Двинско-Пинежском междуречье в 2015-2016 гг. увеличилась, и эта же тенденция сохранилась весной 2017 года.

Провал создания заказника в Двинско-Пинежском междуречье наглядно покажет неспособность FSC обеспечить экологически приемлемое и социально выгодное управление лесами (неспособность обеспечить экономически жизнеспособное управление уже доказана банкротствами и исчезновением сертифицированных компаний). Поскольку Двинско-Пинежское междуречье - это ключевое местообитание FSC в России, а Россия - вторая по площади FSC-сертифицированных лесов страна мира, столь явное свидетельство несостоятельности FSC будет иметь мировое значение и мировые последствия для этой системы сертификации.


Потери площади малонарушенной лесной территории в Двинско-Пинежском междуречье за последние шестнадцать лет (все потери - не за календарный год, а "лето к лету"), и тренд - тенденция изменения потерь


Роль добровольной лесной сертификации PEFC

До недавнего времени система PEFC не играла сколько-нибудь заметной роли в российском лесном секторе. Быстрый рост этой системы начался в 2016 году из-за проблем у FSC; в Двинско-Пинежском междуречье система PEFC впервые в России соприкоснулась с крупным конфликтом международного масштаба.

Российский стандарт PEFC практически дублирует действующее законодательство, и ничего не требует от компаний сверх обычной практики. Но эта обычная практика, характерная в том числе для Двинско-Пинежского междуречья, радикально расходится с тем, как позиционирует себя PEFC на международном уровне.

В частности, PEFC заявляет, что работает "для продвижения в лес хороших практик и для обеспечения производства древесных и недревесных продуктов леса согласно наилучшим экологическим, социальным и этическим стандартам", и что "благодаря ее экологической марке потребители могут отличать продукцию, происходящую из устойчиво управляемых лесов".

После того, как система PEFC начала работать в Двинско-Пинежском междуречье в условиях острого конфликта вокруг создания заказника, ее ждет самое пристальное внимание со стороны природоохранного сообщества. Пользователям этой системы теперь предстоит выяснить, что же конкретно имеется в виду в рамках системы PEFC под "наилучшими экологическими, социальными и этическими стандартами".


Заказник, лесопользование, лесное хозяйство и рабочие места

Главным вопросом для местного населения, связанным с созданием заказника, его площадью, изменением объемов лесопользования и в целом системы обращения с лесами, является вопрос о рабочих местах: скольким людям в лес в междуречье Северной Двины и Пинеги будет давать работу после принятия тех или иных решений.

Создание заказника потребует перерасчета лесопользования, и за счет этого приведет к сокращению занятости. Однако, и сохранение существующей модели лесопользования (экстенсивной добычи древесины, без эффективного лесного хозяйства) также будет вести к сокращению рабочих мест за счет прогрессирующего истощения лесных ресурсов и роста производительности труда в лесозаготовительной отрасли. Это подтверждается опытом всей Архангельской области, где перепись населения 2010 года выявила 848 брошенных населенных пунктов (21% от общего числа) и 1429 населенных пунктов с числом жителей от 1 до 10, то есть почти брошенных (еще 36%).

Главной причиной того, что лесной сектор Архангельской области дает слишком мало рабочих мест жителям лесных деревень и поселков, и что эти рабочие места в конечном итоге оказываются временными, является отсутствие реального лесного хозяйства (мер по интенсивному воспроизводству хозяйственно ценных лесов). По примерной предварительной оценке, при экстенсивной модели лесопользования один гектар продуктивного леса обеспечивает сейчас примерно 25 человеко-дней занятости на лесных работах за оборот рубки, а при лесном хозяйстве с интенсивным уходом и промежуточным пользованием - примерно 65 человеко-дней, то есть примерно в 2,6 раза больше.

При площади заказника в 350 тысяч гектаров реальная площадь доступных для эксплуатации лесов (за вычетом нерестоохранных и водоохранных полос, а также нелесных земель) составит не более 250 тыс. га. Если исходить из того, что в лесах высокой природоохранной ценности должна применяться расчетная лесосека равномерного пользования, это будет означать отказ от рубки примерно 2,5 тыс. га лесов ежегодно - в сумме по всем лесопользователям и по неарендованным участкам. Приняв приведенные выше оценки занятости, мы получим, что создание такого заказника может привести к сокращению, при худшем развитии событий и отсутствии компенсационных мер, примерно 370 рабочих мест - по всем лесопользователям и районам, которые затрагивает заказник. При этом далеко не все сокращаемые рабочие места будут потеряны именно для местного населения, поскольку и сейчас на многих операциях (заготовке с помощью многооперационной техники, вывозке, дорожном строительстве) значительную долю работников составляют приезжие из других районов или даже регионов.

Если же принять компенсационные меры и обеспечить ведение интенсивного лесного хозяйства на площадях, соответствующих масштабам лесопользования (что, строго говоря, должно быть нормой для сертифицированных и просто ответственных лесопользователей) - то рабочих мест будет создано значительно больше, чем их может быть потеряно за счет сокращения лесопользования. Например, если обеспечить интенсивное лесное хозяйство на десяти процентах от общей площади Двинско-Пинежского междуречья (около 450 тыс. га) - это, исходя из приведенных выше оценок, потребует создания почти девятисот новых рабочих мест.

Таким образом, создание заказника в сочетании с развитием эффективного (такого, которое можно будет реально назвать "экологически приемлемым, социально выгодным и экономически жизнеспособным") лесного хозяйства потребует не сокращения, а увеличения рабочих мест непосредственно в Двинско-Пинежском междуречье. Увеличение это, скорее всего, трудно будет обеспечить за счет местных трудовых ресурсов - но это уже вопрос точно не к заказнику.


Из-за отсутствия эффективного лесного хозяйства на месте вырубленной дикой тайги в большинстве случаев вырастают неухоженные березняки и осинники, на многие десятилетия выбывающие из какой-либо хозяйственной деятельности (автор фотографии - И.Подгорный)


Проверка законности санитарных рубок в Двинско-Пинежском междуречье

В апреле 2017 года эксперты Гринпис, изучая размещенные на сайте Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области акты лесопатологического обследования, выявил признаки нарушений действующего законодательства, допущенные при назначении и проведении сплошных санитарных рубок в Двинско-Пинежском междуречье, в том числе в планируемом заказнике. Материалы по этим нарушениям были направлены в Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.

Департаментом была проведена проверка пока только по части назначенных и проведенных рубок (из-за недоступности остальных в период весенней распутицы). В ходе проверки были выявлены нарушения, материалы переданы в органы прокуратуры. По информации, полученной от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, проведение рубок, о которых говорилось в материалах Гринпис, и которые пока не были проведены, остановлено.

В полной мере о том, насколько законными или незаконными были проведенные рубки, можно будет судить после завершения всех проверок. Вопрос о том, к кому могла попасть незаконно заготовленная древесина, требует дальнейшего изучения. В общей сложности в результате всех этих сомнительных санрубок в Двинско-Пинежском междуречье планировалось заготовить 483,7 тысяч кубометров древесины, и основная ее часть уже была заготовлена.


Что дальше: наиболее вероятные пути развития ситуации

Несмотря на то, что пока все заинтересованные стороны находятся в стадии переговоров, ситуация в целом развивается по кризисному сценарию. Если приемлемое для всех сторон компромиссное решение по границам заказника не будет найдено до начала июля - это, с учетом длительности официальных процедур, не позволит создать полноценный заказник в рамках "Года экологии" и "Года ООПТ", и тем самым отложит решение проблемы на неопределенный срок.

Скорее всего, в первую очередь такое развитие ситуации повлияет на систему добровольной лесной сертификации FSC, поскольку покажет ее несостоятельность в вопросах охраны МЛТ и обеспечения неистощительности лесопользования. То, что Двинско-Пинежское междуречье является одним из исторических центров развития FSC в таежных лесах, и что конкретно эта МЛТ имеет очень высокую (международного значения) ценность, не позволит этому провалу FSC остаться незамеченным, и повлияет на развитие добровольной лесной сертификации в глобальном масштабе. Поскольку теперь в Двинско-Пинежском междуречье представлена и вторая господствующая в мире система - PEFC, провал с сохранением МЛТ, скорее всего, будет иметь негативные последствия для развития добровольной лесной сертификации в целом (любых систем и видов).

Крупнейшие лесопользователи Двинско-Пинежского междуречья и Архангельской области в целом, на протяжении полутора десятилетий пользовавшиеся всеми выгодами, которые дает образ "экологически приемлемого, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления лесами", этот образ частично или полностью утратят. Это, с одной стороны, затруднит взаимодействие между ними и другими заинтересованными сторонами (в том числе природоохранными организациями), но с другой стороны, возможно, создаст стимулы к реальному развитию более качественного и ответственного хозяйства в арендуемых лесах.

Экстенсивная (бесхозяйственная) система лесопользования, которая привела к критическому истощению освоенных лесов и стала главным препятствием для сохранения оставшейся дикой тайги, потребует тщательного изучения, осмысления и перестройки. Ситуация с сохранением МЛТ в Двинско-Пинежском междуречье должна стать для природоохранных организаций серьезным уроком: если не заставить крупных лесопользователей перейти от бесхозяйственной добычи древесины в диких лесах к цивилизованному лесному хозяйству в освоенных, то сохранить остатки диких лесов и вообще леса высокой природоохранной ценности не получится. В этом интересы природоохранников, большинства местного населения, ответственных лесопользователей и добросовестных чиновников сходятся: только эффективное лесное хозяйство на освоенных землях (обычно лучших с хозяйственной точки зрения) может дать много постоянных рабочих мест, обеспечить условия для развития лесных деревень и поселков, и позволить сохранить дикую природу.

Провал с созданием заказника, возможно, на какое-то время ускорит уничтожение МЛТ в Двинско-Пинежском междуречье - но, скорее всего, не сильно, поскольку крупные лесопользователи и сейчас добывают в диких лесах столько древесины, сколько им позволяют договора аренды и производственные мощности. Но уже в среднесрочной перспективе и лесопользователям, и органам управления лесами, и природоохранным организациям, и заинтересованным представителям местного населения придется общими усилиями выстраивать какую-то новую систему сохранения МЛТ. И это должна быть не имитационная система (типа "потемкинской деревни"), а реальная, способна обеспечить постоянное сохранение лесов высокой природоохранной ценности и действительно качественное управление лесами.


Ссылки на предыдущие сообщения о ситуации в Двинско-Пинежском междуречье и вокруг него

Департамент лесного хозяйства по СЗФО по обращению Гринпис провел проверку правильности назначения санрубок в Двинско-Пинежском междуречье

Мнение Гринпис о необходимых границах Верхнеюловского заказника (Архангельская область)

11 апреля в Минприроды Архангельской области состоялось странное совещание по развитию системы особо охраняемых природных территорий

Каковы реальные лесные ресурсы, которыми располагает Архангельская область

Санрубки как способ сокращения сроков примыкания: опыт Архангельской области, требующий внимания Рослесхоза и прокуратуры

Странный подход Правительства Архангельской области: сохранять лес можно только с согласия жителей региона, а разорять - можно без согласия

Верхнеюловский заказник и дикие леса Архангельской области: что дальше?

О развитии ситуации с заказником в Двинско-Пинежском междуречье и сохранением диких лесов в Архангельской области

Взгляд на тайгу: как "устойчивое лесопользование" добивает дикие леса

Странный подход Правительства Архангельской области: сохранять лес можно только с согласия жителей региона, а разорять - можно без согласия

"Леса нет, но вы пилите": несмотря на очевидное истощение хвойных лесов, власти продолжают поддерживать новые мега-проекты в области деревообработки

О сокращении площади дикого леса в Двинско-Пинежском междуречье и ситуации с планируемым там заказником

Мнение практика: как директор Союза лесопромышленников Архангельской области оценивает роль лесной сертификации в сохранении диких лесов

Чем занимались жители Архангельской губернии 120 лет назад

Ошибка губернатора: "тренд на лесовосстановление" окажется бессмысленным, если не обеспечить молодняки и лесные культуры должным уходом

В развитии добровольной лесной сертификации на территории Архангельской области наступил принципиально новый этап

Сертифицированный тупик: критическая истощенность лесных ресурсов Архангельской области разрушает образ экологически приемлемого, социально выгодного и экономически жизнеспособного лесоуправления

О сохранении малонарушенных лесных территорий Архангельской области в рамках реализации решения Генеральной ассамблеи FSC 2014 года "Motion 65"

FSC и постоянство пользования лесом: на какие территории аудиторам и заинтересованным сторонам необходимо обращать особое внимание при оценке неистощительности заготовки древесины

Депутаты и районные власти Архангельской области выступают против заказника в Двинско-Пинежском междуречье, и рассчитывают доесть уникальный лес до конца


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 20 окт 2017, 22:37


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yahoo [Bot], Мишель и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100