Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 апр 2017, 17:31 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28891

Нижегородский районный суд в очередной раз продлил срок домашнего ареста директору Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Н.Н.Горелову до 15 мая 2017 года. К окончанию этого нового срока Горелов будет находиться под домашним арестом уже в течение года. Обвиняется он по части 3 ст. 285 Уголовного кодекса РФ - в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, что предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

В чем же конкретно обвиняется Н.Н.Горелов, и на чем это обвинение основывается?

9 марта 2017 года Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу был составлен акт № 21-2017 "О результатах внеплановой документарной проверки департамента лесного хозяйства Нижегородской области по вопросам, изложенным в обращении ГУ МВД России по Нижегородской области". Акт подписан начальником отдела анализа охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов ДЛХ по ПФО Г.С.Комаровым - председателем комиссии, и еще тремя ее членами.

Данный акт содержит следующие выводы:

1. В результате превышения полномочий, установленных ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.12.2009) Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (правопреемником которого является Департамент лесного хозяйства Нижегородской области) заключены противоправные государственные контракты на проведение работ по лесному семеноводству, в результате исполнения которых федеральному бюджету нанесен ущерб на общую сумму 5 136 594,73 рублей.

2. В ходе проведения проверки выявлены факты нанесения федеральному бюджету ущерба на общую сумму 5 048 600 рублей.

3. Проверить ценообразование работ по государственному контракту от 03.12.2010 № 642 по хранению ГУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" семян в 2010 году, на основании калькуляции затрат и расчетно-технологических карт.

Если исходить из этих выводов (кроме третьего, которые ни о чем конкретном не говорит), то получается, что противоправными действиями Министерства экологии и природных ресурсов государству был нанесен ущерб более чем в десять миллионов рублей - и на фоне этого ч.3 ст. 285 УК РФ и год домашнего ареста выглядят обоснованными. Но в чем состоят эти действия, и чем нанесен этот ущерб?

В акте приводятся сведения о 21 государственном контракте, заключенных в декабре 2010 года Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Нижегородской области, с различными государственными предприятиями - лесхозами, и об одном контракте с государственным учреждением Нижегородской области "Семеновский спецсемлесхоз". Предметом последнего контракта является переработка лесосеменного сырья и хранение продуктов переработки; по нему в акте говорится, что стоимость "выглядит завышенной" (это, видимо, объясняет вывод №3 - хотя в акте говорится, что предметом контракта является переработка лесосеменного сырья и хранение семян, а в выводе речь идет только о хранении семян).

По поводу остальных госконтрактов говорится следующее: "предметом данных государственных контрактов является выполнение работ по воспроизводству лесов, а из содержания технического задания, являющегося неотъемлемой частью контрактов, следует, что работы представляют заготовку семенного сырья".

Далее в акте объясняется, что деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений представляет собой лесное семеноводство, и что, соответственно, предметом заключенных госконтрактов является именно лесное семеноводство. И говорится, что в 2010 году лесные субвенции направлялись на осуществление переданных регионам лесных полномочий, в которые, согласно статье 83 Лесного кодекса РФ, входит воспроизводство лесов "за исключением лесного семеноводства".

"Таким образом" - говорится в Акте, - "Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в превышении полномочий, установленных ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.12.2009) заключены противоправные государственные контракты на проведение работ по лесному семеноводству".

Дальше идет многостраничное описание финансовых отношений между министерством, его преемником - департаментом, и лесхозами, в котором несколько раз делаются выводы типа "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области намеренно не разъясняет Управлению Федерального казначейства Нижегородской области, что предметом данного государственного контракта является выполнение работ по лесному семеноводству, и данные полномочия не переданы субъекту Российской Федерации и не финансируются из средств субвенций РФ субъекту РФ".

Кроме того, говорится о том, что расходы на лесное семеноводство были отчитаны не по тому коду бюджетной классификации - как "реализация отдельных полномочий в области лесных отношений".

В заключении этой части Акта говорится следующее: "Таким образом, в нарушение ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.12.2009) Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области заключены противоправные государственные контракты на проведение работ по лесному семеноводству".

Этим обосновывается первый вывод Акта - насчет превышения полномочий, установленных ч.1 ст. 83 и нанесения ущерба на общую сумму 5 136 594,73 рублей.

Очевидно, однако, что исполнять переданные субъектам РФ лесные полномочия в части воспроизводства лесов без заготовки семян деревьев в принципе невозможно - поскольку сеянцы деревьев выращиваются в лесных питомниках именно из семян. Никакой системы обеспечения субъектов РФ семенами с федерального уровня не существует (если не считать резервного фонда семян - но в 2010 году не существовало и его). Таким образом, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области поступило единственным возможным образом, чтобы обеспечить выращивание посадочного материала и лесовосстановление, в том числе после катастрофических лесных пожаров 2010 года.

Отметим, что результаты этой работы Рослесхоз признает правильными - Нижегородская область устойчиво входит в число лучших по воспроизводству лесов регионов. Но если бы Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не была организована работа по заготовке и переработке лесосеменного сырья - воспроизводство лесов, как минимум вне арендованных и переданных в постоянное (бессрочное) пользование участков, проводить было бы невозможно, поскольку у региона для этого просто не было бы семян.

Более того: законодатели уже признали ошибочность той нормы Лесного кодекса РФ, согласно которой полномочия по лесному семеноводству не были переданы субъектам РФ. Действующая редакция ч.1 ст.83 Лесного кодекса предусматривает передачу субъектам РФ уже всех полномочий, связанных с воспроизводством лесов, за исключением только лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов.

Таким образом, действия Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и его преемника Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, а также его директора Н.Н.Горелова, были необходимым условием исполнения регионом переданных ему полномочий по воспроизводству лесов, а впоследствии законодатели сочли правильным передачу субъектам РФ соответствующих полномочий. Соответственно, никакого ущерба федеральному бюджету этими действиями нанесено не было - наоборот, действия были совершены в интересах Российской Федерации с целью компенсации ущерба, причиненного катастрофическими лесными пожарами 2010 года.

В следующей части акта говорится о том, что в рамках мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению бюджетными проектировками были предусмотрены расходы на выращивание стандартного посадочного материала в сумме 5048,6 тыс. рублей. По отчету за 2010 год Министерством произведены расходы по выращиванию стандартного посадочного материала в сумме 5048,6 тыс. рублей, что соответствует плановым показателям.

Однако, в Акте говорится, что "указанные средства федерального бюджета без проведения размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ перечислены на финансовое обеспечение деятельности ГБУ "Семеновский спецсемлесхоз"". Дальше на нескольких страницах приводятся данные из утвержденной сметы расходов о том, на что именно были потрачены эти средства (на заработную плату, начисления на оплату труда, услуги связи, коммунальные услуги). Говорится, что "фактические расходы субвенций из федерального бюджета на выращивание стандартного посадочного материала в объеме 7040,9 тыс. шт. сеянцев в сумме 5048,6 тыс. руб. подтверждены Министерством в отчете".

При этом говорится, что "ни Министерством, ни ГУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" не предоставлено документов, подтверждающих выращивание стандартного посадочного материала в объеме 7040,9 тыс. шт.". Непонятно, однако, какие нужны документы, подтверждающие факт выращивания, если непосредственные расходы на выращивание подтверждены, а лесные культуры, для закладки которых должны были быть выращены эти сеянцы, созданы.

Следующий пункт акта говорит о том, что "в связи с отсутствием в материалах проверки нормативов затрат на выполнение работ по выращиванию стандартного посадочного материала на 2010 год, сделать вывод о суммах, направленных на заработную плату работникам ГУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" и произведенных за выплаченную заработную плату работах не представляется возможным".

Из этого (отсутствия документов, подтверждающих выращивание стандартного посадочного материала в объеме 7040,9 тыс. шт., и нормативов затрат на выполнение работ по выращиванию стандартного посадочного материала на 2010 год) делается следующее заключение:

"Таким образом, выявлен факт нанесения федеральному бюджету ущерба в размере 5 058 600 рублей".

Этим обосновывается второй вывод акта - насчет "нанесения федеральному бюджету ущерба на общую сумму 5 058 600 рублей".

Отметим, однако, что Семеновский спецсемлесхоз фактически является единственным лесхозом региона, который был способен обеспечить дополнительное (для ликвидации последствий катастрофических лесных пожаров 2010 года) выращивание семи миллионов сеянцев. Более того: впоследствии он был официально признан Рослесхозом "лучшим лесным питомником России", что подтверждает обоснованность предположений, что он мог обеспечить не только нужное количество сеянцев, но и высокое их качество. При этом средняя цена за сеянец - 72 копейки - не является завышенной по меркам российского лесного хозяйства, и не была завышенной в 2010 году. Таким образом, размещение заказа на выращивание сеянцев в соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ было бы в данном случае лишь пустой формальностью, а его отсутствие не могло причинить реального ущерба. Более того: поскольку продолжительность выращивания сеянцев составляет 2-3 года (2 года для сосны обыкновенной в условиях Нижегородской области), только спецсемлесхоз с большими объемами выращивания посадочного материала мог обеспечить необходимые объемы сеянцев для ликвидации последствий ЧС уже на следующий год после катастрофических пожаров.

Кроме того, отметим, что изменения, внесенные впоследствии в Лесной кодекс РФ, сделали законным выполнение таких работ специализированными учреждениями в рамках государственного задания. Таким образом, даже если описанная система размещения заказа на выращивание посадочного материала в 2010 году была формальным нарушением действовавшего тогда лесного законодательства, в настоящее время она нарушением не является.

Напомним в связи с этим статью 54 Конституции РФ: "... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Даже если считать, что в данном случае были совершены правонарушения (что, с учетом вышеизложенного, выглядит крайне сомнительным) - в настоящее время нормы лесного и смежного законодательства, которые якобы были нарушены или которые привели к нарушениям, были принципиально изменены, и совершенные действия перестали им противоречить. Полномочия по лесному семеноводству теперь переданы субъектам РФ, а выращивание посадочного материала лесных деревьев может проводиться специализированными учреждениями в рамках государственного задания.

Таким образом, перечисленные в Акте действия фактически были совершены в интересах Российской Федерации, с целью обеспечения возможности скорейшей ликвидации ущерба, нанесенного катастрофическими лесными пожарами 2010 года, и не нанесли Российской Федерации и ее бюджету ущерба, а наоборот - принесли пользу. Более того - положения федерального законодательства, которые этими действиями могли быть формально нарушены, теперь принципиально изменены, и даже если тогда эти действия были нарушениями, сейчас они таковыми не являются.

В акте указание на эти обстоятельства отсутствует. Трудно определить, насколько именно это стало причиной того, что директору Департамента лесного хозяйства Нижегородской области продлен до года срок нахождения под домашним арестом, и что он обвиняется по статье, по которой может быть приговорен к лишению свободы на срок до десяти лет - но то, что Акт мог сыграть в этой истории решающую роль, выглядит весьма вероятным.

Один из бывших коллег и авторов акта, и директора Департамента так прокомментировал эту историю: "лесники сажают лесников, и это очень печально".

* * *

Ссылки:

Директору Департамента лесного хозяйства Нижегородской области продлен домашний арест

За лучший в стране лесной питомник - до десяти лет тюрьмы? Странное уголовное дело возбуждено в Нижегородской области


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 23 сен 2017, 12:14


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Yahoo [Bot] и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100