Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вчера, 16:48 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 27953

25 лет назад Республика Карелия ввела собственное лесное законодательство, принципиально отличавшееся от российского - предусматривавшее, в частности, региональную собственность на леса, пошлины на вывоз древесины за пределы региона, передачу лесов фермерам в пожизненное наследуемое владение, и многое другое.

26 марта 1992 года был принят закон Республики Карелия № XII-12/310 "О порядке вывоза круглого леса за пределы Республики Карелия". Закон действовал до ноября 1993 года, затем его действие было приостановлено, а потом и прекращено в связи с вступлением в силу Конституции РФ.

Статья 1 этого закона выглядела так: "Установить пошлину на вывозимый за пределы Карелии круглый лес (хвойный и лиственный пиловочник, хвойные балансы) в размере 400 процентов от рыночных (договорных) цен, сложившихся в Карелии, с перечислением полученных сумм равными долями в республиканский и местные бюджеты". Другими статьями закона вводились исключения - в частности, пошлины не взимались за "спецсортименты, перечень и объемы которых устанавливает Совет Министров Республики Карелия", "круглый лес, заготавливаемый совхозами", "круглый лес, заготавливаемый в порядке проведения прочих рубок", "круглый лес, заготавливаемый в труднодоступных местах иностранными (включая ближнее зарубежье) фирмами"; впоследствии исключение было сделано и для определенной квоты (30%) хвойных балансов, заготовленных леспромхозами (впоследствии перечень исключений был расширен постановлением регионального правительства). За вывоз круглого леса без лицензии и уплаты установленной пошлины предусматривался штраф в размере десятикратной рыночной цены фактически вывозимой древесины.

27 марта 1992 года был принят закон Республики Карелия № XII-12/313 "О лесах Республики Карелия" (фактически - свой собственный республиканский лесной кодекс). Впоследствии закон неоднократно изменялся; с января 1998 года он действовал "в части, не противречащей Лесному Кодексу Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ", а с марта 2000 года был полностью отменен.

Законом устанавливалось (ст. 3), что "В соответствии с Конституцией Республики Карелия леса, произрастающие на территории республики, являются собственностью народа Карелии, основой ее экономического суверенитета. ... Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности Республики Карелия на произрастающие на ее территории леса, запрещаются".

К компетенции Российской Федерации в области регулирования лесных отношений Республика Карелия закон относил (ст. 8) толко: определение единой научно-технической политики в области охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов; разработку с участием Республики Карелия, утверждение и контроль за выполнением государственных (Российской Федерации) программ развития лесного хозяйства; установление общих норм и правил использования и воспроизводства, охраны и защиты лесов; установление принципов отнесения лесов к соответствующим группам и категориям защитности; установление единой системы лесоустройства и лесохозяйственного проектирования; установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра. При этом, согласно той же статье, Республика Карелия "оставляла за собой право определять порядок применения нормативных актов с учетом региональных особенностей лесов и лесохозяйственной деятельности в них".

Ведение лесного хозяйства закон возлагал (ст. 15) на предприятия и организации, арендующие лесной фонд на территории, переданной им в аренду; на граждан, осуществляющих лесопользование в лесах, переданных им во владение или аренду; в городских лесах - на соответствующие Советы народных депутатов; в лесах заповедников, национальных и природных парков-на заповедники, национальные и природные парки; в иных лесах - на государственные органы лесного хозяйства.

Лесопользователями в Республике Карелия (ст. 15) могли быть юридические лица (в том числе иностранные), зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности на территории республики, и физические лица, проживавшие постоянно на территории Республики Карелия.

Закон (ст. 30) предусматривал возможность предоставления лесов фермерам: "Граждане Республики Карелия имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение лесных участков для осуществления лесопользования с целью ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Предельные размеры таких участков составляют: в южной Карелии -50 га, в средней - 75, в северной -100 га. Площадь спелого леса, как правило, не должна составлять более трети площади участка".

Закон предусматривал необходимость разработки республиканской нормативной базы лесного хозяйства, например, включал такие формулировки (ст. 36): "Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок и наставлениями по рубкам ухода, утверждаемыми Госкомлесом Республики Карелия".

Право на свободное пребывание в лесах, бесплатный сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод и других пищевых продуктов леса закон в явном виде предоставлял только гражданам Республики Карелия.

Законом предусматривалось выделение лесов местного значения. Соответствующая статья (55) выглядела так: "В лесах всех групп выделяются леса местного пользования, которые находятся в распоряжении районных (городских) Советов народных депутатов. Площади этих лесов определяются по совместному решению Госкомлеса и Совета, утверждаемому в установленном порядке Советом Министров республики. Леса местного пользования используются только для удовлетворения потребностей в древесине населения, предприятий сельского хозяйства и местных нужд".

За невыполнение лесохозяйственных мероприятий законом предусматривались серьезные штрафы. Вот что об этом говорилось в статье 76: "Лесопользователь за невыполнение предусмотренных договором ежегодных объемов лесохозяйственных мероприятий уплачивает штраф: за каждый гектар несозданных лесных культур в размере трехкратной стоимости создания лесных культур, а за невыполнение других объемов лесохозяйственных работ в размере двукратной стоимости единицы невыполненных объемов по действующим расчетно-технологическим картам, утвержденным Госкомлесом Республики Карелия".

В остальном законопроект вполне соответствовал действовавшему к тому времени российскому лесному законодательству (Лесному кодексу РСФСР 1978 года, поправкам к нему и соответствующим подзаконным актам).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 25 мар 2017, 16:30


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100