Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 янв 2017, 13:20 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 27565

Первый новый серийный самолет Бе-200ЧС, построенный в Таганроге (из тех шести, решение о строительстве которых было принято Правительством РФ после катастрофических лесных пожаров 2010 года), 12 января 2017 года был передан в МЧС России. Об этом сообщает ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (ссылка).

История самолета Бе-200 началась почти три десятилетия назад. 8 декабря 1990 года Совет министров СССР принял постановление № 1254 "О создании самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров", в котором, в частности, говорилось: "В целях повышения эффективности охраны и защиты лесов от пожаров Совет Министров СССР постановляет: 1. Принять предложение Министерства авиационной промышленности СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Государственного комитета СССР по лесу о создании по техническому заданию Министерства гражданской авиации СССР, согласованному с Министерством авиационной промышленности СССР и Государственным комитетом СССР по лесу, самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров, с основными техническими данными согласно Приложению № 1" (в приложении приводились технические данные, которым как раз и соответствует созданный впоследствии самолет Бе-200). Работа по созданию первых четырех самолетов должна была быть выполнена до 1995 года на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г.М. Бериева в кооперации с Иркутским авиационным производственным объединением.

Этим же постановлением на ЛенНИИЛХ (ныне СПбНИИЛХ) и на производственное объединение "Авиалесоохрана" возлагались обязанности по разработке технологии тушения лесных пожаров с самолета-амфибии А-200, методики обследования и подготовки водоемов для эксплуатации этих самолетов, оборудования и аппаратуры для обустройства лесопожарного испытательного полигона.

Таким образом, самолет Бе-200 (исходно - А-200) с самого начала создавался именно для целей тушения лесных пожаров, при участии Госкомлеса СССР, Авиалесоохраны и ЛенНИИЛХа. Самолет был создан в соответствии с первоначальным замыслом. В реальности первый самолет был создан не в 1995 году, как предполагалось первоначально, а в 1998 - что, с учетом бурного начала 90-х, можно считать не очень существенной задержкой.

Самолет получился вполне приличным и современным, и остается таковым даже по прошествии почти двадцати лет после первого полета. Главная проблема в его использовании для тушения лесных пожаров связана не с какими бы то ни было принципиальными недостатками самого самолета, а с организацией его использования на тушении лесных пожаров.

Самолеты-танкеры являются не главным, а вспомогательным средством тушения лесных пожаров. Сбросы воды с самолетов-танкеров позволяют притушивать кромку пожара на наиболее критических направлениях, замедлять ее продвижение, и тем самым дают возможность наземным силам эффективнее и безопаснее тушить пожар. Но для этого должны выполняться два условия: во-первых, эти самые наземные силы, способные к эффективной профессиональной работе, на пожаре должны быть, и во-вторых, должно быть налажено полноценое оперативное взаимодействие между экипажами самолетов-танкеров и теми, кто работает на земле.

К сожалению, в нынешней российской действительности ни одно из этих условий в полной мере не выполняется. Лесной кодекс РФ 2006 года практически полностью уничтожил механизмы самофинансирования лесного хозяйства, а на полноценное финансирование его из бюджета у страны не хватило денег - в результате тушить большинство пожаров в многолесных и сильно горящих по природным условиям регионах страны стало практически некому. МЧС, в чьем распоряжении находится большинство самолетов-танкеров, оказалось неспособным к эффективному взаимодействию с профессиональными подразделениями лесных пожарных. В результате работа самолетов-танкеров Бе-200 (а также Ил-76) на тушении лесных пожаров оказалась в подавляющем большинстве случаев неэффективной. Фактически основной функцией этих самолетов стала демонстрация населению - наприямую или через СМИ - что государство о нем (населении) не забыло, и что красивые героические меры по тушению пожаров принимаются.

Решение о строительстве шести новых самолетов Бе-200ЧС было принято Правительством РФ после катастрофических лесных пожаров 2010 года в Средней полосе Европейской России. Распоряжением от 26 мая 2011 г. № 902-р Правительство РФ одобрило "предложение МЧС России, согласованное с Минфином России и Минпромторгом России, о заключении долгосрочного государственного контракта на закупку 6 самолетов Бе-200ЧС для нужд МЧС России, имея в виду, что поставка этих самолетов осуществляется в 2014 году"; на это из бюджета были выделены 8,7 миллиардов рублей (это примерно в полтора раза больше годовых расходов федерального бюджета на борьбу с лесными пожарами). Однако, впоследствии в это распоряжение дважды вносились изменения, и в результате срок поставки заказанных самолетов (последних из них) был отодвинут на 2018 год.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 янв 2017, 10:21 

Сообщения: 139

Ну что же хорошая новость… хотя я бы больше порадовался если в новости было указано, что первый серийный Бе-200ЧС передали специалистам Авиалесоохраны!!! :)
Практически во всех лесных державах (где развито авиационное тушение лесов самолетами и вертолетами), пожарными авиатанкерами руководят государственные лесные службы (США, Канада, Австралия, Китай, Ю.Корея, Испания и т.д.)… Ни МЧС, ни МВД, ни МО, а именно лесные службы сами отвечают за тушении лесов… и это абсолютно правильно!


Причем для производителей и эксплуатантов пожарной авиационной техники лесники еще и конкурсы проводят… на лучшую пожарную технику и наиболее эффективное ее использование… В качестве награды лесные службы подписывают долгосрочные контракты (на 5-10 лет) по аренде воздушных судов с коммерческими компаниями. Конкурсы абсолютно прозрачные и понятные.

В США в 2015 году в таком конкурсе победили BAe-146 (эксплуатируется Neptune Aviation), RJ85 (Aero-FLite) и DC-10 (Tanker Air Carrier). Вот ссылка на новость (здесь и далее ссылки на англ. языке):
См. http://fireaviation.com/2015/09/30/fore ... r-tankers/
А вот подобная новость с контрактом для пожарных амфибий для США уже от 2016 г. Тут вне конкуренции были CL-415 канадского производства эксплуатируемые Aero-Flite.
http://fireaviation.com/2016/03/30/u-s- ... -scoopers/
А это информация об этом контракте на сайте Лесной службы США (все четко и прозрачно, вплоть до вносимых в контракт поправок):
https://www.fbo.gov/index?s=opportunity ... e&_cview=1
С данной компанией подписали предварительный контракт на 142,5 млн. долл. США по использованию двух CL-415 для целей лесной службы в течении 5 лет… по сути если все пойдет нормально без аварий, и будут планируемые заказы на тушение, то уже через два-три года Aero-Flite компенсирует себе полностью все затраты на закупку данной пары пожарных амфибий. Рыночная экономика в действии! )))
Особо важной деталью является то, что эти и другие коммерческие фирмы эксплуатирующие тяжелые пожарные самолеты и вертолеты в летние пожароопасные сезоны в США и Канаде, на зиму частично “перегоняют” свою авиацию в Австралию, где нет своих крупных танкеров и проводятся подобные конкурсы… и зимой зарабатывают деньги на тушении в южном полушарии.

Вот полный перечень всех моделей самолетов, которые привлекались на официальные контракты по пожаротушению Лесной службой США в 2016 году.
https://www.fs.fed.us/fire/aviation/air ... index.html
Есть подобная страничка и для вертолётов, но так как они более универсальны и их применяется ежегодно по несколько десятков разных моделей и модификаций, то их решили все не перечислять. См. https://www.fs.fed.us/fire/aviation/hel ... index.html

Как правило, своя авиация у американских лесников только для мониторинга и доставки людей и грузов на пожары, а танкеры они нанимают на конкурсной основе. Хотя в ближайшие несколько лет они планируют закупить несколько и своих собственных пожарных самолетов (речь идет о тяжелых танкерах на базе C-130 последних модификаций и LM-100J).

!!! Возвращаясь к Бе-200. Очень хорошо, что 12-ый созданный самолет наконец-то стал серийным!
Из дюжины созданных на сегодняшний день Бе-200, 4 находятся у разработчика (ТАНТК им. Г.М. Бериева): 2 на статических испытаниях, 1 на хранении, и 1 регулярно летает.
Еще 7 самолетов у МЧС России, из которых 1 пока на хранении (скорее всего еще не отремонтировали после Португалии). Еще один самолет в 2008 году был продан Азербайджану, где успешно эксплуатируется местным МЧС. В общем, все 12 "живы" и практически все "здоровы"! :)
В планах на ближайшие годы ТАНТК им. Бериева должны поставить еще один Бе-200ЧС МЧС России в пожарном варианте и 4 в поисково-спасательном (Бе-200ПС). Есть также озвученные планы и даже твердые контракты по закупке 4 Бе-200 Индонезией и еще 4 шт. Китаем, но пока точно не понятно сколько из этих машин будет выпущено в пожарном варианте со встроенными баками для воды (Бе-200ЧС), а сколько поисково-спасательных (Бе-200ПС).

Надеюсь, что когда-нибудь в использование пожарной авиации в нашей стране наконец-то включится логика и самолеты будут управляться структурами для которых они создавались – Рослесхоза и Авиалесоохраны. И тогда у нас пожарная авиация перестанет оцениваться по тоннам слитой (не известно где) воды, а наконец-то по реальной помощи в тушении реальных пожаров….


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Текущее время: 24 янв 2017, 06:03


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 40


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100