Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 29 дек 2016, 18:58 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 27752

Гринпис России и WWF России направили совместное письмо в Минприроды России и Минюст России о недопустимости введения в действие новых Правил заготовки древесины и Правил ухода за лесами в предложенных Минприроды редакциях (утвержденных, соответственно, приказами Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474 и от 13 июля 2016 года № 398), и о необходимости существенной доработки этих документов.

Ниже приводится текст письма.


Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Донскому С.Е.

Министру юстиции Российской Федерации Коновалову А.В.


Уважаемые Сергей Ефимович и Александр Владимирович!


В настоящее время Минприроды России разрабатывает проекты новых Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (последняя известная нам редакция утверждена приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474) и Правил ухода за лесами (последняя известная нам редакция утверждена приказом Минприроды России от 13 июля 2016 года № 398). Насколько нам известно из открытых источников, Минюст России уже неоднократно возвращал эти нормативные правовые акты без государственной регистрации, и мы считаем эти решения оправданными.

Обращаем Ваше внимание на то, что оба документа содержат ряд важнейших недостатков и ошибок (частично новых, частично унаследованных от ранее действовавших редакций соответствующих актов), которые, если не будут исправлены, могут нанести очень серьезный ущерб лесам и лесному хозяйству России. Кроме того, принятие Правил ухода за лесами в предлагаемой редакции будет препятствовать развитию в России интенсивного лесного хозяйства.

Правила заготовки древесины и Правила ухода за лесами относятся к числу важнейших нормативных правовых актов лесной отрасли, от которых во многом зависят эффективность и экологическая безопасность лесного сектора в целом - поэтому очень важно, чтобы эти документы были качественными и не содержали критических ошибок.


К числу важнейших недостатков Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации относятся:

1. Создание условий для интенсивной заготовки древесины в кедровых лесах.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускают "проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 5 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений" (в действующей редакции эта доля составляет три единицы). Это позволит лесозаготовителям, особенно в районах юга Сибири и Дальнего Востока с критически истощенными лесными ресурсами, вовлечь в рубку леса с долей кедра в составе древостоя от 25 до 44%, которые в целом охранялись от промышленных рубок с конца 80-х годов прошлого века.

Данное положение введено уже после официального обсуждения проекта Правил на сайте regulation.gov.ru, и принципиально отличается от размещенного на этом сайте проекта, доработанного по итогам общественного обсуждения (в размещенном там проекте сохранена старая норма - три единицы). Таким образом, данная норма фактически не проходила процедуру общественного обсуждения, несмотря на то, что она прямо затрагивает права и интересы широкого круга лиц (заготовителей кедровых орехов, охотников, жителей таежных поселков и др.).

Кедровые леса - одни из самых ценных в природном и социальном отношении лесов. Именно по этой причине постановлением Верховного совета СССР от 27 ноября 1989 года было предписано ввести запрет на вырубку кедра. Однако, древесина кедра пользуется значительным спросом, в том числе у переработчиков в Китае (где собственная заготовка кедра практически полностью прекращена), и это стимулирует рубки в кедровниках под самыми разными предлогами. Леса с участием кедра в 3 - 4 единицы, которые новая редакция правил позволяет вовлекать в рубку, чаще всего характеризуются высокой жизнеспособностью и устойчивостью кедра, и имеют очень большое значение для сохранения кедровых лесов в целом.

Ускоренная вырубка кедровых лесов (в частности, лесов с участием кедра в составе древостоя в 3-4 единицы, предусматриваемая новыми Правилами) неизбежно нанесет значительный ущерб биологическому разнообразию таежных лесов, а также приведет к росту социальной напряженности в районах, для которых заготовка кедрового ореха является важнейшим источником средств к существованию для значительной части местного населения.

2. Создание условий для практически неограниченных рубок в лесах на некоторых категориях особо охраняемых природных территорий.

Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации вводится специальная норма, допускающая несоблюдение пунктов 43-45 Правил при заготовке древесины на ООПТ (эти пункты касаются требований к организационно-техническим параметрам рубок, предельных значений площади, предельного количества зарубов) - то есть фактически создаются условия для истощительного лесопользования на ООПТ, режим которых не полностью запрещает рубки леса.

Фактически Правилами создаются условия для неограниченных (даже по сравнению с обычными эксплуатационными лесами) рубок на некоторых категориях особо охраняемых природных территорий.

3. Введение противоречащей действующему законодательству нормы, требующей сохранения только отдельных категорий видов, занесенных в Красные книги - деревьев, кустарников и лиан.

Согласно Правилам заготовки древесины и особенностям заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, "подлежат сохранению деревья, кустарники и лианы, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, в Красные книги субъектов Российской Федерации". Это требование не соответствует действующему природоохранному законодательству, не делающему различий между деревьями, кустарниками, лианами и другими жизненными формами, в части сохранения видов живых организмов, занесенных в Красные книги. Действующая сейчас редакция Правил заготовки древесины требует сохранять все виды, занесенные Красные книги, а не только деревья, кустарники и лианы.

Особо отмечаем, что перечисленные новые нормы, имеющие ярко выраженный антиприродоохранный характер, вносятся в Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации накануне 2017 года, объявленного указами Президента РФ одновременно "Годом экологии" и "Годом особо охраняемых природных территорий".


К числу важнейших недостатков новой редакции Правил ухода за лесами относятся:

1. Введение видов рубок ухода, по своим параметрам аналогичных заготовке древесины в спелых и перестойных насаждениях.

Правила вводят (точнее, возвращают действовавшие в 90-е годы) такие виды рубок ухода, как "обновление", "переформирование" и "реконструкция". По своим параметрам и функциям эти рубки целиком вписываются в требования, установленные для заготовки древесины при рубках спелых и перестойных насаждениях. Таким образом, практически одинаковые по своим характеристикам рубки Правилами заготовки древесины относятся к заготовке древесины (согласно статье 29 Лесного кодекса РФ - предпринимательской деятельности), а Правилами ухода за лесами - к уходу (мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов, которые осуществляются в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий - ст. 19 Лесного кодекса РФ). Фактически виды рубок, которые используются или могут использоваться для заготовки древесины ("обновление", "переформирование" и "реконструкция") отнесены к уходу за лесами, который осуществляется или может осуществляться органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Это создает предпосылки для роста коррупции. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, относит "закрепление административного порядка предоставления права" к числу коррупциогенных факторов. В данном случае создается возможность административного порядка предоставления права на заготовку древесины под видом проведения специфических видов ухода за лесами ("обновления", "переформирования" и "реконструкции").

Коммерческая заготовка древесины под видом ухода за лесами в сочетании с обычной коммерческой заготовки древесины в ряде случаев может привести к чрезмерному росту интенсивности заготовки древесины, быстрому истощению и разорению лесов.

Кроме того, Минприроды недавно внесло в Правительство законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", который дает право специализированным государственным лесохозяйственным учреждениям заготавливать древесину на основании договоров купли-продажи, и реализовывать ее в особом порядке, который должен быть установлен Правительством РФ. Фактически это означает, что специализированные государственные лесохозяйственные учреждения получат право заниматься заготовкой древесины, и таким образом отпадает необходимость наделять их таким же правом, но не напрямую, а через введение «нетрадиционных» видов рубок ухода.

2. Необоснованные с лесоводственной и экономической точек зрения ограничения на проведение рубок ухода в молодняках и лесных культурах.

Приложением 2 к Правилам ухода за лесами устанавливаются чрезмерно жесткие ограничения на проведение рубок ухода в молодняках (осветлений и прочисток): завышенный возраст начала ухода, завешенная минимальная сомкнутость крон после ухода, а также заниженная предельная интенсивность рубок.

Этот подход к уходу за молодняками унаследован от проектов нормативных актов времен СССР, когда стоимость и экономическая эффективность ухода рассматривались как второстепенные факторы, и одно и то же мероприятие можно было повторять несколько раз подряд. В настоящее время такие ограничения ведут к фактической невозможности полноценного ухода за молодняками и лесными культурами, а это, в свою очередь, приводит к тому, что результаты лесовосстановления утрачиваются, хозяйственно ценные леса не восстанавливаются. Отсутствие воспроизводства хозяйственно ценных лесов на освоенных лесных землях стимулирует вовлечение в рубку лесов высокой природоохранной и социальной ценности, а в дальней перспективе ведет к утрате жизнеспособности лесных предприятий.

Осветления и прочистки - это главные хозяйственные мероприятия, от которых зависит достижение результатов лесовосстановления и эффективность лесовыращивания. Установленные новыми правилами требования (в основном заимствованные из более старых редакций аналогичных актов) фактически не позволят развивать интенсивное лесное хозяйство в подавляющем большинстве типов леса на большей части территории Российской Федерации.

3. Установление излишних норм, касающихся пожарной и санитарной безопасности.

Правила ухода за лесами вводят нормы, не имеющие прямого отношения к уходу за лесами. В частности, правила ухода за лесами в явном виде затрагивают вопросы пожарной безопасности ("противопожарного ухода за лесами", "пирогенного ухода за лесами") - при том, что статья 53 Лесного кодекса РФ в действующей редакции относит установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах к компетенции Правительства РФ. Правила ухода за лесами также в явном виде затрагивают вопросы санитарной безопасности в лесах ("лесоводственно-лесозащитного ухода за лесами", "санитарной очистки леса") - при том, что статья 60.3 Лесного кодекса РФ относит установление правил санитарной безопасности к компетенции Правительства РФ.

Двойное регулирование одних норм (в сфере пожарной и санитарной безопасности в лесах) разными правовыми актами создает предпосылки для правовых коллизий, которые могут рассматриваются как коррупциогенный фактор, и, безусловно, приведет к путанице при правоприменении.

При этом нет никакой очевидной необходимости вводить регулирование вопросов пожарной и санитарной безопасности через Правила ухода за лесами, а не через соответствующе нормативные акты, прямо направленные на регулирование в данной сфере, такие как Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах и др.

В связи со всем вышеперечисленным, убедительно просим Вас:

отказаться от введения Правил ухода за лесами в редакции приказа МПР РФ от 13 июля 2016 года № 398 и Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного Кодекса РФ в редакции МПР РФ от 13 сентября 2016 № 474, и доработать оба акта с учетом изложенных выше замечаний;

не допустить государственной регистрации этих правовых актов до того, как изложенные выше замечания будут учтены, и ошибки исправлены;

создать возможности для предварительного обсуждения проектов подобных документов по лесам на площадке Общественного совета при Рослесхозе.


29 декабря 2016 года

Н.М. Шматков, директор Лесной программы WWF России

А.Ю. Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 янв 2017, 13:01 
Лаптев Виталий Евгеньевич

Сообщения: 95
Откуда: Образование ОмГАУ Лесное дело

Редактор новостей писал(а):

1. Введение видов рубок ухода, по своим параметрам аналогичных заготовке древесины в спелых и перестойных насаждениях.

Правила вводят (точнее, возвращают действовавшие в 90-е годы) такие виды рубок ухода, как "обновление", "переформирование" и "реконструкция". По своим параметрам и функциям эти рубки целиком вписываются в требования, установленные для заготовки древесины при рубках спелых и перестойных насаждениях. Таким образом, практически одинаковые по своим характеристикам рубки Правилами заготовки древесины относятся к заготовке древесины (согласно статье 29 Лесного кодекса РФ - предпринимательской деятельности), а Правилами ухода за лесами - к уходу (мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов, которые осуществляются в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий - ст. 19 Лесного кодекса РФ). Фактически виды рубок, которые используются или могут использоваться для заготовки древесины ("обновление", "переформирование" и "реконструкция") отнесены к уходу за лесами, который осуществляется или может осуществляться органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Это создает предпосылки для роста коррупции. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, относит "закрепление административного порядка предоставления права" к числу коррупциогенных факторов. В данном случае создается возможность административного порядка предоставления права на заготовку древесины под видом проведения специфических видов ухода за лесами ("обновления", "переформирования" и "реконструкции").

Коммерческая заготовка древесины под видом ухода за лесами в сочетании с обычной коммерческой заготовки древесины в ряде случаев может привести к чрезмерному росту интенсивности заготовки древесины, быстрому истощению и разорению лесов.


Наоборот, на мой взгляд правильно, что возвращены такие виды рубок, как обновление, переформирование. Отсутствие всякого ухода в лесах наоборот приводит к их ослаблению и последующему распаду насаждений. Потом все равно приходится проводить санитарные рубки и т.п. - а это иногда приходится делать в том числе, из за отсутствия своевременного ухода за лесом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 янв 2017, 14:46 

Сообщения: 57

Цитата:
аоборот, на мой взгляд правильно, что возвращены такие виды рубок, как обновление, переформирование. Отсутствие всякого ухода в лесах наоборот приводит к их ослаблению и последующему распаду насаждений. Потом все равно приходится проводить санитарные рубки и т.п. - а это иногда приходится делать в том числе, из за отсутствия своевременного ухода за лесом.



И я того же мнения)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 янв 2017, 22:14 
Грешнов Сергей Петрович
Аватара пользователя

Сообщения: 6034
Откуда: Подольск

Виталий L писал(а):
Наоборот, на мой взгляд правильно, что возвращены такие виды рубок, как обновление, переформирование.
Неее... Правильно - возвращать нормальные рубки "главного пользования" - сплошные, выборочные, постепенные. Повсеместно! И тогда не понадобятся дурацкие "обновления"... "переформирования"... какие то вымученные "сертификации"... и санрубки... в т.ч. воровские... И пинком в зад от отрасли всех неучей, которые всю эту ахинею напридумывали... ))) Когда серость... посредственность... мнит себя умнее Орловых и Тюрмеров - всегда начинается такая задница как сейчас в отрасли.

_________________
ООО"ЛесИС", ГИС TopoL-L - непрерывное лесоустройство для лесного хозяйства
http://www.lesis.ru/prices/videotour.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 янв 2017, 16:22 
Лаптев Виталий Евгеньевич

Сообщения: 95
Откуда: Образование ОмГАУ Лесное дело

Грешнов писал(а):
Виталий L писал(а):
Наоборот, на мой взгляд правильно, что возвращены такие виды рубок, как обновление, переформирование.
Неее... Правильно - возвращать нормальные рубки "главного пользования" - сплошные, выборочные, постепенные. Повсеместно! И тогда не понадобятся дурацкие "обновления"... "переформирования"... какие то вымученные "сертификации"... [url]и санрубки... в т.ч. воровские...[/url]И пинком в зад от отрасли всех неучей, которые всю эту ахинею напридумывали... ))) Когда серость... посредственность... мнит себя умнее Орловых и Тюрмеров - всегда начинается такая задница как сейчас в отрасли.

Ну, во первых, рубки главного пользования никто не отменял в эксплуатационных лесах - проводите лесоустройство, пусть таксаторы назначают, и рубите на здоровье! Я наоборот за.
Во вторых, есть же еще и леса 1 группы (например, лесопарковые части зеленых зон), где основная цель ведения лесного хозяйства не заготовка древесины. Там то и могут понадобиться различные виды рубок ухода. Да и санрубки правильно и обосновано назначенные иногда необходимы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 янв 2017, 17:07 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 27752

Для лесов именно рекреационного назначения в Правилах есть специальный вид рубок ухода - "ландшафтные рубки"; и это, думаю, правильно. Уход за лесами рекреационного назначения, исключенными ради этого назначения из коммерческой заготовки древесины, должен состоять именно в поддержании наивысшей рекреационной ценности этих лесов. А "обновление", "переформирование" и "реконструкция" - это всего лишь обычные РГП с некоторыми формальными ограничениями, мало связанными именно с рекреационными ценностями леса. Фактически это обман - и государства, как собственника леса, и граждан, для которых защитные леса - это прежде всего элемент благоприятной окружающей среды.

Думаю, что правильный путь - это возвращение в те категории защитных лесов, которые преобладают в густонаселенных староосвоенных районах страны, рубок главного пользования, но с характеристиками и ограничениями, соответствующими целевому назначению защитных лесов: выборочных, постепенных или мелкоконтурных сплошных (в зависимости от состояния насаждений и от конкретных местных условий), с ландшафтно-обусловленными границами, со специальными более жесткими требованиями по сохранению почвенного покрова, по лесовосстановлению и т.д.; и с обязательным информированием населения о том, кто, на каком основании эти рубки проводит, что планируется делать впоследствии, и с учетом мнения жителей в тех случаях, когда их эти рубки волнуют.

Если просто вернуть РГП в защитные леса (хоть официально, хоть неофициально - под видом "обновления", "переформирования" или "реконструкции") - ничего хорошего из этого не выйдет. Без четких и ясных требований, касающихся именно сохранения рекреационных и других средообразующих функций леса, эти рубки будут проводиться по-свински, и это опять приведет к жестким конфликтам между органами лесоуправления и населением, и опять, скорее всего, к очередным огульным запретам. На эти грабли наше лесное хозяйство наступает с завидной регулярностью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 янв 2017, 17:46 
Лаптев Виталий Евгеньевич

Сообщения: 95
Откуда: Образование ОмГАУ Лесное дело

Редактор новостей писал(а):
Для лесов именно рекреационного назначения в Правилах есть специальный вид рубок ухода - "ландшафтные рубки"; и это, думаю, правильно. Уход за лесами рекреационного назначения, исключенными ради этого назначения из коммерческой заготовки древесины, должен состоять именно в поддержании наивысшей рекреационной ценности этих лесов. А "обновление", "переформирование" и "реконструкция" - это всего лишь обычные РГП с некоторыми формальными ограничениями, мало связанными именно с рекреационными ценностями леса. Фактически это обман - и государства, как собственника леса, и граждан, для которых защитные леса - это прежде всего элемент благоприятной окружающей среды.

Думаю, что правильный путь - это возвращение в те категории защитных лесов, которые преобладают в густонаселенных староосвоенных районах страны, рубок главного пользования, но с характеристиками и ограничениями, соответствующими целевому назначению защитных лесов: выборочных, постепенных или мелкоконтурных сплошных (в зависимости от состояния насаждений и от конкретных местных условий), с ландшафтно-обусловленными границами, со специальными более жесткими требованиями по сохранению почвенного покрова, по лесовосстановлению и т.д.; и с обязательным информированием населения о том, кто, на каком основании эти рубки проводит, что планируется делать впоследствии, и с учетом мнения жителей в тех случаях, когда их эти рубки волнуют.

Если просто вернуть РГП в защитные леса (хоть официально, хоть неофициально - под видом "обновления", "переформирования" или "реконструкции") - ничего хорошего из этого не выйдет. Без четких и ясных требований, касающихся именно сохранения рекреационных и других средообразующих функций леса, эти рубки будут проводиться по-свински, и это опят ь приведет к жестким конфликтам между органами лесоуправления и населением, и опять, скорее всего, к очередным огульным запретам. На эти грабли наше лесное хозяйство наступает с завидной регулярностью.

Тут вопрос скорее стоит о качестве проведения рубок. Я был в выделах, где были проведены рубки обновления лет десять назад, и они не привели ни к ослаблению, ни к распаду насаждения. Я согласен, что можно эти рубки провести таким образом что ничего хорошего из этого не выдет, но где гарантия, что вместо этих видов рубок ландшафтные рубки будут проведены качественно, без ущерба насаждению? Ведь ландшафтные рубки проводить сложнее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 янв 2017, 19:50 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 27752

Качество, на мой взгляд, совершенно не зависит от того, как официально будет называться рубка. Любой из существующих видов рубок может быть проведен как качественно, так и некачественно, в зависимости от квалификации исполнителей (прежде всего), их мотивации к хорошей работе, и требований законодательства.

Однако, если рубки, по своим организационно-техническим параметрам являющиеся рубками главного пользования (как в случае с "обновлением", "переформированием" и "реконструкцией" в понимании новых Правил ухода), называются "рубками ухода" - это обман. А обман - это один из главных "халтурогенных" факторов, в конце концов ведущих к некачественной работе. Конечно, я говорю лишь об общей тенденции. Я и сам видел очень качественно проведенные рубки обновления и переформирования в Подмосковье - но это были все-таки скорее исключения; к тому же первый прием приисковых или длительно-постепенных рубок (каковыми чаще всего и были эти самые "обновления" и "переформирования") обычно позволяет оставить относительно здоровое и устойчивое насаждение, а вот последующие обычно ведут к его явной и очевидной деградации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Текущее время: 23 фев 2017, 19:15


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: БРОННИКОВ, Bing [Bot], Yahoo [Bot] и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100