Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 05 апр 2016, 15:31 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34590

Без малого год назад, в мае 2015 года, на совещании в Рослесхозе была одобрена разработанная в СПбНИИЛХ "Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов". На протяжении почти года под эту концепцию в СПбНИИЛХе разрабатывались проекты новых нормативных правовых актов лесного хозяйства - Правил заготовки древесины, Правил лесовосстановления и Правил ухода за лесами и некоторых других. У этих проектов было много недостатков, и они вызывали серьезные опасения у многих специалистов. Однако, как стало известно совсем недавно, у этих проектов практически не осталось шансов стать реальными нормативными правовыми актами. Рослесхоз и Минприроды готовят к утверждению нечто совсем другое, гораздо более сумбурное, опасное для лесов и лесного хозяйства, и практически хоронящее СПбНИИЛХовскую концепцию.

Дело все в том, что над проектами новых правил работали сразу две подведомственные Рослесхозу организации: СПбНИИЛХ и ВНИИЛМ, причем практически без взаимодействия друг с другом, и изначально без какой бы то ни было координации этой работы сверху. ВНИИЛМ с Правилами ухода за лесами успел первым - он, собственно, не разрабатывал ничего принципиально нового, а состряпал нечто, очень напоминающее его же старые наработки (времен подготовки первых правил под Лесной кодекс 2006 года, или даже более ранние - из девяностых), с бессмысленной детализацией по лесным районам. 15 сентября 2015 года это нечто было выложено для общественного обсуждения на специализированный сайт REGULATION:

Об утверждении правил ухода за лесам

Проект этот мало кто воспринимал всерьез - поскольку и Рослесхоз, и Минприроды заявляли о своей приверженности идее интенсификации лесного хозяйства, а ВНИИЛМовский вариант новых правил ей принципиально противоречил. Однако, недавно стало известно, что именно этот проект, разработанный ВНИИЛМ, Рослесхоз и Минприроды рассматривают как основной - а проект от СПбНИИЛХ лишь как второстепенный, который должен установить особенности применения новых правил для одного модельного лесного района (Двинско-Вычегодского). Публичное обсуждение ВНИИЛМовского проекта официально закончилось 10 февраля 2016 года.

Проект от СПбНИИЛХ, похоже, или отодвигается на второй план (ведь невозможно принять второстепенный норматив, уточняющий действие основного применительно к одному лесному району, пока не вступил в силу основной), или вовсе забрасывается. А поскольку именно уход за лесами является основой интенсивного лесного хозяйства - фактически отменяется и вся Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов.


Суть проекта Правил ухода за лесами, разработанного ВНИИЛМом и сейчас ставшего основным, можно коротко охарактеризовать двумя фразами:

во-первых, он возвращает или вводит новые виды рубок ухода, которые по своим организационно-техническим параметрам соответствуют обычным рубкам главного пользования (коммерческой заготовке древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях);

во-вторых, он сохраняет или даже усиливает те препятствия и ограничения, которые мешают проведению нормального ухода за лесами сейчас, и служат одной из главных причин того, что в нашей стране не развивается полноценное лесное хозяйство.

Кроме того, правила огромны (около 120 страниц даже при использовании в таблицах минимально читаемого шрифта), мелочны и просто неграмотны. Последнее утверждение хорошо иллюстрирует, например, следующий пункт:

"6. Уход за лесами путем проведения агролесомелиоративных мероприятий заключается в создании защитных лесных насаждений, обеспечивающих повышение противоэрозионных, водорегулирующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов".

Представляется очевидным, что авторы перепутали и смешали два совершенно разных понятия - уход за лесами и защитное лесоразведение (последнее, кстати говоря, должно регулироваться совершенно иным нормативным правовым актом - Правилами лесоразведения, согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ). Такое же смешение есть и в других пунктах правил, и вообще данный абзац вполне отражает общее качество проекта.


Проектом возвращаются или вводятся следующие виды "рубок ухода", представляющие собой, даже исходя из приводимого описания, обычную заготовку древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях:

"рубки сохранения насаждений" - фактически, судя по описанию, равномерно-выборочные рубки в спелых и перестойных насаждениях с долей выборки до 15% и периодом повторения от десяти лет;

"рубки обновления насаждений" - фактически разные варианты равномерно-, группово- и полосно-постепенных рубок с вырубкой при каждом приеме до 25% от общей площади участка;

"рубки переформирования насаждений" - фактически 2-3 приемные постепенные и полосно-постепенные рубки, а в некоторых случаях сплошные или длительно-постепенные;

"рубки реконструкции насаждений" - фактически сплошные рубки площадью (в защитных лесах) до 10 га и шириной до 100 метров, в некоторых случаях - постепенные.

Таким образом, проект полностью стирает грань между уходом за лесами и заготовкой древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях, что позволяет вовлечь в интенсивную заготовку древесины под видом ухода за лесами практически любые леса, вплоть до городских лесов и лесопарковых зон.


Что же касается реального ухода за лесами (то есть системы мер, направленных на воспроизводство лесов и выращивание хозяйственно ценных лесных насаждений) - то проводить его по предлагаемым правилам будет чрезвычайно трудно, а во многих случаях и невозможно; эффективность же ухода из-за множества неграмотных ограничений будет заведомо очень низкой, часто практически нулевой.

Проектом задаются неразумно жесткие ограничения на интенсивность ухода за молодняками - настолько жесткие, что во многих случаях уход просто невозможно будет проводить (даже там, где он совершенно необходим). Например, в пункте 31 говорится, что "в чистых перегущенных молодняках сомкнутость крон после рубки не должна быть ниже 0,7". Нормативами для конкретных лесных районов допускается снижение сомкнутости крон в чистых хвойных молодняках и культурах при осветлениях и прочистках до 0,5 - 0,6. Для молодняков это очень высокие значения сомкнутости крон - они в подавляющем большинстве случаев просто не позволят за разумное число приемов обеспечить разреживание молодых древостоев до оптимальной густоты; а это значит, что эффективного ухода за молодняками и лесными культурами по-прежнему или вовсе не будет, или его придется проводить вопреки правилам под угрозой штрафов и прочих санкций. А без эффективного ухода за молодняками и культурами интенсивное лесное хозяйство просто невозможно, как минимум в лесах северных стран.

Проектом в подавляющем большинстве случаев устанавливается явно завышенный возраст начала ухода - в подавляющем большинстве чистых насаждений в таежной зоне примерно в десять лет, иногда меньше, но иногда и больше - в 15-20 лет. Даже для хвойно-широколиственных лесов возраст начала ухода иногда устанавливается в десять лет (например, для чистых дубовых насаждений). Во многих случаях к предлагаемому возрасту начала ухода молодняки будут уже радикально перегущенными, молодые деревья целевых пород - отставшими в росте и забитыми порослью быстрорастущих пионерных лиственных деревьев и высоких кустарников. Такое позднее начало ухода за лесами во многих случаях предопределит провал ухода в целом, и невозможность формирования хозяйственно ценного лесного насаждения.

Для лесов северных регионов, по своей природе разреженных и низкополнотных, предлагаемые проектом нижние пределы полноты при проведении прочисток, прореживаний и проходных рубок сделают проведение этих видов рубок ухода во многих случаях невозможным. Особенно это касается таких регионов, как, например, Карелия, Архангельская область, Республика Коми; в меньшей, но все-же весьма заметной степени - регионов среднего Севера. При таких нормативах в большинстве северных лесов (как минимум, в средней и северной тайге) от прочисток и прореживаний придется или отказываться совсем, или проводить их на страх и риск лесничих, арендаторов и исполнителей; и это станет серьезнейшим препятствием для развития интенсивного лесного хозяйства.

Поскольку проект очень большой и запредельно мелочный (авторы попытались отрегулировать все мыслимые элементы классических рубок ухода - осветлений, прочисток, прореживаний и проходных), всевозможных мелких зацепок, ограничивающих работу лесничих и исполнителей этих рубок, в нем содержится великое множество. Какой-либо свободы творчества и возможности применения лесничими собственных знаний и опыта проект не оставляет в принципе - человеком, принимающим важнейшие решения, становится не тот, кто работает в лесу, а тот, кто сидит в кабинете и думает, что все про лес знает.


Таким образом, если этот проект будет принят в качестве новых Правил ухода за лесами, идея интенсификации лесного хозяйства будет в очередной раз похоронена, и вся "интенсификация" сведется к увеличению объемов древесины в лесах, имеющих сейчас тот или иной охранный статус. И увеличение это может приобрести весьма варварские формы - поскольку подмена понятий сама по себе часто является первым шагом к варварству и хаосу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 апр 2016, 19:17 
Аватара пользователя

Сообщения: 1359
Откуда: Юго-Центральный округ

А спелые и перестойные не нужно рубить? Вот только когда "пироги начинает печь сапожник"...

_________________
Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления. (Салтыков-Щедрин)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 апр 2016, 19:33 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34590

Спелые и перестойные нужно рубить (разумеется, с некоторыми исключениями).

Вот только если рубки спелых и перестойных объявлять рубками ухода, а реальные рубки ухода бессмысленно усложнять и делать почти невозможными - ничем хорошим это не кончится, и уж точно не приведет ни к какой интенсификации лесного хозяйства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 02:23 

Сообщения: 786

Алексей, по возможности авторов проекта от ВНИИЛМ озвучьте, если будет такая информация. Скоро им (а также в адрес Минприроды и Рослесхоза) прилетит буря негодований, после регистрации Правил в Минюсте и публикации естественно, не только от рядовых работников лесной отрасли по обширному спектру вопросов, но и от судебных инстанций, администрации Приморского края, а также подавляющего большинства арендаторов края в части запрета рубок ухода (проходных, прореживания) в кедровниках.

Разберём лишь отдельный эпизод этого "сумбура" в части прореживания и проходных рубок по кедру корейскому (вообще-то, правильно называть его "сосна корейская"):

Комментарии на госпортале:
A Alex 28.01.2016 12:26
В новой редакции правил ухода в кедровниках не проводятся проходные рубки. В Приморском крае большинство рубок ухода в кедровниках - проходные!!! И очень большая часть хвойных насаждений - с преобладанием Кедра корейского!!! После введения этих правил, что будут делать арендаторы Приморья? Ведь у некоторых по расчётке, большая часть годового объема заготовки древесины, именно по проходным рубкам ухода в кедровых насаждениях! Что потом делать? Исключать из расчетной лесосеке годовой обьем проходных рубок? Это потянет за собой уменьшение объемов заготовки древесины и как следствие уменьшение арендной платы, таможенных и налоговых сборов, уменьшения рабочих мест и заработной платы людей и т.д............
Комментарий разработчика:
рассмотрено
Частично учтено

Читаем доработанный текст после обсуждения:

10. Рубки ухода осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки осуществляются в соответствии с нормативами режима рубок ухода, указанными в приложении 2 к Правилам".

11. Возрастные периоды проведения рубок ухода осветлений, прочисток, прореживаний, проходных рубок приведены в приложении 1 к Правилам. Возрастные периоды могут корректироваться при назначении рубок ухода в конкретных лесных насаждениях в процессе проведения лесоустройства, разработки лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, проектов освоения лесов.

28. Проведение проходных рубок заканчивается в средневозрастных насаждениях – в хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения – за один класс возраста до установленного возраста рубки.
В кедровых лесах с классом возраста 40 лет проходные рубки ведутся до 120 летнего возраста.


Приложение 1
6. Дальний Восток
кедр корейский - Проходные и прореживания - не проводятся. Причём возрастные периоды при прочистках установлен в пределе половины 1-го класса возраста (21 - 40 лет).

Приложение 2
В самом низу таблиц, смотрим:
Нормативы режима рубок ухода при формировании кедрово-широколиственных насаждений Приамурско-Приморского хвойно-широколиственного и Дальневосточного лесостепного лесных районах

Группы насаждений - одни молодняки (кроме культур кедра), т.е. 1-й и 2-й классы возраста (0 - 40 и 41 - 80) - здесь нужно уточнить: в соответствии с Приложением 1 только молодняки 1-го класса возраста (до 40-ка лет включительно). Прореживания и проходные - не проводятся.

И только лесные культуры кедра подлежат прореживанию и проходным рубкам, с учётом п. 28 - "до 120 летнего возраста" (т.е. 81 - 120 лет средневозрастные насаждения, 3-й класс возраста). Причём возрастные периоды (в соответствии с п. 11) "могут корректироваться при назначении рубок ухода в конкретных лесных насаждениях в процессе проведения лесоустройства, разработки лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, проектов освоения лесов". По сути, возрастные периоды прореживания и проходных зафиксированы лишь верхними и нижними пределами (41 и 120 лет соответственно), где грань между этими видами рубок можно установить даже "при назначении рубок ухода в конкретных лесных насаждениях в процессе проведения лесоустройства".

Троллингу "разработчика" надо отдать должное - владеет.

_________________
С уважением, Александр


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 03:35 

Сообщения: 786

Продолжение.

Вместо прореживания и проходных рубок по сосне корейской (кедру) авторы Проекта вводят новый вид рубок ухода:

33. Рубки ухода - сохранения насаждений – поддержания на стадии зрелости (приспевающие, спелые насаждения) в состоянии эффективного функционирования, накопления ресурсного и экологического потенциала осуществляются как правило слабой и очень слабой интенсивности (до 10-15% по запасу) путем удаления деревьев неудовлетворительного санитарного состояния, других нежелательных деревьев, оказывающих сильное отрицательное влияние на лучшие, более жизнеспособные, перспективные и качественные деревья. Период повторения рубок ухода сохранения насаждений составляет не менее 10 лет, при отсутствии лесоводственной необходимости они не проводятся.
В кедровых лесах, рубки ухода сохранения насаждений, в т.ч. уход за плодоношением ведется в лесных насаждениях, достигших 120-летнего возраста, с целью сохранения и повышения урожайности кедровых орехов. Уход за плодоношением осуществляется путем вырубки деревьев сопутствующих древесных пород и слабоплодоносящих деревьев кедра. Снижение полноты ниже 0,5 не допускается. Одновременно ведется уход за перспективными особями кедра из подроста и второго яруса.


Здесь нужно пояснить, приспевающие и спелые насаждения с преобладанием сосны корейской (кедра), или кедровые леса, имеют несколько иные возраста нежели заявлено в п. 33 (не "достигших 120-летнего возраста", а вполне конкретные: приспевающие (161 - 200 лет ) и спелые (201 - 240 лет), и это без учёта Приказа Рослесхоза от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок" по лесным районам и целевому назначению лесов (а также категории защитности Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов). Причём возраст рубки устанавливается для спелого насаждения!

Фразы "поддержания на стадии зрелости (приспевающие, спелые насаждения)", "как правило слабой и очень слабой интенсивности (до 10-15% по запасу)" и "снижение полноты ниже 0,5 не допускается" означают, что приспевающие и спелые кедровники можно рубить начиная с полноты 0,6 и выше с выборкой 10 - 15% (сам кедр рубить нельзя в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 5 декабря 2011 г. N 513 г. Москва "Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается").

"Рубки ухода - сохранения насаждений... осуществляются... путем удаления деревьев неудовлетворительного санитарного состояния, других нежелательных деревьев, оказывающих сильное отрицательное влияние на лучшие, более жизнеспособные, перспективные и качественные деревья" и "уход за плодоношением осуществляется путем вырубки деревьев сопутствующих древесных пород и слабоплодоносящих деревьев кедра" (с запретом на рубку самого кедра мы уже разобрались) - это означает прямой посыл лесозаготовителям: "освобождайте" кедровники от "нежелательных сопутствующих пород", т.е. дуба и ясеня в первую очередь. Такая интерпретация вида рубок ухода (сохранения насаждений) ничем не отличается от стандартной добровольно-выборочной рубки (ДВР) при рубке спелых и перестойных насаждений, причём по правилам заготовки древесины рубки спелых и перестойных насаждений в кедровниках (от 3 единиц кедра в составе насаждения) запрещены.

А вот вопросы "удаления деревьев неудовлетворительного санитарного состояния" относятся немного к иному НПА - Правилам санитарной безопасности в лесах, ссылка на который в тексте Проекта отсутствует.

ЗЫ "Почему-то только в этот момент я подумал, что идея... попахивает идиотизмом" (с) Самый лучший фильм.

_________________
С уважением, Александр


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 06:42 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34590

Архипов писал(а):
Алексей, по возможности авторов проекта от ВНИИЛМ озвучьте, если будет такая информация.
Такой информации у меня пока нет. Могу предположить, что исходным автором многих формулировок является В.И.Желдак, но кто именно сводил все эти старые наработки и переделывал в "лесорайонный" формат - не знаю.
Архипов писал(а):
А вот вопросы "удаления деревьев неудовлетворительного санитарного состояния" относятся немного к иному НПА - Правилам санитарной безопасности в лесах, ссылка на который в тексте Проекта отсутствует.
В проекте вообще очень много пунктов, касающихся вопросов, регулируемых совсем другими нормативными правовыми актами. Вот самый яркий, на мой взгляд, пример:

"70. К лесоводственным мероприятиям противопожарного ухода за лесами, наряду с мерами, предусмотренными Лесным кодексом и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 30 июня 2007 г. № 417, (далее – Правила пожарной безопасности) - с требованием, реконструкции и содержания дорог противопожарного назначения, относятся мероприятия:
создание противопожарной транспортно-технологической сети участков леса;
создание противопожарных минерализованных полос;
создание противопожарных разрывов и уход за ними;
уход за естественными противопожарными заслонами (барьерами);
создание противопожарных заслонов и уход за ними;
противопожарная очистка леса.
"

Удивительно, что авторы не догадались написать, например, что "бюрократический уход за лесами осуществляется путем внесения информации в ЕГАИС УД, АИС ГЛР, формы ОИП и государственной статистической отчетности", или что "в зонах контроля лесных пожаров уход за лесами осуществляется путем наблюдения за распространением пожаров с использованием авиационных и космических методов". В таком документе смотрелось бы вполне органично.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 09:32 
Серов Алексей Владимирович

Сообщения: 760
Откуда: Республика Коми, г.Сыктывкар

Цитата:
Однако, недавно стало известно, что именно этот проект, разработанный ВНИИЛМ, Рослесхоз и Минприроды рассматривают как основной - а проект от СПбНИИЛХ лишь как второстепенный, который должен установить особенности применения новых правил для одного модельного лесного района (Двинско-Вычегодского)

Насколько я понимаю, так и задумывалось изначально. Перед тем как делать проект были масштабные полевые работы в Двинско-Вычегодском районе. По их результатам построены нормативы для для этого района. В другом районе нормативы могут быть другие, чтобы учесть региональные особенности.

_________________
ООО "Техкарта", Сыктывкар, Республика Коми.
http://www.tmap.su


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 10:06 

Сообщения: 627

А.Серов писал(а):
По их результатам построены нормативы для для этого района

:-)
Улыбнуло!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 10:12 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34590

Трудно понять, как задумывалось изначально - слишком уж закрыт процесс разработки этих НПА.

Как бы то ни было, СПбНИИЛХовский вариант правил тоже предусматривает как общую часть (по всем лесным районам), так и специфическую (по Двинско-Вычегодскому):

Предварительные замечания к проектам Правил лесовосстановления и Правил ухода за лесами, разработанным СПбНИИЛХ

СПбНИИЛХовский проект, при всех его минусах и недоработках, на мой взгляд, разумнее ВНИИЛМовского, и хотя бы оставляет шансы на развитие реального лесного хозяйства. В нем есть хоть какая-то идея, кроме как "назвать РГП уходом и рубить там, где сейчас нельзя" (хотя и эта идея в нем тоже есть). И его (СПбНИИЛХовский) при желании можно доработать и с большим трудом в какой-то степени довести до ума; а этот (ВНИИЛМовский) - на мой взгляд, можно только выбросить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 апр 2016, 14:33 

Сообщения: 401
Откуда: :адуктО

Не хочу обсуждать "как сделано", но есть подозрения "для чего сделано" "интенсификация" лесопользования и лесного хозяйства
1. Заготовители просили интенсификацию. Увеличьте нам средний объем заготовки с 1 га аренды. Им отвечают "на те вам".
2. Есть еще такой п.2 ст.19 "Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями".
Пункт-то есть, а денег нет. Может Москва и тут хочет сказать "на те вам"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 апр 2016, 07:51 

Сообщения: 116

Я считаю, что правила рубок ухода должны давать не инструкцию с предписаниями, что КОНКРЕТНО нужно делать, а просто регламентировать цель, которую требуется достичь. Когда с федерального уровня пытаются написать конкретное расписание с конкретными указаниями что именно рубить - уже на уровне субъекта становится понятно, что не учитываются многие обстоятельства, ну а для частных случаев все только усугубляется и учесть все конкретные обстоятельства просто не реально, а попытка это сделать всегда ведет только к увеличению числа неточностей.

С другой стороны, такого рода правила, регламентирующие каждый шаг - это вполне себе составляющая плановой экономики, но у нас вся лесная отрасль поставлена в условия рынка и какой никакой конкуренции, т.е. без какого-то верховного плана, к которому все дружно должны стремиться. А плановая экономика и свободная конкуренция - дают максимальный выход только в своих предельных чистых формах, все что промежуточно, оказывается хуже и чем первое и чем второе из-за того что лишается всех преимуществ.

Еще меня всегда удивляет желание всё внедрить здесь и сейчас и сразу для всех. У нас гигантская страна, почему не выбрать несколько моделей и не предложить различным регионам их испробовать 3-5 лет и уже потом пробовать в других регионах или даже по всей стране? Зачем нужно сразу в омут с головой. Никогда не понимал, как будто кодекс 2007 не научил, что притирать сырые вещи в масштабах всей страны дорого обходится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Текущее время: 25 фев 2020, 21:07


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: АлександрК., Bing [Bot], Google [Bot] и гости: 75


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100