Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37214
Когда в 2002 году в Гринпис России только зарождался проект "Возродим наш лес", направленный на вовлечение сельских школ в практическую работу по созданию лесных питомников и разведению лесов на брошенных сельхозземлях, мы, конечно же, надеялись, что эта идея будет подхвачена многими и распространится на всю малолесную зону нашей страны. Но у нас и мыслей не было об использовании административного ресурса каких бы то ни было федеральных или региональных ведомств для принудительного вовлечения сельских школ в работу по лесоразведению - поскольку было ясно, что "принудиловкой" можно лишь сформировать у учителей стойкое отвращение к этой работе. Все школы, с которыми мы работаем - а сейчас их больше двухсот пятидесяти - присоединились к проекту добровольно, по желанию тех учителей, которые собирались и дальше работать со своими лесными питомниками и детьми. И это себя в полной мере оправдало: даже когда у нас не стало хватать сил на постоянную работу со многими школами, учителя, а местами и сами школьники, продолжали работать самостоятельно. В прошлом были единичные случаи, когда помимо нашей воли районные управления образования принуждали некоторые школы к участию в нашем проекте - но все эти школы в конце концов работу по лесоразведению прекратили.
Желая вовлечь в работу по разведению лесов на деградировавших и брошенных сельскохозяйственных землях, мы старались делиться своими знаниями и опытом со всеми, кому они были интересны. Два года назад к нам обратились руководители компании Faberlic (ОАО "Фаберлик"), пожелавшие силами сотрудников и распространителей продукции своей компании организовать выращивание саженцев и посадку леса вместе со школьниками тех регионов, где работает эта компания. Сотрудники компании, с которыми нам довелось общаться, показались нам энтузиастами, действительно желающими сделать мир лучше. Мы неоднократно встречались, рассказывали сотрудникам компании о ситуации с лесами в России, о нашем опыте по работе со школами, о том, как создаются в школах лесные питомники, как происходит посадка новых лесов, делились всеми имеющимися у нас методическими материалами по любительскому разведению. Казалось, что в лице руководителей компании Фаберлик мы нашли единомышленников, готовых делать примерно то же самое, что делаем мы, но в гораздо большем количестве регионов России.
Однако, в 2010 году нас ждало очень жестокое разочарование. Замысел компании Фаберлик был реализован в форме межрегиональной экологической организации "Эка", рожденной на Селигере и являющейся, очевидно, некой формой развития движения "Наши". Организация объявила о запуске проекта "Больше кислорода", в рамках которого собралась создать в каждом регионе по сто школьных питомников силами своих студентов-активистов. Уже осенью мы стали получать сообщения от учителей, что их принуждают к участию в проекте, или, как минимум, "делают предложения, от которых невозможно отказаться". В итоге по сообщению "Эки" осенью прошлого года в 20 регионах этой организацией было высажено полтора миллиона деревьев. Весной у "Эки" появились новые планы - в 42 регионах России посадить пять миллионов деревьев, а мы стали получать еще больше сообщений с мест о принуждении школ к участию в этой затее с использованием региональных административных ресурсов.
Фактически произошло то, что может не только убить идею любительского лесоразведения на бросовых землях сейчас, но и сформировать стойкое отвращение к этой идее на много лет вперед. Ничто так не отталкивает людей от добрых дел, как жесткое принуждение к этим делам помимо их воли. Кроме того, мы по своему опыту знаем, как сложно научить учителей и школьников правильно обращаться со своими лесными питомниками - для этого нужны опытные наставники, готовые индивидуально работать с каждой сельской школой. Учителей нельзя заставить грамотно организовать работу с питомником - их можно лишь убедить в том, что эта работа нужна, и постепенно научить эту работу делать правильно. Административный ресурс может быть полезен в этой работе, но если работа основывается в первую очередь на использовании административного ресурса - она заведомо обречена на провал.
Самое печальное в этой истории, что мы сами поспособствовали появлению общественной организации "Эка" и ее проекта "Больше кислорода". Проект "Эки" фактически скопирован с нашего (Гринпис) проекта "Возродим наш лес", но без самого важного условия - непременной добровольности участия учителей и школ в проекте. Нам не жалко, что кто-то копирует наши действия - наоборот, мы всегда к этому стремились и стремимся. Нам очень грустно, когда кто-то копирует наши действия так, что убивает у людей интерес и мотивацию к этим действиям.
А очередное действие организации "Эка", тоже скопированное у нас, состоялось в Москве 13 мая 2011 года: сотрудники или добровольцы этой организации раздавали всем желающим саженцы ели обыкновенной, выкопанные в питомнике Дмитровского лесхоза (Московская область). Саженцы представляют собой переростки в возрасте до семи лет, не использованные своевременно из-за сокращения в Подмосковье площадей сплошных рубок и фонда лесовосстановления. Сама по себе раздача таких саженцев людям - дело доброе, но саженцы раздавались без какой-либо упаковки, с сильно обрезанными при выкопке и изрядно пересохшими корневыми системами. В итоге шансы на то, что эти саженцы приживутся, не очень велики - а если они не приживутся, то это вряд ли приведет к чему-либо, кроме отвращения от посадок лесных деревьев в будущем.
Зачем все это написано?
Во-первых, это покаяние: мы извиняемся за то, что невольно, возможно - в силу своей недальновидности, способствовали появлению общественной организации "Эка" и ее проекта "Больше кислорода", в рамках которого школы принуждаются к созданию пришкольных лесных питомников и участию в посадках леса.
Во-вторых, мы призываем сотрудников и добровольцев организации "Эка", действительно заинтересованных в развитии любительского лесоразведения на бросовых землях, всеми силами способствовать тому, чтобы их работа не была связана с принуждением школ и с использованием административного ресурса органов власти.
Мы абсолютно уверены, что проект, основанный на принуждении, долго не проживет. Главное, чтобы за свою короткую жизнь он не успел дискредитировать идею вовлечения школ и школьников в разведение лесов на бросовых деградированных землях, и оставил возможность другим людям развивать эту идею уже на основе добровольности.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
К нам они осенью подкатывались, завуалированно обещали много денег и господдержку. Послал на... туда, куда следовало послал. Ушли в указанном направлении и больше пока не появлялись.
Так во всех регионах одно и тоже.Эти клоуны,другого названия им нет,заставляют сажать леса школьников, типа добровольно,а сами на этом фоне сделают себе фотографии и быстренько уезжают.Наутро чудные фотографии и комментарии к ним во всех газетах!!!! Страна куда ты катишься!?!?!?
кое-где живет еще система школьных лесничеств. Не надо забывать Малую лесную академию, которая в свое время сделала достаточно для формирования нынешних специалистов лесной отрасли. Не обязательно же всем в один проект тесниться. Хотя в свое время мы старались поддерживать все проекты конструктивные. Сейчас ситуация немного не та, Рослесхоз же деньги дает.
О да. Ответ сильный. Только вот он не объясняет, почему раздавали саженцы с сухими корнями. И почему люди из сельских школ жалуются, что на них давят. Рассказы про то, что у всех общественников одновременно случились галлюцинации, выглядят как-то неубедительно... Я бы рискнул назвать ваш ответ враньем. Можете не утруждать себя софистикой - я общался с вашим региональным лидером и говорю не по наслышке. Пожалуй придется распространять информацию о вас среди волонтеров. Если раньше была навязчивая реклама, то теперь пошла откровенная ложь. А это уже перегиб.
Да, Вы правы: проект организации Эка "Больше кислорода" был создан людьми и организациями, не имеющими никакого отношения к Гринпис.
Но мне стыдно даже за ту небольшую роль, которую я лично, к сожалению, играл в этой истории (за то, что Вы называете "консультативной помощью"). Если бы эта роль была большей, мне бы оставалось только признать собственную профнепригодность и пойти работать, например, дворником.
Насчет информации о школах, которых принудили к участию в этом проекте. Мы своих не сдаем. Мы понимаем, что у учителей этих школ могут возникнуть очень большие проблемы, если мы сообщим о том, что получили от них информацию о "принудиловке", связанной с этим проектом. Поэтому мы никому не скажем, что это за школы и от кого мы получили информацию о "принудиловке". Лучше быть "голословными", чем предателями. Можете поверить на слово, что таких школ ОЧЕНЬ много, причем в самых разных регионах. Можете, конечно, и не поверить, но это ни на что не повлияет.
Ну вооот... На сайте ЭКА была возможность оставлять комментарии к страничкам. Убрали. А там как раз началось вполне себе открытое обсуждение. Широко обсуждался вопрос пор погибшие саженцы... Интересно, почему убрали? Неужели им не нужна обратная связь?!