Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Лес, лесное хозяйство, лесовосстановление » Государственное управление лесами
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23 мар 2020, 14:44 

Сообщения: 10

Лесов в России всегда было много, но сегодня российские леса вырубаются и сгорают в пожарах с небывалой скоростью, так что Россия входит в тройку мировых лидеров по скорости утраты первозданных лесов.

Для того, чтобы найти баланс между экономическим освоением лесных ресурсов и ответственным сохранением лесов, как части природы, необходимо разобраться в проблемах в системе управления лесным хозяйством в России.

Взгляд на проблему и возможные меры в этом направлении эколог Татьяна Ульянова предлагает к обсуждению в данной статье

https://tgraph.io/Mogut-li-lesnye-pozhary-Sibiri-byt-rezultatom-nepravilnogo-upravleniya-03-23


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2020, 15:20 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34862

Сразу вызывает подозрение использование недостоверных данных (ЕМИСС) о площадях лесных пожаров. Диаграмма из статьи:



2012 год - рекордный (по данным ДЗЗ) по площади лесных пожаров за этот период как по Сибири, так и по России в целом - выглядит как вполне благополучный. 2016 - второй по площади лесных пожаров за этот период в Сибири - тоже. Почему - понятно: до 2013 года масштабы лесопожарной лжи были запредельными, потом начали понемногу сокращаться, особенно в последние годы; а официальная статистика по прошлым годам какая была, такая и осталась.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2020, 15:37 

Сообщения: 10

Алексей, все данные взяты с сайта https://www.fedstat.ru/indicator/38496
Изображение

Данные за 2019 взяты с сайта авиалесохрана https://aviales.ru/popup.aspx?news=5755

Где взять достоверные данные?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2020, 15:53 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34862

Татьяна С. писал(а):
Алексей, все данные взяты с сайта https://www.fedstat.ru/indicator/38496
Это я понимаю. Но данные официальной статистики по лесным пожарам за период с начала времен до 2016 года не отражают практически ничего - по самым горючим годам они отличаются от реальности в разы. Использовать их для каких бы то ни было выводов нельзя, и сравнивать нельзя, даже по отдельным годам друг с другом.

Полностью сравнимые данные по площадям пожаров можно получить только с помощью дистанционного мониторинга, благо они доступны и единообразны с 2000 года. Можно использовать данные, например, системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз. Вот тут приводится обзор основных источников информации и краткие инструкции, как ими пользоваться:

Откуда узнать, где горят леса и иные природные территории


Вот динамика площадей лесных пожаров по данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз в целом по России, по СФО и ДФО:



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 08:49 

Сообщения: 10

Алексей, в приведенном вами графике также видно растущий тренд пожаров и сделать вывод о растущем тренде по России также можно и по моему и вашему графику. В статье и не рассматривается сравнение по годам, а просто констатируется нарастающий тренд. Я думаю, что мой график не может быть в данном случае существенные недостатком статьи, потому как ЕМИСС это обычный государственный источник, хоть и возможно с заниженными данными.
В любом случае, спасибо, Алексей, за наводку по источникам данных.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 10:54 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34862

В том, что площади пожаров растут, сомнений нет. В том, что лесные пожары в Сибири являются в первую очередь результатом неправильного лесоуправления, тоже сомнений нет. Но в деталях - на мой взгляд, много странного. Например:

Вопрос в статье: "Могут ли регионы сегодня эффективно хозяйствовать при отсутствии должного контроля и надзора со стороны Российской Федерации?!" и предлагаемое решение: "Вывести лесную охрану всех земель лесного фонда под управление Федерального агентства лесного хозяйства. Необходимо расширить полномочия Федерального агентства лесного хозяйства до Министерства лесного хозяйства и делегировать функции не только хозяйствования, но так же контроля и надзора за субъектами РФ".

Контроль за исполнением переданных субъектам РФ лесных полномочий осуществляет именно Федеральное агентство лесного хозяйства (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736 в действующей редакции). Каких именно полномочий ему не хватает, чтобы обеспечить "должный контроль и надзор"? Контроль за расходованием средств субвенций - есть. Контроль за правовым регулированием субъектами РФ лесных отношений - есть. Контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах - есть. Контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований - есть. Контроль за исполнением переданных лесных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений - есть. В целом контроль и надзор в области лесных отношений - есть. Это то, что прямо прописано в положении о Рослесхозе. Чего конкретно не хватает?

При наличии полномочий - почему-то не работает? Тогда надо разбирать, почему не работает. А предлагается - еще увеличить полномочия Рослесхоза, при том, что он с уже существующими не справляется.


Или вот: "и следовательно, регионы самостоятельно решают кому сдавать в аренду лесные земли для различных целей лесопользования, с кем заключать договора купли-продажи лесных насаждений, кому предоставить право на добычу лесных ресурсов и осуществляют контроль и надзор за такой деятельностью".

Что значит - самостоятельно решают? Передача лесов в пользование обычным арендаторам или (через куплю-продажу) малому и среднему бизнесу - это теоретически рыночная процедура, аукцион. Если в реальности органы власти по-прежнему решают, кому давать, а кому - не давать, то надо не "решал" менять, а нормальные процедуры и правила выстраивать. А передача лесов в пользование под приоритетные инвестпроекты (в первую очередь так называемым "фуфлоинвесторам") и вовсе идет с прямым участием федеральных органов: перечень проектов ведется Минпромторгом, Рослесхоз - согласовывает.


Или вот: "соответственно, заниженная величина установленных такс приводит к неправильной оценке наносимого ущерба, в том числе от пожаров, что в конечном счете становится причиной недостаточного финансирования на охрану лесов". Таксы, конечно, низкие, с этим спорить трудно - зато повышающие коэффициенты серьезные. Низкая такса с повышающим коэффициентом 50 (для эксплуатационных лесов) или 250 (для ООПТ) - это уже очень серьезная величина, рассчитанный ущерб получается немалым. А вот то, что при отсутствии установленного нарушения законодательства, приведшего к пожару, эти коэффициенты не применяются, то есть ущерб автоматически снижается в 50-250 раз, в зависимости от категории леса - это гораздо более серьезная проблема. Но о ней в статье - ни слова.

Или вот: "вывести торги древесиной из полномочий субъектов на федеральный уровень, сделать процедуру торгов прозрачной, особенно это касается международных торгов". О чем вообще идет речь? Нет у субъектов РФ таких полномочий - торговать древесиной. Есть полномочия по предоставлению лесов в пользование, но по торговле древесиной - нет. А древесиной, которая становится собственностью государства при прокладке разных ЛЭП и т.д., торговать должно Росимущество.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 11:20 

Сообщения: 10

Контроль и надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов, потому что в лесном кодексе им делегирована данная функция. А вот контроль и надзор со стороны Рослесхоза только плановый или внеплановый если в документах что-то не так.

"Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Мое предложение в том, что сам орган "лесная охрана" должен быть подчинен федерации, а не органам исполнительной власти субъектов РФ. Тут не должно быть передачи полномочий, тут должны быть четко определены границы ответственности. А то получается как стрелка в оба конца между Рослесхозом и субъектами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 11:38 

Сообщения: 10

Что касается пункта передачи полномочий субъектами по аренде и договорам купли-продажи лесных насаждений:

Процедура закрыта и непрозрачная в регионах РФ. В лесном кодексе федерация передала субъектами полномочия самим осуществлять эту деятельность и далее предоставлять отчетность в систему ЛесЕГАИСС. То есть федерация, конкретно Рослесхоз только проверяет документацию а в в самой процедуре не участвует, потому что это по лесному кодексу полномочия субъектов РФ. Полномочия Рослехоза осуществлять только плановую проверку и/или внеплановую если что-то нет так. По факту процедура аукциона/торгов должна быть, по моему мнению, прозрачной и доступной для всех. Возможно это должно быть подобно сырьевой бирже, когда известны все лица участвующие в аукционе в режиме он-лайн и в итоге конечный покупатель. Чтоб можно было отследить без особого труда всю цепочку от места рубки/пород деревьев до тонкостей процедуры торгов и конечных покупателей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 11:40 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34862

Татьяна С. писал(а):
Мое предложение в том, что сам орган "лесная охрана" должен быть подчинен федерации, а не органам исполнительной власти субъектов РФ.
А что от этого изменится, если денег на лесную охрану нет? Ну, будут те же 20-25 тысяч инспекторов подчиняться не региональным властям, а федеральным - что конкретно от этого изменится? На большее количество денег при нынешнем уровне финансирования не хватит. А при нормальном уровне финансирования, или при нормальной системе самофинансирования лесного хозяйства - почему бы с охраной лесов не могли справиться регионы?
Татьяна С. писал(а):
Тут не должно быть передачи полномочий, тут должны быть четко определены границы ответственности. А то получается как стрелка в оба конца между Рослесхозом и субъектами.
"Не должно быть передачи полномочий" и "должны быть четко определены границы ответственности" - это совершенно разные, и никак друг с другом не связанные вещи. Кто мешает четко определить границы ответственности при передаче полномочий субъектам РФ?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 11:45 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34862

Татьяна С. писал(а):
Процедура закрыта и непрозрачная в регионах РФ.
А что - в федеральных органах управления лесами, которым Вы предлагаете все передать, много открытых и прозрачных процедур? Процедуры разработки нормативных правовых актов - открыты и прозрачны? Процедуры выделения денег на научно-исследовательские работы - открыты и прозрачны? Или, может быть, процедуры проведения государственной инвентаризации лесов, обобщения данных государственного лесного реестра, государственного мониторинга воспроизводства лесов и т.д. - открыты и прозрачны?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 12:02 

Сообщения: 10

Относительно такс, считаю что должна быть создана научно обоснованная методология, пока это выглядит скажем так не справедливо и не обоснованно. Бросается в глаза, что в регионах Дальнего Востока и Сибири низкие таксы, а ближе к Москве другие расценки. Потом в итоге ущерб от пожаров выглядит небольшим и экономическая целесообразность тушение всплывает (про Красноярск).

Да, к сожалению не на все обратила внимание, что то упустила в своей статье, надо работать...(про коэффициенты)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 12:12 

Сообщения: 10

Я считаю что сами субъекты не могут сами управлять лесным хозяйством и сами себя контролировать. Это схема явно даст сбой. Тут либо торги выводить из полномочий субъектов РФ либо контроль и надзор, скорее всего второе.


Что касается организации прозрачных процедур торгов, это конечно спорно, где лучше это организовать на уровне субъектов или федерации. Тут конечно много всплывет конфликтных моментов, куда пойдет прибыль и прочее. Тут вопрос организации.

Но в этом всем мне не нравится, что федерация все свалила на субъекты: хозяйствование, аренду/куплю-продажу и контроль и надзор, предоставление отчетности эффективности своей работы...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 13:15 

Сообщения: 10

Алексей, процедуры разработки нормативных правовых актов, Процедуры выделения денег на научно-исследовательские работы, процедуры проведения государственной инвентаризации лесов, обобщения данных государственного лесного реестра, государственного мониторинга воспроизводства лесов и т.д. Скорее всего это все проще организовать на федеральном уровне, через единую площадку. На уровне субъектов интресантов больше, на федеральном уровне они тоже будут, но скорее в меньшей степени.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2020, 13:24 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34862

Так это сейчас и есть на федеральном уровне.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Текущее время: 04 апр 2020, 07:52


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100