Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Лесное законодательство » Предлагаемые изменения в лесное законодательство
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11 сен 2009, 16:08 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29067

Проект новой редакции Правил лесовосстановления разработан Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с подведомственными учреждениями, в настоящее время проходит доработку и готовится к передаче в Министерство сельского хозяйства. Скорее всего, новая редакция Правил лесовосстановления будет утверждена приказом Минсельхоза до конца 2009 года. С проектом новой редакции Правил лесовосстановления (версией от 7 сентября 2009 г.) можно ознакомиться здесь:

Правила лесовосстановления (проект, 7 сентября 2009 г.)

Предварительные комментарии к проекту новой редакции Правил лесовосстановления (версии от 7 сентября 2009 г.)

Предлагаемая редакция Правил лесовосстановления по ряду параметров не соответствует действующему лесному законодательству, предусматривает излишнюю проектную работу, содержит множество неясных и необязательных норм, и в целом нуждается в серьезной доработке (в идеале - в полной переработке). К основным недостаткам проекта относятся следующие.

Чрезмерные требования к проектированию лесных культур

Правилами предусматривается составление неоправданно сложного проекта лесных культур на каждый участок, подлежащий лесовосстановлению (пункт 12). Качественное составление такого проекта требует большой работы, причем работа эта будет в значительной степени бессмысленной - лесничества и лесопарки в их современном состоянии просто не обладают необходимым количеством опытных специалистов, способных проконтролировать все эти проекты. Практикам, занятым собственно созданием лесных культур, эти проекты тоже мало помогут - конкретные особенности лесовосстановительных работ во многом зависят от состояния лесокультурной площади в момент посадки, погодных условий, качества и особенностей привезенного посадочного материала, квалификации привлеченных работников, и других параметров, которые невозможно предусмотреть в заранее составляемом подробном проекте.

В результате при выполнении требований Правил будут создаваться многочисленные проекты, лишь умножающие и без того беспредельно раздутый бумагооборот в лесном хозяйстве, но не способствующие ни эффективному контролю за лесовосстановлением, ни качеству самого лесовосстановления.

Чтобы избежать этого, целесообразно отказаться от обязательного составления проекта лесовосстановления (оставив этот вопрос на усмотрение лиц, организующих лесовосстановление). Для обеспечения контроля за лесовосстановлением вполне достаточно предоставления информации о выполненных работах в форме отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, предусмотренного статьей 66 Лесного кодекса РФ.

Неясные правила выбора способа лесовосстановления

Правилами (пункт 9) устанавливаются неясные требования к выбору способа лесовосстановления - искусственного, естественного или комбинированного. Некоторые фразы, возможно, просто не закончены, в результате чего их смысл остается не ясным:

"если подрост, сохраненный на лесном участке после проведения рубок, распределяется равномерно по всей площади и его количество не меньше густоты";

"если количество подроста на лесном участке в пересчете на 1 гектар меньше количества, соответствующего 25%".

Не ясно, на основании каких критериев должно приниматься решение о том, достаточно ли имеющихся источников семян главных пород для обеспечения семенного возобновления этих пород.

Не ясно, что конкретно означает фраза "если количество подроста меньше установленного для естественного лесовосстановления путем сохранения подроста, но больше количества, при котором в соответствующих лесорастительных условиях проводят искусственное лесовосстановление" - ни то, ни другое количества в явном виде Правилами не определяются.

Необходимо более ясно сформулировать пункт 9. Кроме того, целесообразно ввести в качестве одного из критериев выбора способа лесовосстановления продуктивность (бонитет) участка, с тем, чтобы дорогое искусственное лесовосстановление, дающее наиболее предсказуемый и гарантируемый результат, в первую очередь применялось на наиболее продуктивных лесных землях.

Неоптимальный набор источников информации для учета земель, требующих лесовосстановления

Правилами (пункт 8) предусматривается, что для учета земель, требующих лесовосстановления, используются материалы натурных обследований при отводе лесосек, материалы лесоустройства и другие проектные документы, государственный лесной реестр и лесохозяйственные регламенты лесничеств. Эти материалы составляются до рубки, и не отражают фактическое состояние лесосек после рубки, в связи с чем их может быть недостаточно для правильного учета земель, требующих лесовосстановления.

Материалы натурных обследований после проведения рубок (например, материалы освидетельствования лесосек) в явном виде в данном пункте не указаны.

Целесообразно указать, что учет земель, требующих лесовосстановления, производится на основании материалов натурного обследования (включая освидетельствование) лесосек после проведения рубок, а в случаях, кода действующим законодательством допускается отсутствие таких материалов - на основании материалов отвода, материалов лесоустройства и другой проектной документации.

Поскольку государственный лесной реестр представляет собой явление скорее легендарное, чем реально существующее, ссылаться на него в нормативно-правовых актах, имеющих прикладное значение, нецелесообразно.

Правовая неопределенность понятия "перевод в земли, покрытые лесной растительностью"

Правилами устанавливаются требования к переводу в земли, покрытые лесной растительностью (пункт 14, приложение 1), но при этом не определяется, что именно означает такой перевод в контексте нового лесного законодательства. Лесным кодексом и иными нормативно-правовыми актами лесного хозяйства также не определяется, что означает "перевод в земли, покрытые лесной растительностью".

Необходимо или отказаться от понятия "перевод в земли, покрытые лесной растительностью", или конкретизировать, что оно означает (указать, в каких документах отражается факт перевода участка в земли, покрытые лесной растительностью, в какой срок должен осуществляться такой перевод, каковы правовые последствия того, что лесной участок не будет переведен в земли, покрытые лесной растительностью).

Неясные требования к контролю за лесовосстановлением со стороны лесничеств и лесопарков

Правилами устанавливается (пункт 4), что "лесовосстановление, а также процесс естественного зарастания земель лесом, контролируют лесничества (лесопарки)", при этом не определяется, что включает в себя этот контроль, и на каких правовых основаниях они его осуществляют (в рамках государственного лесного надзора и контроля, в рамках хозяйственного контроля за выполнением договорных обязательств, или как-либо еще).

Необходимо или отказаться от этого пункта, или детализировать его.

Большое количество неясных или необязательных норм

Правила содержат большое количество необязательных (рекомендательных) норм и неясных положений, допускающих неоднозначное толкование. В частности, многократно используются слова "как правило", "преимущественно", "может включать", "могут создаваться", "возможно". Соответствующие пункты правил в лучшем случае имеют лишь познавательное значение и не предусматривают обязательности каких-либо действий, в худшем - создают возможности для административного произвола и развития коррупции.

Необходимо исключить все пункты правил, имеющие необязательный характер или допускающие неоднозначное толкование.

Неясные требования к оценке качества лесовосстановления

Предусмотренные Правилами способы оценки качества лесовосстановления непригодны для оценки качества лесовосстановления при создании смешанных лесных культур или при смешанном лесовосстановлении (создании культуры главной породы с сопутствующим естественным возобновлением ее же или других ценных пород).

В частности, в пункте 33 в качестве критерия успеха рассматривается приживаемость, оцениваемая как доля выживших саженцев или сеянцев от высаженных. В реальности нередко встречаются ситуации, когда в составе возобновления присутствуют как сеянцы, так и самосев, в самых разных пропорциях. В таких ситуациях оценка исключительно приживаемости высаженных сеянцев не дает реального представления об успешности или неуспешности лесовосстановления в целом.

Кроме того, не ясно, как оценивать успех лесовосстановления в тех случаях, когда количество прижившихся саженцев оказывается меньше той нормы, при которой требуется дополнение, но при этом имеется достаточное количество самосева иных ценных пород (например, березы, которая в современных условиях должна рассматриваться во многих регионах как ценная порода).

Неопределенность срока, в течение которого должно быть проведено лесовосстановление

Правилами не определяется срок, в течение которого должно быть проведено лесовосстановление на вырубках, гарях и других участках, подлежащих лесовосстановлению. Это позволяет произвольно сокращать объемы лесовосстановления на конкретный год (за счет увеличения интервала между рубкой и лесовосстановлением), или даже вовсе избегать лесовосстановления на вырубленных и сгоревших площадях в конце срока аренды.

Необходимо в явном виде установить срок после проведения рубки или прекращения пожара, в течение которого должно быть в обязательном порядке проведено лесовосстановление (срок может быть разным для разных лесных районов).

Неочевидная необходимость приложения

Приложение 1 к Правилам, возможно, является излишним.

Последние три колонки приложения определяют требования к молоднякам, подлежащим переводу в земли, покрытые лесной растительностью. В связи с тем, что Правилами не определяется, что означает такой перевод и к каким последствиям он приводит, эти три колонки просто не нужны.

Густота посадки по конкретным древесным породам варьирует достаточно слабо, и различия этих показателей между районами представляются не очень обоснованными. С учетом этого было бы достаточно просто указать в одном из пунктов Правил минимальные значения густоты посадки по основным породам для групп лесных районов - это позволило бы существенно сократить объем документа.

Необходимость установления требований к посадочному материалу также не очевидна. В случае, если лица, обеспечивающие лесовосстановление, будут отвечать не за процесс, а за результат, имеет смысл вопрос о размерах посадочного материала оставить на их усмотрение. Если человек, отвечающий за лесовосстановление, разбирается в этой деятельности, он будет в состоянии самостоятельно определить, какой посадочный материал, с учетом доступности, подходит для конкретного случая. Если этот человек не разбирается в своей деятельности - установление требований к размерам посадочного материала ему все равно не поможет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2009, 08:56 
Аватара пользователя

Сообщения: 1404

По п. №9; что если добавить в него ссылку на количественные показатели из ОСТ-56-99-93, (три последнии графы будут не нужны, да и определение для перевода в покрытые лесом земли получим) А метод определения равномерности и количества подроста взять (в смысле дать ссылку) на "Инструкцию...."№147 от 08.12.1983г.Правда все эти док. явно устарели и требуют дороботки в свете нового кодекса. Естественно закончив предложения в соответствии с рус. яз.

_________________
С уважением alek.cotov@yandex.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Текущее время: 19 окт 2017, 02:58


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100