Охрана природных территорий

Заповедники, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории России


Проблемы и угрозы сети особо охраняемых природных территорий России
 


Попытки изъятия территорий или ослабления режима особой охраны ООПТ и объектов всемирного наследия
 

Золотые горы Алтая
 

Девственные леса Коми
 

Западный Кавказ
 

Государственный природный заповедник "Утриш"
 

Природный комплекс заповедника "Остров Врагнеля"
 

Национальный парк "Самарская лука"
 

ООПТ регионального значения
 

Общие проблемы федеральных ООПТ
 

Общие проблемы региональных ООПТ
 


 

С момента образования в 1916 году первого государственного заповедника «Баргузинский» в России стала создаваться сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ). За более чем 90-летнюю историю она стала одна из самых развитых в мире. Многие российские заповедники и другие ООПТ являются объектами всемирного природного наследия, подпадают под действие других международных конвенций и соглашений.
 

В России создана и функционирует развитая нормативно-правовая база, до последнего времени обеспечивавшая стабильное функционирование ООПТ и достаточную правовую защиту.
 

К сожалению, в последние годы органы власти различных уровней приняли большое количество решений, направленных на разрушение особо охраняемых природных территорий России, в том числе, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
 

Эти решения направлены как на разрушение (изменение границ, изъятие территории, вовлечение в интенсивную хозяйственную деятельность) отдельных ООПТ, так и на ослабление законодательной защиты системы ООПТ в целом, прав должностных лиц, осуществляющих их охрану, ухудшение кадрового состава руководителей системы.
 

Попытки изъятия территорий или ослабления режима особой охраны ООПТ и объектов всемирного наследия
 

Золотые горы Алтая
 

Природный парк "Зона покоя Укок" включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году (на тот момент имел статус особо охраняемой природной территории регионального значения "Зона покоя Укок").
 

В марте 2006 года в рамках визита в Китай Президента РФ Владимира Путина было подписано соглашение о строительстве газопровода "Алтай" через западный участок российско-китайской границы.
 

После этого, ОАО "Газпром" начало разработку обоснования инвестиций в строительство указанного газопровода, согласно которому газопровод должен пройти через центральную часть природного парка "Зона покоя Укок".
 


Планы строительства газопровода через природный парк «Зона покоя Укок»
 

В 2011-2012 году на территории природного парка проводились проектно-изыскательские работы по строительству газопровода, что являлось грубым нарушением режима национального парка и требований Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
 


Проектно-изыскательские работы «Газпрома» на плато Укок в августе 2012 г.
 

В августе 2012 года экспедицией WWF России было обнаружены следы обитания снежного барса ( Panthera uncia (Snow Leopard) Status: IUCN Red Data List, Endangered C1) непосредственно в районе предполагаемой трассы газопровода (перевал Канас). (http://ria.ru/science/20121128/912632591.html).
 

После этого, зам.председателя правления "Газпрома" Валерий Голубев направил в Минприроды РФ письмо, в котором говорится: "До настоящего времени инвестиционное решение ОАО Газпром по строительству газопровода "Алтай" не принято. По состоянию на 30 апреля 2013 года проектные работы по объекту "магистральный газопровод "Алтай" приостановлены. Выделение средств на дальнейшее проектирование в период 2014-2015 гг. не предусмотрено. Разработка проектной документации на данный участок газопровода, включая разделы оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую, среду не ведется". (Источник: Алтапресс.ру http://altapress.ru/story/108622).
 

Однако, в сентябре 2014 года вновь начались переговоры о поставке газа в Китай по западному маршруту. "Газпром" готов в ноябре, в рамках встречи лидеров РФ и КНР, подписать с CNPC контракт на поставки газа в Китай по западному маршруту, заявил глава российского газового холдинга Алексей Миллер.
 

"Если мы будем очень плотно работать с CNPC, "Газпром" готов это делать. Мы в ноябре месяце на встрече лидеров наших государств могли бы подписать контракт", — сказал Миллер в понедельник в ходе беседы президента России Владимира Путина с заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли перед церемонией запуска строительства трубопровода "Сила Сибири".
 

"Мы сориентируемся на ваши предложения и ваши заявки", — сказал президент России, говоря о возможности увеличения поставок газа в Китай, включая западный маршрут. "Разумеется, вы видели, смотрели в "Газпроме". Конечно, он в состоянии реализовать этот проект достаточно быстро, быстрее даже, чем восточный", — отметил Путин.
 

"Более того, у западного маршрута еще больше запасов с точки зрения инфраструктуры", — сказал, со своей стороны Чжан Гаоли. "Запасов там точно совершенно достаточно", — подтвердил президент РФ.
 

(РИА Новости http://ria.ru/economy/20140901/10223080 ... z3D7pzaQoU).
 

По сообщениям СМИ 9 ноября РФ и КНР подписали меморандум о поставках газа по "западному маршруту (http://ria.ru/east/20141109/1032414339.html).
 

О каком маршруте прохождения газопровода подписано соглашение пока неизвестно. Однако, официально пока существует единственный вариант прохождения «западного маршрута» - тот, который предполагает строительство газопровода «Алтай» через природный парк «Зона покоя «Укок», входящий в объект всемирного наследия «Золотые горы Алтая».
 

Строительство газопровода через территорию объекта всемирного наследия «Золотые горы Алтая» (природный парк «Зона покоя «Укок») в местах обитания большого количества редких и исчезающих видов животных является грубым нарушением как Российского законодательства (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 4, 59, 60, Федеральный закон «О животном мире», статья 24), так и международных обязательств России, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
 

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно (на 33,35,36,37 сессиях) отмечал недопустимость строительства газопровода через плато Укок.
 

Таким образом, строительство этого газопровода будет являться нарушением Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
 

В статье 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
 

Таким образом, строительство этого газопровода на территории объекта всемирного наследия является нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
 

Недопустимость разрешения на территории особо охраняемых природных территорий, включенных в список всемирного природного наследия, деятельности, связанной со строительством линейных сооружений, подтверждается правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 марта 2012 года, определение Верховного Суда от 23 марта 2011 г. № 24-Г11-4).
 

Девственные леса Коми
 

Национальный парк «Югыд ва».
 

В 1995 году вся территория национального парка «Югыд ва» и Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника была включена в границы участка всемирного природного наследия «Девственные леса Коми".
 

В границы парка вошли территории, ранее использовавшиеся для разведки и добычи золота.
 

Власти Республики Коми неоднократно пытались изъять указанные земельные участки из состава национального парка для продолжения золотодобычи, принимая решения различных уровней. Все эти решения отменены в судебном порядке.
 

14 января 2010 года Минприроды России приказом № 3 утвердило новое положение о национальном парке «Югыд ва», которым закрепило изъятие указанных земельных участков из территории национального парка (http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=6521&pid=11).
 


Схема северной части национального парка «Югды ва» с вырезанным участком в районе месторождения «Чудное»
 

Подведомственное Минприроды Федеральное агентство по недропользованию выдало 30.12.2009 ЗАО «Голд минералс» лицензию № СЫК14832БЭ на геологоразведку и добычу рудного золота на месторождении "Чудное" в Интинском Районе Коми на правах первооткрывательства. Площадь лицензии составляет19,9 км2, срок действия лицензии до 2029 года. Компания приступила к проектированию геологоразведочных работ, оформлению разрешительной документации и разработке технико-экономического обоснования инвестиций в промышленное освоение объекта. По сообщению агентства, на территории участка планируется капитальное строительство.
 

В настоящее время, уставной капитал ЗАО «Голд Минералс», принадлежит компаниям, зарегистрированным на острове Кипр: «Небот Холдингс Лимитет», «Релост Консультантс Лимитед», «Сабаделл Трейдинг Лимитед», «САНТИВЕР ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД».
 

09.02.2011 МО ГО «Инта» с ЗАО «Голд минералс» заключен договор аренды земельного участка №1346. Одновременно, кадастровая палата Республики Коми включила в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке, предоставленном в аренду ЗАО «Голд минералс», для проведения разведки и добычи золота в категории земель «земли промышленности, транспорта, связи….» (земельный участок с кадастровым номером 11:18:0501001:153).
 

Летом 2011 года в границах участка всемирного наследия «Девственные леса Коми» (территория, незаконно исключенная из национального парка «Югыд ва» для разработки золота компанией «Голд минералз») начались взрывные работы, строительство дорог и других объектов (http://www.greenpeace.org/russia/ru/new ... 1-Ugyd-va/).
 

В результате взрывных работ происходит попадание загрязняющих веществ на прилегающие участки, не исключенные из территории национального парка, что приводит к нарушению гидрологического режима, разрушению мест обитания объектов животного мира, в том числе рыбных запасов. Природные комплексы нац.парка нарушаются тяжелой техникой. Нарушения, вызванные незаконной деятельностью столь значительны, что видны на космических снимках, анализ которых проведен некоммерческим партнерством «Прозрачный мир» (http://www.transparentworld.ru/ru/envir ... t/yugydva/).
 

В 2012 году буровзрывные работы были продолжены.
 


Буровой станок и геологоразведочная канава на месторождении «Чудное». Июль 2012
 

При этом, продолжал наносится вред природным комплексам объекта всемирного наследия.
 


Озеро Грубепендиты, загрязненное в результате буровзрывных работ. Июль 2012
 


Сброс загрязняющих веществ в озеро Грубепендиты. Июль 2012
 

Гринпис России неоднократно обращался в органы Прокуратуры с требованием прекратить любые работы по разведке и добыче золота в границах участка всемирного наследия «Девственные леса Коми» и восстановлению целостности парка.
 

Однако, только 31 августа 2012 года Генеральная Прокуратура письмом № 7/4-2373-2004 подтвердила выводы Гринпис России:
 

«Минприроды России, допустив изменение площади и территориального расположения национального парка путем изъятия части территории для разработки золоторудного месторождения «Чудное», не обеспечило должную охрану, сохранение и передачу объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» будущим поколениям, чем нарушило требования ст. 4, 5 и 6 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. …По данным фактам Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Минприроды России подготовлена информация о необходимости устранения нарушений законодательства».
 

Однако, Минприроды проигнорировало мнение Генпрокуратуры.
 

Тогда Гринпис России обратился в Верховный Суд.
 

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.01.2010 № 3 отменен вступившим в законную силу 14 ноября 2013 года решением Верховного Суда РФ от 21.08.2013 № АКПИ13-642.
 

Однако, уже 20 ноября 2013 года Минприроды издало приказ № 534 (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2014 г. № 32235), утвердив новое положение о национальном парке «Югыд ва», согласно которому месторождение «Чудное» снова исключается из территории национального парка (в приложении 1 были специально указаны координаты поворотных точек вокруг месторождения, а в приложении 3 – оно было вырезано из парка на его карте-схеме).
 


Схема северной части национального парка «Югыд ва» с вырезанным участком в районе месторождения «Чудное» в соответствии с новым положением о национальном парке
 

После вступления в силу этого приказа 4 июля 2014 года, Гринпис снова оспорил его в Верховном Суде.
 

Решением Верховного Суда РФ от 01.10.2014 № АКПИ14-953 пункты данного положения (приложения 1 и 3) отменены в части исключения месторождения «Чудное» из состава национального парка.
 

Однако, чтобы все-таки добиться легализации золотодобычи в границах национального парка, Минприроды подготовило и направило в ЮНЕСКО предложения по изменению границ объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми», исключающие месторождение «Чудное из состава национального парка».
 


 

Предложения по изменению границ объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми»
 

Изъятие земель национального парка «Югыд ва» и осуществление в его границах деятельности по разведке и добыче золота является грубым нарушением как Российского законодательства (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 12, 15, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» статьи 4, 58, 59, Земельный кодекс РФ, статья 95, так и международных обязательств России, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
 

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно (на,35,36,37,38 сессиях) отмечал недопустимость изъятия земель национального парка «Югыд ва» и осуществления в его границах деятельности по разведке и добыче золота.
 

Таким образом, изъятие земель национального парка «Югыд ва» и осуществление в его границах деятельности по разведке и добыче золота является нарушением Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
 

В статье 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
 

Таким образом, изъятие земель национального парка «Югыд ва» и осуществление в его границах деятельности по разведке и добыче золота на территории объекта всемирного наследия является нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
 

Западный Кавказ
 

В июле 2010 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме был представлен проект "Высота 5642", предполагающий строительство 5 горнолыжных курортов на Кавказе.
 

"Высота 5642" предполагает создание пяти горнолыжных курортов общей площадью 2 500 кв. километров, способных принять 150 000 человек в день. Расположить их собираются в шести регионах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Как явствует из разработанных схем, будущие мега-курорты "Эльбрус-Безенги", "Архыз", "Мамисон" и "Лагонаки" затрагивают территории федеральных заповедников.
 

В ряду проектов "Высоты 5642" особо выделяется курорт «Лагонаки», стоимостью около 50 млрд. рублей и вместимостью 18 000 человек, который намереваются разместить на территории Кавказского заповедника, объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ". Кроме освоения заповедных территории Лагонаки и Фишт-Оштенского массива, реализация этого проекта предполагает вырубку уникальных лесов в памятнике природы "Верховья реки Цице" и в охранной зоне заповедника (http://www.greenpeace.org/russia/ru/new ... -lagonaki/).
 

Проект усиленно проталкивается, хотя еще в 2008 г. Центр Всемирного Наследия ЮНЕСКО рекомендовал России полностью прекратить освоение плато Лагонаки и Фишт-Оштенского массива. Властям Адыгеи уже выделена финансовая помощь на "Развитие горнолыжных комплексов на плато Лаго-Наки". Из федерального бюджета в рамках ФЦП "Юг России" выделено 1 958,7 млн. рублей.
 

Проект был представлен в этом году инвесторам на экономическом форуме в Давосе.
 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 1485-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (опубликована на сайте Правительства Российской Федерации 16.10.2010, http://government.ru/gov/results/12423/), которой предусмотрена реализация проекта "Высота 5642", а также строительство железнодорожной линии Кисловодск - Черкесск - Адлер (п.22 Приложения 2), автодороги Черкесск-Адлер (п.45 Приложения 2), строительство которых также предполагается через территорию Кавказского заповедника.
 

Постановлением Правительства от 14 октября 2010 года № 833 запланировано строительство горнолыжного курорта на плато Лагонаки - территории Кавказского заповедника - участка всемирного природного наследия "Западный Кавказ".
 

Наиболее масштабные планы освоения, затрагивающие территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника, связаны со строительством курорта Лагонаки.
 


 

Чтобы легализовать данную деятельность, 30 ноября 2011 года в России принят Федеральный закон № 365-ФЗ, согласно которому на участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.
 

Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.04.2012 № 603-р на территории Лагонакского биосферного полигона допускается строительство следующих объектов:
 

1. Дома-кордоны с сопутствующими хозяйственно-бытовыми постройками
 

2. Здание информационного центра для посетителей
 

3. Гостевые дома с сопутствующими хозяйственно-бытовыми постройками
 

4. Конюшни
 

5. Бугельные подъемники
 

6. Канатные дороги
 

7. Горнолыжные трассы
 

8. Объекты (в том числе линейные) транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающие функционирование объектов, указанных в пунктах 1 - 7 настоящего Перечня.
 


Схема горнолыжных трасс и объектов инфраструктуры курорта Лагонаки в границах объекта всемирного наследия
 

Cтроительство указанных объектов может привести к деградации ценных природных комплексов, фрагментации экосистем, и, как следствие, утрате выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.
 

Помимо этого, 21 января 2011 года Минэкономразвития России с Правительством Республики Адыгея заключено соглашение № С-11-ОС/Д25 о создании на территории Майкопского района туристско-рекреационной особой экономической зоны.
 

В последующем это соглашение было дополнено соглашениями № С-638- ОС/Д25 от 26 июля 2011 года и № С-710- ОС/Д25 от 26 сентября 2011 года.
 

Несмотря на высокую пастбищную дегрессию в результате хозяйственного использования в период, когда территория плато Лагонаки не входила в заповедник, в настоящее время территория Лагонакского нагорья представляет высокую ценность.
 

Согласно монографии «Труды Кавказского государственного природного биосферного заповедника, выпуск 19, «Особо охраняемые виды животных, растений, и грибов в Кавказском заповеднике, Майкоп, ООО «Качество», 2009), таблица 7, Лагонаское нагорье является одним из наиболее ценных участков Кавказского заповедника с точки зрения количества обитающих на нем редких видов.
 

Лагонакское нагорье является единственным крупным высокогорным известняковым
 

Таким образом, изъятие территории Лагонакского нагорья или его части из состава объекта всемирного наследия «Западный Кавказ», приведет к значительной утрате объектом его выдающейся универсальной ценности
 

Помимо этого, в Кавказском биосферном заповеднике планируется строительство метеорологической станции и дороги к ней. На официальном сайте госзакупок Zakupki.gov.ru были объявлены два конкурса на разработку проектной документации дороги, которая пройдёт по территориям заповедника и соседних лесных угодий.
 

Итоги одного из этих "конкурсов" - по участку "автодорожного маршрута" с номером два, который намечено проложить на протяжении 10 километров по территории Кавказского заповедника, подведены. Победителем стало ООО "ЮПК.Строй", входящее в состав Группы компаний "Южная Промышленная Корпорация" (http://ewnc.org/node/7514).
 

В 2012 году проведены общественные слушания по указанной дороге.
 


Схема дороги к базе отдыха «Лунная поляна»
 

Велика вероятность, что на самом деле данный объект планируется с целью оправдания строительства дороги к комплексу «Лунная поляна», а также организации горнолыжных трасс и подъемников на территории заповедника.
 

Таким образом, строительство центра мониторинга может угрожать выдающейся универсальной ценности объекта.
 

В докладе Российской Стороны отсутствует информация о планах строительства Центра мониторинга.
 

В феврале 2013 года на территории Сочинского государственного природного заказника федерального значения (Краснодарский край) начались работы по реконструкции авотомобильной дороги «Солох-Аул- метеостанция Кавказского государственного природного биосферного заповедника».
 


Уничтоженные самшита колхидского при строительстве дороги к метеостанции
 

Указанные действия осуществляются в нарушение действующего законодательства Российской Федерации о следующим причинам.
 

Реконструкция дороги осуществляется на территории Сочинского государственного природного заказника федерального значения. При этом производится рубка леса, включая рубку самшита колхидского , занесенного в Красную книгу Российской Федерации а также Красную книгу IUCN, категория NT), а также нарушение почвенного покрова.
 

В соответствии с положением о Сочинском заказнике, утвержденном приказом Минсельхоза России от 24.12.2003 № 1571 (п.2.2), на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
 

Строительство горнолыжного комплекса, дорог и иных коммуникаций в местах обитания большого количества редких и исчезающих видов животных является грубым нарушением как Российского законодательства (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 4, 59, 60, Федеральный закон «О животном мире», статья 24), так и международных обязательств России, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
 

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно (на 36,37,38 сессиях) отмечал недопустимость размещения горнолыжного курорта в границах участка всемирного наследия «Западный Кавказ».
 

Таким образом, размещение горнолыжного курорта будет являться нарушением Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
 

В статье 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
 

Таким образом, размещения горнолыжного курорта на территории объекта всемирного наследия является нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
 

Недопустимость разрешения на территории особо охраняемых природных территорий, включенных в список всемирного природного наследия, деятельности, связанной со строительством линейных сооружений, подтверждается правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 марта 2012 года, определение Верховного Суда от 23 марта 2011 г. № 24-Г11-4).
 

Чтобы все-таки добиться легализации размещение горнолыжного курорта на территории объекта всемирного наследия, Минприроды подготовило и в 2014 году направило в ЮНЕСКО предложения по изменению границ объекта всемирного наследия «Западный Кавказ», исключающие часть плато Лагонаки из состава национального парка».
 


Предложения по изменению границ объекта всемирного наследия «Западный Кавказ»
 


 

Государственный природный заповедник « Утриш»
 

2 сентября 2010 года Правительство РФ распоряжением № 1436-р создало государственный природный заповедник "Утриш", исключив из него наиболее ценные участки можжевелово-фисташковых средиземноморских лесов, где предполагается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, инициированного Управлением делами Президента РФ, а также рекреационных объектов Краснодарского края, и дорог к ним.
 

Инициаторы строительства и способствующие им чиновники идут на беспрецедентное нарушение законодательства и конституционных прав граждан России.
 

Так, например, 1 и 2 декабря в Анапе и Новороссийске должны были пройти слушания по созданию заповедника «Утриш» и строительству противопожарной и лесохозяйственной дороги. На деле целью этих слушаний было обеспечить формальное одобрение общественностью планов строительства в самой ценной части Утриша (где максимальная концентрация исчезающих видов –можжевельников, фисташки, средиземноморской черепахи) физкультурно-оздоровительного комплекса и подъездных дорог к нему. Чтобы не допустить массовых выступлений против этих планов на слушаниях их организаторы (Администрация г.Анапы, администрация г.Новороссийска, Администрация Краснодарского края, Минприроды России) решили просто не пустить на слушания 100 заинтересованных граждан, противников этих планов (http://www.greenpeace.org/russia/ru/pre ... es/4164869).
 


 

Создание заповедника в необоснованно сокращенных границах (уменьшение площади в 2 раза!), из которых исключается территория физкультурно-оздоровительного комплекса и коммуникаций к нему (участок аренды Фонда "Дар"), инициатором которого согласно официально опубликованным документам (http://www.krasnodar.ru/upload/iblock/b2f/249.pdf), является Управление делами Президента РФ, приведет к деградации, фрагментации и утрате наиболее ценных природных комплексов.
 

В настоящее время, по иску Гринпис России дело о нарушении прав граждан при подготовке к строительству дороги на Утрише рассматривается Европейским судом по правам человека.
 

В 2014 году Минприроды разработало законопроект, согласно которому заповедник «Утриш» должен был быть преобразован в национальный парк.
 

По сообщениям СМИ, в Краснодарском крае планируется создание туристического кластера «Абрау-Утриш». Как следует из приказа Федерального агентства по туризму РФ, в 2014 году из федерального бюджета направят 385 млн рублей на реализацию этого проекта.
 

«Туристический кластер должен занять около 30 км Южного побережья города. Там планируется построить гостиницы, ресторанные и развлекательные комплексы, спортивные школы, пляжную инфраструктуру, лодочные станции. Принять участие в освоении кластера может любое предприятие, расположенное на побережье или у озера Абрау, и представившее свой проект», - сообщается в материале.
 

Если посмотреть на карту Краснодарского края, то становится видно, что заповедник «Утриш» как раз и расположен между населенными пунктами Абрау и Большой Утриш. То есть весь кластер хотят построить именно на территории заповедника.
 

Видимо, для этого и понадобился перевод многострадального заповедника в нацпарк.
 

Не исключено, что в состав кластера предполагается включить и скандальный «физкультурно-оздоровительный комплекс», который все еще планирует строить Фонд «Дар» – очередную дачу крупных чиновников на последнем нетронутом участке Черноморского побережья.
 

Таким образом, если планы преобразования Утриша в нац.парк будут реализованы, наиболее привлекательные для коммерческого использования (в первую очередь прибрежные) территории будут превращены в рекреационную зону национального парка, где допускается строительство туристической инфраструктуры, включая турбазы и гостиницы. К тому же такие земли могут передаваться в аренду. А ведь именно на прибрежных участках и сохранились уникальные насаждения средиземноморских можжевелово-фисташковых лесов. Скорее всего, они просто исчезнут и заповедник (в статусе национального парка) потеряет все то, ради чего он создавался, если не предотвратить этого.
 

По инициативе Гринпис России более 40000 граждан направили обращения в Минприроды с требованием не допустить преобразования в нац.парк заповедника «Утриш».
 

21 марта 2014 года Общественный совет при Минприроды выступил за сохранение статуса Утриша.
 

Члены Общественного совета при Минприроды РФ решили исключить заповедник Утриш в Краснодарском крае из списка особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые могут быть переведены в категорию национальных парков, заявил в пятницу заместитель главы Минприроды РФ Ринат Гизатулин.
 

"С Утришем вопрос решен — лучше 40 тысяч людей услышать, чем доказывать им обратное", — сказал Гизатулин на заседании Общественного совета при Минприроды.
 

РИА Новости http://ria.ru/earth/20140321/1000837867 ... z2z9EmBfsu
 

Однако, указанный закон так и не принят, поэтому угроза преобразования «Утриша» сохраняется.
 

Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»
 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 № 103-р в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 787-р, включены участки континентального шельфа Российской Федерации «Северо-Врангелевский-1» и «Южно-Чукотский» в Чукотском море.
 

Приведенные выше участки предоставлены в пользование открытому акционерному обществу «Нефтяная компания «Роснефть» для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья, осуществляемых по совмещенной лицензии.
 

В границы участков «Северо-Врангелевский-1» и «Южно-Чукотский» попадает акватория, включенная в границы охранной зоны государственного природного заповедника «Остров Врангеля (объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО».
 

Геологическое изучение недр, разведка и добыча углеводородного сырья на указанных территориях является нарушением действующего законодательства Российской Федерации по следующим причинам.
 

В соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» (статья 8) запрещается выдавать лицензии, если региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведку и добычу минеральных ресурсов планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий континентального шельфа.
 

В соответствии со статьей 16.1 создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа не могут осуществляться в случаях, если такие создание, эксплуатация, использование:
 

планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий континентального шельфа.
 

Таким образом, выдача лицензий, а также создание и эксплуатации установок для геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов на указанных участках в границах особо охраняемых природных территорий являются нарушением Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации».
 

ГИС отдел Гринпис установил, что сейсморазведочное судно «Нептуния», зафрахтованное компанией «Роснефти» за последний месяц несколько раз заходило в акваторию заповедника «Остров Врангеля», входящего в границы объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО. По данным АИС судна, оно находилось в границах заповедника и его охранной зоны 31 августа в течение суток, и двое суток 13-15 сентября. При этом, более суток судно стояло около заповедного острова Геральда.
 


 

Согласно закону, на территории (в акватории) заповедника . допускаются исключительно мероприятия и деятельность, направленные на:
 

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
 

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
 

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
 

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
 

д) выполнение научно-исследовательских задач;
 

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;
 

ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
 

Кроме того, Пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данного заповедника, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органа, в ведении которого находится заповедник (Минприроды России), допускается только при наличии разрешения этого органа или дирекции заповедника.
 

Трудно поверить, что судно, занимающееся сейсморазведкой, в акватории заповедника занималось охранной, научной или эколого-просветительской деятельностью.
 

Так что, даже если судно «Роснефти» и получило разрешение на проход через акваторию заповедника, законность этого разрешения вызывает серьезные сомнения.
 

Гринпис обратился по поводу этого нарушения в правительство, и МПР ответило, что не допустит промышленной деятельности в ООПТ.
 

Однако, никакие изменения в границы лицензионных участков до сих пор не внесены. А это значит, что судно «Роснефти» могло вести в акватории заповедника и его охранной зоны и прямо запрещенную там сейсморазведку.
 

В последнее время заповедник «Остров Врангеля» подвергается беспрецедентному воздействию. В августе 2014 года там началось строительство пункта постоянного базирования Тихоокеанского флота (http://www.greenpeace.org/russia/ru/new ... 8-medvedi/). Гринпис России направил запросы в Минприроды и Минобороны.
 

В ответ на это, Генеральный щтаб ответил, что никакого пункта постоянного базирования Тихоокеанского флота на острове Врангеля не строится и не планируется. Однако, это опровергается сообщениями, размещенными на сайте Минобороны. http://www.greenpeace.org/russia/ru/new ... navy_base/ .
 

А ведь по мнению ученых, даже малейшее беспокойство может повлиять на жизнь белых медведей, для сохранения мест обитания которых, в первую очередь, и создавался заповедник. Такие действия прямо запрещено российским законодательством и международными обязательствами России.
 

20 сентября в рамках учений «Восток-2014» на остров был высажен десант из сотни воздушных и морских десантников, которые устроили на нем учебный бой (http://www.greenpeace.org/russia/ru/new ... log/50774/). Гринпис направил по этому поводу запрос в Главную военную прокуратуру, но ответа также нет (http://www.greenpeace.org/russia/ru/new ... u-Wrangel/).
 

Строительство военной базы на территории заповедника и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, проведение военных- учений, проход судов в местах обитания большого количества редких и исчезающих видов животных является грубым нарушением как Российского законодательства (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», статья 9, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статьи 4, 59, 60, Федеральный закон «О животном мире», статья 24), так и международных обязательств России, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
 

Таким образом строительство военной базы на территории заповедника и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, проведение военных- учений, проход судов будет являться нарушением Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
 

В статье 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
 

Из изложенного следует, что в абсолютном большинстве приведенных случаев попыток незаконного изъятия земель ООПТ или вовлечения их в интенсивную хозяйственную деятельность, инициатором или органом, оказывающим поддержку указанной деятельности, является Минприроды России - орган, в компетенцию которого входит выработка государственной политики в области особо охраняемых природных территорий.
 

Национальный парк "Самарская лука"
 

23 декабря 2013 года распоряжением Правительства Самарской области № 869-р утвержден проект планировки территории в границах городского округа Жигулевск и сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, в том числе на территории федерального государственного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука», в целях реализации инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» (http://www.minstroy.samregion.ru/docs/a ... ied/37112/).
 

ТРК планируется разместить в районе с.Ширяво.
 

Согласно зонированию национального парка «Самарская лука», опреденному положением о нем, утвержденным приказом МПР России от 9 марта 2004 г. № 259 (в редакции приказа МПР РФ от 17.03.2005 № 66, приказов Минприроды России от 27.02.2009 № 48, от 26.03.2009 № 72), а также лесохозяйственному регламенту национального парка, территории, прилегающие к с. Ширяево, относятся к заповедной и особо охраняемой зонам национального парка.
 

Таким образом, проектом планировки предусмотрено, что строительство туристско-рекреационного комплекса затронет территорию заповедной или особо охраняемой зон.
 

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.2) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
 

заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
 

особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
 

Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.
 

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
 

деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
 

строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;
 

организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
 

Таким образом, строительство туристко-развлекательного комплекса является нарушением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
 

В связи с изложенным, Гринпис России направил обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования по признанию не действующим распоряжения Правительства Самарской области № 869-р об утверждении проекта планировки территории в границах городского округа Жигулевск и сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, в том числе на территории федерального государственного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука», в целях реализации инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» в части размещения объектов на территории заповедной и особо охраняемой зон национального парка «Самарская Лука» в соответствии с действующим на настоящий момент положением о нем.
 

Однако, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура отказалась принимать меры. По мнению Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в соответствии с ч. 4 ст. 2, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Проект планировки территории был согласован со следующими заинтересованными лицами: с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.02.2013 № 01-12-29/1584, ФГБУ «Национальный парк «Самарская лука» от 06.12.2012 № 3/8396, администрацией г.о. Жигулевск от 23.04.2013 № 3/3500, администрацией муниципального района Волжский от 19.10.2012 № 407, министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 10.07.2013 № МТС-28/1250, министерством спорта, туризма и молодежной политики Самарской области от 12.03.2012 № ДРТ-60, администрацией сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский от 19.10.2012 № 407.
 

ООПТ регионального значения
 

В Волгоградской и Московской областях уничтожаются уникальные особо охраняемые природные территории.
 

Власти Волгоградской области подготовили проект постановления об изменении границ природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», согласно которому из территории парка планируется исключить с целью последующей застройки более 17000 га, в том числе уникальные пойменные леса и водно-болотные угодья . Государственная экологическая экспертиза, одобрившая это решение, длилась всего неделю. Территория этого парка уникальна и ценна не только для Волгоградской области. Там обитает огромное количество редких видов растений и животных. Он входит в «теневой список» водно-болотных угодий, имеющих международное значение, охраняемых согласно международной Рамсарской конвенции (это значит, что он соответствует критериям ценности, предусмотренным Конвенцией, но их включение юридически не оформлено), входит в список ключевых орнитологических территорий международного значения. «Волго-Ахтубинская пойма» является биосферным резерватом ЮНЕСКО.
 

Часть земель из парка изымаются под видом необходимости подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, что противоречит основному документу FIFA Code of Conduct. Руководство FIFA проинформировано о возможных экологических последствиях решения об изъятии земель парка.
 

Застройка территории, вырубка уникальных пойменных лесов, изменение гидрологического режима, приведут к разрушению природных комплексов, уничтожению среды обитания краснокнижных видов. Такие действия прямо запрещены российским законодательством, однако это не смущает региональные власти.
 

В марте 2014 года суд в Волгограде признал незаконным и недействующим заключение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изъятие более 17000 га земель природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», уникальной природной территории, включенной в список биосферных резерватов ЮНЕСКО.
 

Изъятие земель парка лоббировалось властями Среднеахтубинского района и администрацией Волгоградской области, включая, как это ни удивительно, Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области. Именно это региональное министерство, которое по своему положению обязано заниматься сохранением и развитием сети ценных природных территорий области, не только поддерживало районные власти, требующие исключить из парка наиболее привлекательные для застройки земли, но и с грубейшими нарушениями закона организовало государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих это изъятие и утвердило положительное заключение этой экспертизы.
 

Гринпис России и другие НПО неоднократно обращали внимание на недопустимость сокращения площади парка и имеющиеся нарушения. Однако в ответ региональные чиновники отвечали, что все хорошо.
 

При этом «природоохранное» министерство признало, что в границы участков, предполагаемых для исключения, попали ценнейшие участки: «В связи с тем, что в границах выводимых территорий и в непосредственной близости от них отмечались редкие виды растений и животных, разработчиками материалов рекомендовано обеспечение их сохранности», — пишет первый заместитель министра природных ресурсов и экологии ВО С.Тарусев.
 

И зачем нужно исключать территорию их парка, где действует строгий режим, чтобы давать какие-то не имеющие юридической силы рекомендации (если только цель этого – не оправдание планируемого разрушения парка).
 

Кстати, областные чиновники пошли на откровенное вранье. В упомянутом письме указано, что министерством была организована и проведена государственная экологическая экспертиза материалов, в которой рассмотрен один вариант изменения границ территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». В то же время в материалах, представленных на экологическую экспертизу, был представлен и альтернативный вариант, разработанный сотрудниками природного парка, который являлся действительно экологически обоснованным предложением по решению социальных проблем жителей без изъятия из парка значительных площадей. Однако министерство утвердило именно самый разрушительный вариант.
 

К счастью, общественников и экологов поддержала прокуратура области, которая и опротестовала в суде заключение экоэкспертизы, отмененное судом. А значит, у уникальных водно-болотных угодий Волго-Ахтубинской поймы появился шанс.
 

Тем более, что если изъятие земель парка все-таки состоится, это может стать очередным спортивным скандалом. Ведь Волгоград — один из городов, где планируется проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. И хотя Минприроды Волгоградской области и отрицает, что изъятие земель парка связано с проведением чемпионата, в письме на имя директора парка глава Среднеахтубинского района (главный лоббист разрушения парка) прямо пишет: «Необходимость исключения предлагаемых администрацией Среднеахтубинского муниципального района территорий природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» обусловлено подготовкой к проведению группового турнира чемпионата мира по футболу 2018 года». Международная федерация футбола (FIFA) проинформирована о возможных проблемах и ведет соответствующие переговоры с организаторами. Так что, если российские власти не хотят иметь очередные проблемы с международными спортивными соревнованиями, им придется оставить в покое уникальные водно-болотные угодья Волго-Ахтубинской поймы.
 

Власти Московской области почти добились разрушения уникального природного комплекса озера Заболотское в рамках реализации проектов по так называемому «противопожарному» обводнению никогда не горевших и находящихся большую часть года под водой черноольховых лесов и болот на территории заказников «Озеро Заболотское и его окрестности» и «Журавлиная родина».
 


 

Для того, чтобы легализовать этот проект, областное правительство изменило режим заказника «Озеро Заболотское и его окрестности», разрешив на нем мелиоративные работы, и с нарушениями действующего законодательства провело государственную экологическую экспертизу проекта. А на территорию заказника «Журавлиная родина» обводнители залезли уже безо всякой экспертизы.
 

В результате публичной кампании, организованной Дружиной охраны природы МГУ Губернатор Московской области поручил прекратить реализацию этого проекта. В настоящее время, прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту незаконных рубок на территории заказника «Журавлиная родина».
 

Власти Свердловской области планируют строительство Дарьинского водохранилища на территории природного парка «Река Чусовая».
 


 

20 декабря 2013 года в г. Екатеринбург прошли общественные слушания по Предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) объекта «Шишимское и Дарьинское водохранилища Свердловской области» (далее – Материалы).
 

Указанные материалы разработаны с нарушениями законодательства Российской Федерации, а общественные обсуждения указанных материалов проведены с нарушениями требований Положения об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее – Положение об ОВОС), утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2000 № 2302).
 

Наиболее серьезными нарушениями при подготовке Материалов и проведении по ним общественных слушаний, являются следующие:
 

1. Материалы ОВОС на стадии общественных обсуждений не были доступны широкой общественности, в частности не были размещены в сети Интернет (нарушены пп. 2.7 и 4.4 Положения об ОВОС).
 

2. В Материалах отсутствует анализ экологических и иных связанных с ними последствий «нулевого варианта» (отказ от деятельности), а также описание этого варианта (нарушение п.2.4 Положения об ОВОС).
 

3. Наличие неполных и недостоверных данных по возможному воздействию на природные комплексы, в том числе природные комплексы природного парка «Река Чусовая», а также ценные природные объекты, включая виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации (нарушение п. 2.6 Положения об ОВОС).
 

По этим фактам Гринпис России обратился в Прокуратуру Свердловской области, однако никаких мер принято не было.
 

Общие проблемы федеральных ООПТ
 

1. Резкое ослабление законодательной защиты:
 

- Массовые попытки строительства в национальных парках;
 

- Ликвидация охранных зон многих заповедников под предлогом того, что они созданы не Правительством;
 

- Изменения в закон об ООПТ, допускающие изъятие земель любых ООПТ, в том числе заповедников;
 

- Лишение заповедников и национальных парков прав штрафовать за экологические правонарушения.
 

2. Разрушение системы управления:
 

- Отсутствие в Минприроды России отдельной специализированной структуры по управлению федеральными ООПТ (сейчас - 1 отдел, лишенный основных управленческих полномочий);
 

- Финансирование государственной системы ООПТ по остаточному принципу, что приводит:
 

а) к развалу ООПТ на местах;
 

б) толкает на то, чтобы деньги зарабатывались за счет незаконного использования ресурсов;
 

- Слабость и беспринципность руководства Минприроды, которое готово по любому указанию сверху согласовать практически любую деятельность в границах федеральных ООПТ;
 

- Отсутствие взаимодействия федеральных ООПТ с региональными властями, в результате чего ООПТ воспринимаются как чужеродные объекты и неиспользуемые ресурсы;
 

- Беззубость и коррумпированность государственной экологической экспертизы.
 

Общие проблемы региональных ООПТ
 

1. Законодательные проблемы:
 

- Отсутствие в федеральном законодательстве порядка охраны региональных ООПТ, и отсутствие в большинстве регионов законодательных норм, восполняющих этот пробел;
 

- Допустимость реализации различных видов лесопользования, не связанных с рубкой (добыча полезных ископаемых, строительство линейных сооружений) на лесных ООПТ, если это прямо не запрещено режимом (раньше для этого требовался перевод в другую категорию земель, для чего было нужно решение Правительства РФ).
 

2. Проблемы управления:
 

- Отсутствие в большом количестве регионов специализированных органов управления региональными ООПТ, наделенных соответствующими полномочиями (в первую очередь по осуществлению производства по делам о нарушениях режима);
 

- Развал системы государственного контроля за ресурсами (лесного, охотничьего), который ранее занимался, в том числе контролем на региональных ООПТ;
 

- Неполный учет региональных ООПТ или их режима в документах территориального планирования, материалах лесоустройства, разрабатываемых Лесных планах субъектов РФ, лесохозяйственных регламентах, земельно-кадастровой документации (в большинстве тех, которые доступны сейчас, в нарушение Лесного кодекса региональные ООПТ не отнесены к соответствующей категории защитных лесов);
 

- Сложности с созданием новых (а в некоторых регионах - и существованием) региональных ООПТ на федеральных землях.

 

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Rambler's Top100